182
183
184
АВТОКЛУБ«ЖАРКИЙ» ТЕСТКондиционер в автомобиле давно не роскошь. Для многих это вещь почти обязательная. Ведь одуревший от жары человек за рулем может натворить немало бед, а живительный ветерок из открытых окон спасает далеко не всегда - где его взять, если стоишь в пробке? Иное дело, когда «холодильник», упрятанный в недра подкапотного пространства, наполняет салон почти ледяным воздухом.Однако стоит переборщить с прохладой, как заболит горло - со всеми вытекающими последствиями. Выходит, опять нужно искать компромисс? Наиболее продвинутые автомобили оснащают не просто кондиционерами, а климатическими установками. Ведь для комфортного пребывания человека важно не просто остудить воздух, а еще правильно перемешать его, отрегулировать влажность, учесть еще кучу мелочей, над которыми мы не задумываемся. Впрочем... В редакционный парк приходят все более современные автомобили, в том числе с кондиционерами. И пусть до настоящих «климатиков» они182 За рулем 6/2004еще не дотягивают, проверить их очень хочется. В роли первопроходцев здесь выступили две редакционные новинки - «Мицубиси-Лансер» и «Тойота-Королла». А так как обещанное синоптиками жаркое лето было еще впереди, для испытаний мы решили использовать аэроклиматическую камеру АМО «ЗИЛ», знакомую читателям по нашим экспериментам с «заморозкой» автомобилей. Возможности камеры позволяют не только выстуживать машину, но и разогревать ее до шестидесяти градусов, имитируя при этом движение на беговых барабанах. Конечно, экстремальная жара ни нам, ни автомобилям ни к чему, поэтому, когда зиловские инженеры предложили оценить производительность систем кондиционирования при «средних» 35°С, мы не возражали. СОВЕТЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ, ВЕРДИКТ ГОСУДАРСТВА Любая инструкция по эксплуатации современной иномарки довольно обстоятельнорассказывает, как пользоваться системой отопления и вентиляции в целом и кондиционирования в частности. В нашем случае мнение производителей единодушно: для наиболее правильного и быстрого охлаждения салона надо направить воздух в центральные и боковые дефростеры передней панели, задав регулятором направление «все в лицо». Система рециркуляции при этом выключена, хотя, по мере охлаждения салона, ею рекомендуется воспользоваться, дабы активизировать процесс. «ЖАРКИЙ» ТЕСТНа правах рекламыш не копируем, мы делаем лучше!*«Тесто 425» за работой: контроль скорости и температуры. ИЗМЕНЕНИЯ ТЕМПЕРАТУР ВОЗДУХА В ЗОНЕ ГОЛОВЫ ПЕРЕДНЕГО ПАССАЖИРА. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТОКОВ: ВЕТРОВОЕ СТЕКЛО/НОГИСкорость, км/ч 20 мин (1200 с)* Температура, °С 30 мин (1800 с|*N(глосг*20,2 23,2 «Мицубиси-Лансер» 21,7 25,6 722 25,8 25,0 30,0 «Тойота-Королла» 25.2 26,0 29,8 'Максимальная скорость вентилятора. **Частичнвя скорость вентилятора.50 90 50 9021,3В принципе все логично холодный воздух, поступающий в верхнюю часть салона, по законам физики перетекает вниз, выстуживая все на своем пути. Однако нужно знать меру. Ознакомившись с методикой эксперимента и проведя первые, прикидочные заезды, мы очень быстро сдались. Оказалось, усидеть почти час в автомобиле, когда в лицо дует ледяной (3-5°С) ветер со скоростью 6-7 м/с даже в зимней одежде сложно. В горле тут же появляются первые признаки воспаления, а из носа, простите, течет ручьем. Пришлось обратиться за консультацией к ГОСТ P50993-96. Надо сказать, требования стандарта размыты и довольно скупы (чувствуется, что российские автопроизводители еще не задумывались всерьез о кондиционерах). Единственная четкая рекомендация - скорость потоков в зоне головы водителя и пассажиров при работе системы не должна превышать 0,5 м/с, а температура - опускаться ниже чем на 8°С относительно наружной. Для сохранения здоровья и работоспособности подобныерекомендации показались предпочтительнее. На эти цифры мы и ориентировались, отдавая себе отчет, что точно следовать им могут лишь автоматизированные климатические установки, а не простые кондиционеры. Поэтому провели замеры, равномерно распределив потоки на ветровое стекло ив ноги. Так сказать - 50 на 50.ПОЕХАЛИШИШ ©шшшПередовая технология и качественные материалы позволяют изготавливать моторные цепи с наилучшим соотношением цена-качество. Сочетание высокой прочности, низкого веса и идеальной точности Цели FENOX изготавливаются из высокопрочной легированной стали К различным элементам цепи применяются свои методы термообработки: для одних используется объемная закалка, для других — нитроцементация. высокая стабильность процессов достигается на автоматических печах закалки DEGUSSA (Германия), способных обеспечить самые сложные температурные программы. Автоматическая сборка с электронным контролем исключает возможность некачественного соединения В отличие от российских производителей, использующих только двухстороннюю развальцовку валиков, цепи FENOX дополнительно имеют круговую развальцовку с кернением, что гарантирует более надежное соединение и соответствует требованиям западных автопроизводителейи оторныецепиВ камере жарковато, не спасает даже легкий бриз от пока едва работающего огромного вентилятора. Но вскоре он задует всерьез, имитируя встречный поток на скорости 50, а потом и 90 км/ч. Тогда не только понежиться в летней духоте - даже устоять около автомобиля будет довольно трудно. Но вот все завертелось, задвигалось, зашумело. Голову обдало ледяным дуновением - началось. Что происходит с климатом в цифрах, мы узнаем потом, после обработки результатов. Пока же приходится доверять ощущениям да переносному измерителю температуры и скорости воздуха «Тесто 425». Применительно к ветровому стеклу его показа-За рулем 6/2004183 АВТОКЛУБ«ЖАРКИЙ» ТЕСТВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА В ЗОНЕ ГОЛОВЫ ПЕРЕДНЕГО ПАССАЖИРА Время рабо- Влажность, ты А/С, мин % «МицубисиЛансер» «ТойотаКоролла^ 13 13 25-33 3422502500 Врем, с?3622502500 Время, сЭффективность систем кондиционирования при 90 км/ч и 35°С.ния бесстрастны: 7,6°С при 6,05 м/с. Пока не ясно, хорошо это или плохо, хотя грубые замеры в ногах и зоне головы позволяют отметить, что при максимальной производительности вентилятора «печки» водителю и переднему пассажиру довольно комфортно. Вверху температура около 19,5°С, а в нижней части 20,5- 21,0°С. Через 20 минут движения (именно столько потребовалось для стабилизации климата в машине) переходим в режим рециркуляции. Логика подсказывает, что температура внутри должна понизиться. По нашим прикидкам, впереди холодает на 2-3°С, хотя на выходе из дефростера ветрового стекла температура воздуха практически не меняется. Еще десять минут ледяной атаки - и наконец мож184 За рулем 6/2004но снизить скорость вентилятора до средней. Здесь уже никаких чудес не происходит: только что установившиеся показатели вновь начинают меняться - теперь в сторону увеличения. Прилив тепла в этом режиме особенно заметен в верхней части салона, где температура быстро повышается. Взоне ног ситуация несколько лучше, но все же очевидно, что выбранное распределение потоков при частичной производительности вентилятора не годится. Оно нарушает логику комфортного существования. Следующий скоростной режим - 90 км/ч (а это полное повторение эксперимен-та с остановкой и прогревом салона автомобиля), по нашим наблюдениям, неожиданностей не приносит - все закономерности сохраняются. Теперь пересаживаемся в «Тойоту-Королла». Увы, любители сенсаций будут разочарованы: все взаимосвязи в полной мере корректны и здесь. Конечно, есть небольшие отличия. Например, у «Тойоты» меньше скорость воздуха, подаваемого на ветровое стекло (4,СМ,3 м/с), немного выше его температура: 9,5-10,0°С. При этом в ноги дует сильнее, да и поток ощутимо прохладнее (19°С). Наконец, система кондиционирования «Короллы» совершенно не реагирует на включение рециркуляции: ни в одном из скоростных режимов не удалось зафиксировать разницу. Хорошо это или плохо, сказать трудно. С одной стороны, нет запаса, с другой кондиционер прекрасно справляется со своей задачей, не вызывая нареканий. Так что нет смысла сгущать краски, когда конечный результат положителен. ПЕРВЫЙ ЭКЗАМЕН СДАН Что же, в предложенных нами условиях оба автомобиля успешно прошли испытания, продемонстрировав хорошую эффективность систем кондиционирования. Конечно, в эксперименте не было палящих солнечных лучей и забортных температур под пятьдесят градусов. Погода была выбрана «средняя» по меркам российского климата. Возможно, в реальной жизни наши подопечные столкнутся с более жесткими погодными условиями - тогда будет повод сравнить полученные результаты. •Схема установки датчиков температуры