198
АВТОКЛУБМАСТЕРСКАЯ: ДВИГАТЕЛЬТРОПОЮ ШТИРЛИЦААНАТОЛИИ ВАЙСМАНКое-кто наверняка помнит, какие анекдоты посвящались «ненавязчивому» сервису при развитом социализме. Сегодня другая экономическая ситуация, однако сфера обслуживания раскрывается все новыми гранями. Во времена генсеков никто не решился бы, взявшись за ремонт автомобиля, разгромить его, а затем потребовать от клиента оплатить все услуги. Правила игры не позволяли. Сегодня возможно все. Если автомобилист в «железяках» не разбирается, то, общаясь с бандитами от сервиса, многим рискует. Человек, рассказавший эту историю, - сам опытный механик. Но последняя его встреча с делягами сервиса сильно походила на дискуссию между начинающим автолюбителем и меднолицыми гаишниками. Началось с того, что мотор ВАЗ-2112 начал «троить», вырос расход масла. Владелец обратился в солидный московский сервис. Встретили, как родного. Определив, что работа сведется к замене выпускных клапанов третьего цилиндра, пообещали управиться к следующему дню. Довольный владелец едва дождался утра. Но когда позвонил, машина была не готова. Не сделали ее ик вечеру. На третий день, заподозрив неладное, наш Штирлиц сумел проникнуть в ремзону - святая святых. Вот она, «ласточка»: капот открыт, подним - разгром. Рядом, на верстаке, полуразобранная головка блока. Вокруг тишина. Пришлось ее нарушить. Тотчас появились заинтересованные лица. Начальник орал: «Кто ты такой? Надпись «Вход посторонним запрещен» не для тебя? Выметайся из цеха!» А тут, как на грех, показался слесарь и, не заметив хозяина машины, полез к начальству: «Шеф, что с этой машиной делать? Ремень порван, клапана гнутые, а этот лох сто раз звонил!» «Да иди ты...!» - заревел начальник... Слесаря как ветром сдуло, а нашего героя нежно приподняли добрые, мозолистые руки - и выкинули за ворота. Здесь требуется небольшое пояснение. Человек, которому принадлежит автомобиль, не посторонний! Он имеет право поинтересоваться, что делают с машиной - чинят или курочат? Вряд ли вы согласитесь с тем, чтобы люди, ремонтирующие вашу квартиру, вас туда не пускали. Такие говорят, что стоящий «над душой» владелец им мешает. Интересно, чем? Моих ребят и десяток фотомоделей от работы не отвлечет. «Запретная зона» - золотая жила: делай с машиной, что хочешь. Эта форма воровства сегодня расцвела, как никогда. Каждому советую: прежде, чем обращаться в сервис, выясните, каковы его правила. Не пускаютВтулки «побитых» клапанов.к машине - рискуете нарваться на лихоимцев! Итак, с конституционными правами собственника мы разобрались. Между тем наш герой еще два дня скучал без машины. Наконец разрешили за ней приехать. Владелец ждал новых подвохов - и не зря: ему предложили оплатить стоимость не того скромного ремонта, что он заказывал, а всего, что сами наворотили: замену порванного ремня, натяжного и поддерживающего роликов (неделей раньше все это было в исправности), комплекта (!) клапанов, втулок... Клиент завопил: «Но меня же не на буксире привезли дефект был только в третьем цилиндре!..» Ответ поразил наглостью: «Все! Это - проехали! В двигателе обнаружены и устранены скрытые дефекты. Плати!» Для пущей убедительности слесарь вывалил на верстак полведра мусора - разномастные клапаны, втулки, куски ремней. Владелец попробовал спорить - помогло слабо. Когда же отъехал от СТО, двигатель стал работать хуже, чем до ремонта. Наутро страдалец отправился к тем же мастерам. Начальник цеха встретил сурово: «Опять ты! Надоел уже со своими претензиями. На, халявщик, и больше не появляйся!» С этими словами он сунул клиенту тысячерублевую купюру, и тот внезапно сообразил, что законы РФ здесь попросту не действуют. Выслушав эту историю, я спросил, чего же клиент хочет от нас. Ответ: «Мне нужен исправный двигатель!» Приступив к делу, мы начали с проверки компрессии. Ого! Разброс по цилиндрам больше 5 единиц... Сняли головку блока. На днищах поршней - недвусмысленные зарубки от ударов клапанов. Вероятно, горе-мастера ошиблись с фазами газораспределения... Или вообще о них не знали? Сумели же ремень порвать. Когда рассухарили клапаны, все подтвердилось: отверстия направляющих втулок разбиты, стержни клапанов свободно в них хлюпают. И не похоже, что клапаны меняли! Проверили биение три безвозвратно погнуты, остальные кое-как притерты... К задубевшим маслоотражательным колпачкам не прикасались. Вот откуда такой расход масла. Проверили геометрию поршней. Увы, «ремонт» не прошел для них бесследно. Компрессионные кольца потеряли подвижность, их заклинило. Пострадали шатунные вкладыши. Все это пришлось заменить. Головку блока мы отправили на специализированное предприятие, где в нее установили новые направляющие втулки и заново отфрезеровали седла. Когда собрали двигатель и запустили, довольный владелец вздохнул с облегчением - все диагностические параметры в норме! Да... Не зря тысячи и тысячи автовладельцев традиционно избегают встреч с российским автосервисом! Понять этих умельцев нетрудно. Но как быть с теми романтиками (а их с каждым днем больше!), которые, как и всюду в цивилизованном мире, полагают, что сервис служит человеку, а не наоборот?198За рулем 6/2004