178
179
180
АВТОКЛУБTOYOTA PRIUSИзготовитель: Год выпуска: В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: Пробег в редакции на момент отчета: Общий пробег Предыдущие публикации в журнале: «ТОЙОТА МОТОР» 1998 с декабря 2003 10 тыс. км 146 тыс. км 2004. № 3Финишировав после заездов на динамометрической дороге, испытатель недоуменно и даже немного обиженно буркнул: «Этот автомобиль я понять не могу. Уж слишком он умный: живет своей жизнью и логикой...» Гибридный «Приус» появился в редакции в самый разгар зимы. Российского тепла еще не видел, но успел накатать почти 10 тыс. км по столице и соседним областям, порадовал эффективной и удобной в управлении «печкой», бодрым пуском в мороз. Машина успешно прошла инструментальный техос178 За рулем 6/2004мотр. Подготовка свелась к замене фар: теперь «Приус» не косит по-японски, а светит, как положено. Кстати, рекомендуем такую процедуру всем владельцам праворульных машин: разоритесь на нормальный свет. Если у автомобиля есть европейский аналог, сделать это несложно. Техническое обслуживание провели своими силами: поменяли масло в двигателе, свечи зажигания, приводной ремень, проверили состояние тормозов и подвески. Последние вмешательства не потребовали. И вот дороги просохли «Приус» впервые выехал на Дмитровский полигон.МЕТРЫ, СЕКУНДЫВОЛЬТЫ Стандартные замеры на динамометрической дороге непривычно затянулись. Ведь в отличие от обычных автомобилей, ускоряться гибриду помогает электромотор. Чем больше заряжены аккумуляторы, тем быстрее машина наберет 100 км/ч или проедет километровый участок. Только вот принудительно зарядить батарею до максимума очень сложно. Система управления сама решает, стоит ли подключать бензиновый мотор, чтобы пополнить запас энергии, или пока поберечь топливо. Поэтому, тестируя автомобиль на «динаме», приходилось накручивать лишние километры, подзаряжая аккумуляторы. В таблице 1 - лучшие показатели «Тойоты-Приус». Замеры подтвердили субъективные ощущения: приТАБЛИЦА! РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»TOYOTA PRIUS • Весовые характеристики Снаряженная масса, кг Нагрузка на ось, к г переднюю заднюю•w ДОгаТНогявНвЧчтСнМ'л1268 761 507качества Разгон, с: (МО км/ч 0-60 км/ч 0-80 км/ч 0-100 км/ч 0-120 км/ч 0-140 км/ч МООн 0-1000м Максимальная скорость, км/ч Эластичность, с: 60-100 км/ч 80-120 км/ч • Выбег, ас 120-50 км/ч 50-0 км/ч • Торможение со 10В км/ч: тормозной путь, м замедление, м/с2 41,9 1475 11.2 18,44.3 7,3IM1725,1 41,8 20,8(111,1 км/ч) 37,9 (137,9 км/ч)1538509.2 На правах рекламыAutomotiveч ТТТГне копируем, мы делаем лучше!ЩШаровые опоры JR1 ТАБЛИЦА 2. ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙTOYOTA PRIUS •Общи» данные Размеры, мм: длина ширина высота колесная база Снаряженная масса, кг Полная масса, кг •Двигатель Расположение, число цилиндров Рабочий объем, Ы-1 Мощность, кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент, Н м при об/мин •Трвигааиггип Привод Коробка передач 'ПП - планетарная Давид ВАЗ2111 HYUNDAI ACCENT VW POLO Цельнокованый корпус опоры FENOX позволяет обеспечить усилие аырыаа пальца, а несколько раз превышающее нормативное. Метод холодной высадки при производстве шарового пальца в сочетании с обкаткой алмазными роликами гарантирует высокую точность формы и чистоту поверхности сферы Специальная термообработка пальца обеспечивает его высокую усталостную прочность ^ L Сплошной контроль методом ультразвуковой диагностики на 100% исключает наличие производственных аВль дефектов и трещин корпуса и пальца. /Антифрикционный вкладыш изготовлен из графитосодержащего полиамида и снабжен специальными каналами оригинальной формы, сохраняющими смазку и сгкхябствующими отводу продуктов износа из зоны трения (конструкция защищена патентом). Специальная смазка с поверхностно-активными присадками образует на поверхности сферы пальца самовосстанавливающуюся пленку и обеспечивает благоприятные условия для работы пальца и вкладыша при температурах от -60 до +60°С. Пыльник из качественной резины (стандарта ЕРОМ) с высокой эластичностью и лабиринтная конструкция уплотнений обеспечивают надежную защиту от проникновения пыли и влаги.!Прогрессивная конструкция шаровой опоры FENOX в сочетании с передовыми технологиями производства позволяет достичь самых лучших показателей надежности и долговечности. Аналогичные —теологии производства шаровых олор применяются4315 1695 1475 2550 1240 1515 гибридная установка: бензин. электр.4285 1680 1460 2492 1040 15404235 1670 1395 244094514503895 1650 1460 2460 1095 1640 дизельныйбензиновыйн-аиОШавйкР41497 43/58 4000 102 4000 30/41 940-2000 305 0-940Р41499 57/78 5400 116 3000Р41495 75/102 5800 136 3000РЗ1422 55/75 4000 195 2200ПП*на передние колеса А4 М5M S|VW POLO1 ТАБЛИЦА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»TOYOTA PRIUS •Топливная экономичность, л/руб Город Пригород Общий 5,9/70,8 4,8/57,6 10,7/128,4 9,3/111,6 6,7/80,4 16/192 9,5/114 7.1/85,2 16,6/199,2 7,2/68,4 5.1/48,5 12,3/116,9 ВАЗ 2111 HYUNDAI ACCENTШЛ1,''.Я-,'лУШл*]а:^Ж*'м^Щк^^-11:^Лш^ЛЛ1*к'1*}г'ЛHONDA и т.д., в том числе и для российских LADA, ГАЗ, УАЗ.За рулем 6/2004 179 АВТОКЛУБПАРК ЗРГибридная «Тойота» экономит топливо еще и благодаря узким шинам размерностью 165/65R15 и хорошей аэродинамике - С х =0,29. разряженных батареях разгон вялый. Приборы зафиксировали разницу в максимальной скорости 7 км/ч. Динамика «от нуля до сотни» отличается на 8 с, а до 140 км / ч «недозаряженный» гибрид разгоняется аж за 72,2 с, тогда как «полноценный» - за 41,8 с. Все это следует вспомнить перед тем, как предпринимать рискованный обгон. В общем, «Приус» - типичный городской автомобиль. Не только по динамическим показателям, не столь уж важным в запруженном мегаполисе, но и по настройкам подвески и рулевого управления. Зато наша «Тойота» может похвастаться довольно цепкими тормозами, неплохим выбегом, чрезвычайно точным спидометром с нулевой (!) погрешностью и... Но мы пригнали машину на полигон не только ради замеров динамики.«Приус» не может похвастать рафинированной управляемостью и впечатляющей динамикой. Этот автомобиль - для размеренной городской езды. теории - так, а на практике? Попробуем сравнить «Приус» с автомобилями, моторы которых близки по рабочему объему, то есть с одноклассниками. ВАЗ-2111 - близкая многим точка отсчета - представитель самого продаваемого сегодня в России семейства. «Хёндэ-Акцент» роднит с «Приусом» не только объем бензинового двигателя, но и автоматическое переключение передач. А у «Фольксвагена-Поло», пожалуй, один из самых экономичных моторов в мире - дизель 1,4 TDI (технические характеристики автомобилей - в табл. 2). Машины ездили по одинаковому маршруту с заданной скоростью и остановками. Реальное городское движение не подходит - плотность потока постоянно меняется, а значит, и показатели будут неточными. Маршрут состоял из двух отрезков по 100 км. На первом имитировали движение в городе - короткие разгоны, торможения, простои в пробках. Достигнута средняя скорость 32,2 км/ч - вполне похоже на мегаполис, если, коКТО ХОРОШО ЕСТ?Основная цель, которую преследовали создатели гибридов, - уменьшить их аппетит по сравнению с машинами, под капотами которых лишь двигатели внутреннего сгорания. Умеренный расход топлива, кроме того, неразрывен с высокими экологическими показателями. В 180 За рулем 6/2004нечно, нет «гибельных» пробок, которые не сосчитать. Второй этап - пригородный цикл. Скорость: 6 0 - 1 10 км/ч, имитация обгонов, краткие остановки у воображаемых светофоров. Средняя скорость почти вдвое выше городской - 62,8 км/ч. Ощущения от езды на «Приусе» уже знакомы: при равномерном движении электромотор практически не помогал двигателю внутреннего сгорания, зато на разгонах добавлял машине сил. На остановках бензиновый двигатель выключался, не растрачивая понапрасну топливо, а на скоростях примерно до 30 км/ч электромотор работал в одиночку. Результаты вполне закономерны (см. табл. 3). В городе «Приус» оказался заметно экономичней соперников. Даже дизель не смог приблизиться к гибриду, лишь за городом разница между ними оказалась ощутимо меньше. Не забудем, однако, что дизтопливо дешевле «92-го» бензина. Поэтому по затратам «Фольксваген» выиграл. Расчет окончен? Не совсем! Справедливости ради сознаемся: пока в реальной жизни «Приус» не столь экономичен - средний расход 7,4 л/100 км, правда, на трассе, действительно, демонстрирует очень скромный аппетит. Впрочем, большая часть 10-тысячного пробега пришлась на зиму, да и поездки были, как правило, непродолжительными, поэтому «Приус» редко выключал бензиновый двигатель. И все-таки есть в этом автомобиле некоторая загадочность! Подведем промежуточные итоги. «В быту» гибриды экономичнее одноклассников с бензиновыми двигателями. А значит, есть смысл крепить союз ДВС и электрического мотора. Конечно, жаль, что пока не выпускают гибридные установки с двигателем на солярке, но ничего, подождем, а пока продолжим осваивать «Приус». а