274
275
276
277
278
279
280
282
283
ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧНОСТЬ274 За рулем 04/2007 Эко за экоСегодня автомобильным миром правят два «эко»: экология и экономия. Инженеры и маркетологи ломают головы в поисках компромиссов между выгодными продуктами и заботой об экологии, предлагая самые разные варианты решения по сути одной проблемы – снижения расхода топлива. Премудрости экономии постигал на стендах Женевского автосалона Михаил Гзовский. Фото: Георгий Садков.«Мы должны снизить нашу зависимость от зарубежной нефти и повысить использование альтернативных источников энергии… Мы должны инвестировать визыскания в области топливных элементов, гибридов и электромобилей, таких топлив, как этанол и биодизель… » – цитаты из недавнего выступления президента США не оставляют сомнений в серьезности намерений. В конце речи Буш сообщил: до 2017 года легковые автомобили должны стать экономичнее на 33% и расходовать на сотню в среднем 7,1 л бензина. Европа, в свою очередь, борется за снижение двуокиси углерода ввыхлопе. К2008 году производители обещают выпускать двигатели, выбрасывающие в атмосферу не более 140г СО 2 на километр, азаконодатели обсуждают введение нормы 130г/км к 2012 году. Как это выполнить? Крупные концерны могут поэкспериментировать с размахом. «Дженерал моторс», БМВ, «Даймлер-Крайслер», «Хонда» развивают одновременно несколько направлений, предпочитая не делать крупных ставок на одну цифру. Одна из самых захватывающих перспектив – бесспорно, топливные элементы, но ждать быстрых результатов от них не приходится. ПротоЗа рулем 04/2007 275 ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧНОСТЬШаг за шагом «Тойота» оккупировала «гибридное» царство и теперь правит в нем бал. Концептуальный «Гибрид-Х» предлагает еще раз оценить успешную схему «Синержи-Драйв». Фирма пока не называет конкретных показателей, но утверждает: выбросы стали заметно чище, а расход топлива ниже. Может, именно так будет выглядеть следующее поколение «Приуса»? Остается только предполагать, сколько топлива он будет «выпивать», если нынешняя машина в худшем случае расходует 5,2, а в лучшем 3,9 л/100 км пути. Помимо необычного мотора, «Гибрид-Х» привлекал светодиодной подсветкой салона, навигацией последнего поколения и электронным рулевым управлением по проводам – drive-by-wire.Ажиотаж вокруг БМВ-М3 не утихает с момента выхода в свет первой версии в 1988 году. За три поколения модель переросла 4-цилиндровый мотор. Предыдущая машина была оснащена «шестеркой», а нынешний концепт-кар – уже мотором V8. Он построен на базе 5-литрового V10 от БМВ-М5 и развивает около 410л.с. Алюминиевый двигатель не будет тяжелее 6-цилиндрового предшественника, что позволит удержать массу машины и расход топлива в рамках разумного. Поклонников модели наверняка больше заинтересует разгон до сотни: предварительные данные – 4,5с. «Хонда» верна гибридной технологии с 1998 года. По заявлениям фирмы, к 2009-му построят принципиально новую гибридную установку и оснастят ею нечто похожее на «Смол Хайбрид Спортс Кар» (Small Hybrid Sports Car) – малый гибридный спортивный автомобиль. Тираж планируется довести до 200 000 в год. Двухдверный концепт разрабатывали в дизайн-студии немецкого Оффенбаха. Под капотом – бензоэлектрическая установка IMA, приводящая передние колеса через вариатор. Фирма также представит новую технологию «чистого дизеля» в течение трех лет. Ключевое решение – каталитический нейтрализатор, снижающий содержание окиси азота в ходе реакции с аммиаком.Когда шесть лет назад в Европе появилось первое поколение «Ниссана Х-Трейл», фирма рассчитывала продавать около 20 тысяч машин в год. И «просчиталась»: объемы достигли 50 тысяч. Новый «Х-Трейл» приобрел лоск, которого чуть недоставало предшественнику. Панель приборов переехала с центра на привычное место – за рулем, выросло качество отделки салона. На выбор три типа трансмиссии: передний привод, постоянный полный привод или вариант с подключаемыми нажатием кнопки задними колесами. Двигатели – 2- и 2,3-литровые бензиновые и 2-литровый турбодизель с сажевым фильтром.типы водородомобилей полным ходом тестируют по обе стороны океана, но, по мнению специалистов, конкурентоспособных машин мы не увидим ранее 2015го. А вот гибриды уже вошли в жизнь. Некогда в гонку гибридных вооружений почти одновременно с «Хондой» включилась «Тойота»; спустя девять лет она заняла лидирующее положение. Сегодня фирма предлагает не только попу-лярный массовый «Приус», но и переводит на частичную электротягу весь модельный ряд «Лексуса»: осталось лишь представить гибрид на базе младшего седана IS. Но активность других фирм не дает повода почивать на лаврах: только что в гибридную армию вступили корейцы из КИА. «Дженерал моторс» тоже представил любопытную разработку. Основной силовойагрегат – электродвигатель. Питающих его батарей должно хватать на ежедневный пробег чуть менее сотни километров. Если превысить порог, в работу включится бензиновый двигатель, который лишь подзаряжает аккумуляторы – связи с колесами у него нет. На ночь машину придется ставить на зарядку, как телефон. Зато, как утверждают, потребление топлива составит лишь…1,57л на 100км! Скептики мор-276 За рулем 04/2007 «Вольво» называет модель V70 в первую очередь практичным универсалом, а не «спортвагоном» – как это делают многие конкуренты. Но турбоверсия все же есть: 3-литровый двигатель развивает 285 л.с. Предусмотрены также два атмосферных бензиновых мотора (2,5 и 3,2л – 200 и 238 л.с.) и два дизельных. В машине получили дальнейшее развитие активные подголовники WHIPS, появились адаптивный круиз-контроль и персональный коммуникатор (Personal Car Communicator) – устройство, отслеживающее пульс водителя и фиксирующее засыпание за рулем. Конечно же, поклонники «Ауди» мечтают о самой мощной версии нового купе пятой серии – S5 с 8-цилиндровым 354-сильным двигателем, разгоняющим машину до 100 км/ч за 5,1 с. Полный привод, спортивные тормоза, отделка салона карбоном, алюминием, нержавеющей сталью или деревом, 500-ваттная аудиосистема Bang & Olufsen c 14 динамиками – все это будет. Но экономных покупателей тоже привечают: к концу 2007-го под капотом А5 появится бензиновый мотор 1,8 лс непосредственным впрыском и турбонаддувом. При мощности 170 л.с. он обещает стать образцом экономичности. Не забыты и дизели – 3-литровый 240-сильный и 2,7-литровый, 190 л.с.щатся: «Где вы возьмете столько электричества? Придется строить атомные электростанции или ТЭЦ, значит, экология все равно пострадает». «Хонда» к 2009 году обещает запустить в серию новый тип гибридного двигателя, остается пока гадать, какой. Но все же есть основания предполагать: ДВС в этом тандеме вряд ли будет бензиновым. Скажем, СААБ тяготеет к биоэтанолу (проектBioPower). Двигатели большинства американских автомобилей позволяют добавлять к бензину до 10% этанола. Но есть уже и топливо Е85 (85% этанола, 15% бензина). Любопытно, что растущий спрос на кукурузу, из которой преимущественно и получают биотопливо в Северной Америке, потянул за собой рост цен на говядину и курятину: ведь этот злак входит в рацион животных и птицы.За рулем 04/2007 277На правах рекламы ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧНОСТЬЖеневский салон славится обилием тюнинговых машин – швейцарцы любят дорогую экзотику! Лучшего места для дебюта «Мазерати-Гран Туризмо» придумать сложно. Машину рисовали художники из «Пининфарины». Купе построено на укороченной платформе «Кваттропорте», а его 4,2-литровый V8 производства «Феррари» выдает 405 л.с. Это на 9 л. с. больше, чем у «младшего» в линейке купе «ГранСпорт». Кстати, традиции «Мазерати» в области GT восходят к 1947 году: тогда на Женевском шоу показали модель А6. Всего таких построили 58, а рисовал их сам маэстро Пинин Фарина.Дебют «Форда-Мондео» состоялся не в Женеве, а гораздо раньше, на киноэкране! В последней серии Бондианы – «Казино Рояль». Агент 007 разъезжает по Багамским островам на серебристом седане: «Мондео» появится впродаже к лету сразу с тремя кузовами – седан, универсал и 5-дверный хэтчбек. Гамма моторов включает рядные «четверки» от 99 до 143 л.с. Позже дебютирует 217-сильный 5-цилиндровый агрегат. Всего покупателям обещают девять бензиновых и дизельных моторов итри типа трансмиссий, что составит в итоге 27комбинаций! Даже такие монстры, как «Ламборгини-Галлардо Суперлеггера» – дальнейшее развитие купе «Галлардо», теперь строят, не забывая об экономичности. Но в этом классе иные правила игры. Спорткар оснастили новым задним диффузором, перелицованными корпусами зеркал и поменяли некоторые стальные панели кузова на углепластиковые, улучшив аэродинамику и выиграв в массе 57 кг. Перепрограммированные «мозги» обеспечили увеличение мощности до 523 л.с., что позволяет достичь отметки 100 км/ч за 3,8 с – на 0,3 с быстрее, чем прежде.Российские и американские просторы покоряет «Хёндай-Элантра», для европейцев же подготовили хэтчбек i30. Новинку показывали на прошлогоднем салоне в Париже, но еще в статусе концепт-кара с трудно произносимым именем Arnejs. К счастью, маркетологи «Хёндай» покончили с лингвистическими экспериментами. Начиная с i30, вводится новое обозначение модельного ряда: от i10 до i50. Так же как и родственница «КИА-Сид», модель i30 сделана в Европе и для Европы. Автомобиль поступит в продажу летом с тремя бензиновыми (109, 122, 143 л.с.) и тремя дизельными (90, 115, 140 л.с.) моторами. По слухам, вскоре дебютирует и универсал i30 CW.Биоэтанол горит при более низких температурах и не склонен к самовоспламенению, что снижает стрессовые нагрузки на двигатель. Токсичность выхлопа ниже, чем у бензиновых моторов, улучшается приемистость. Но пока это топливо не дешевле бензина, а конструкторы не могут свести расход даже к уровню бензиновых аналогов. Тем не менее альтернатива найдена и освоена в серии. Пример Бразилии, где на топливе, получаемом из са-харного тростника, работает 5,7 млн. автомобилей, весьма показателен. Что касается расхода… Его можно снизить, если двигатели на этаноле войдут в состав гибридных установок. Вот вам и новое, возможно, очень перспективное сочетание! В Европе самым популярным направлением пока остается совершенствование двигателей внутреннего сгорания, впервую очередь дизелей. Технология BlueTech от фирмы «Мерседес-Бенц» пробивает се-бе путь даже на таких «недизельных» прежде рынках, как американский. Вдизели впрыскивается специальный состав AdBlue, который вместе с сажевым фильтром и накопительным нейтрализатором снижает содержание угарного газа в выхлопе на 80%. По сравнению с бензиновыми моторами аналогичной мощности расход топлива у BlueTech ниже на 20–30%. В дизельный марафон вскоре включится и «Кадиллак»: новый 6-цилиндровый278 За рулем 04/2007 Дизельная технология BlueTech продолжает распространяться по модельному ряду «Мерседес-Бенц». И хотя фирма упорно называет многие новинки «концептами», очевидно – путь на конвейер им уже проложен. Дебют С-класса фирма решила усилить, выкатив на подиум «Вижн С200 BlueTech» с 4-цилиндровым дизелем и обнародовав впечатляющие показатели: машина требует в среднем лишь 5,5 л топлива на 100 км! Двигатель оборудован четырьмя клапанами на цилиндр, системой впрыска common rail, турбокомпрессором с переменной геометрией, рециркуляцией отработавших газов, каталитическим нейтрализатором и сажевым фильтром. Моторы этой серии крайне чувствительны к качеству топлива и не приемлют серы.Иван Шишкин, генеральный директор проекта «Руссо-Балт»ВОЗВРАЩЕНИЕ ИМЕНИПо дизайну это отечественный проект. Рисовал его Звиад Циколи, художник, безумно влюбленный в автомобили. На конкурсе его проект выиграл с подавляющим преимуществом. Затем началась работа, вней участвовали десятки людей. Одни строили макеты, другие работали над деталями. Восстанавливать первую русскую марку почетно, ответственно и вместе стем сложно – ведь пос-ледний «Руссо-Балт» был выпущен в1918 году. О нем помнят только по рисункам Александра Захарова и статьям Льва Шугурова в журнале «За рулем». Порадовала реакция СМИ. Например, Франс Пресс, говоря о Женевской выставке, поставило нас на третье место всписке новостей сразу после новинок «Пежо», «Рено». Этот автомобиль ездит, притом очень хорошо. Если дела пойдут как надо, не исключаю возможность его репродукции. Но наш бизнес – разработка дизайна и реализация проекта по заказу других компаний. Мы уже работаем над следующим прототипом. Пора! От первых эскизов до живого «Руссо-Балта» прошло четыре года. Надеемся, следующая модель появится быстрее. Теперь многому научились и приобрели огромный опыт, например в карбоновых технологиях. Наш автомобиль весь из углепластика. Карбоновые панели «пекли» в Германии. В России мы можем многое изобрести, с производством сложнее. Наш «Руссо-Балт» не дешевое изделие, однако нашел владельца почти мгновенно. ВРоссии. Символично и очень приятно.На правах рекламыЗа рулем 04/2007 279 ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧНОСТЬЭкстремальный концепт построил австрийский производитель мотоциклов – фирма KTM. X-Bow немного похож на трицикл GX3, показанный в прошлом году на одном из автошоу в США концерном «Фольксваген». У X-Bow на одно колесо больше! Но связь с немецким концерном есть. Австрийцы, не мудрствуя, позаимствовали у него 2-литровый мотор с турбонаддувом. Он расположен в базе и выдает 220 л.с. Есть возможности форсировки до 300 сил. Двигатель можно состыковать как с 6-ступенчатой механической коробкой, так ис трансмиссией DSG. При снаряженной массе около 700 кг машине требуется менее 4с для преодоления рубежа в 100 км/ч. Удивительнее всего, что X-Bow готов к серийному производству – до 500 машин в год. При таких объемах цену удастся удержать в пределах 35–40 тысяч евро. Фирма «Пежо» говорит о концепт-каре 207 SW Outdoor: «Машина для тех, кто любит спорт на свежем воздухе и ищет необычных ощущений». Для воплощения этих задач авто снабдили огромной стеклянной крышей и не боящимся царапин пластиковым обвесом. Под капотом 107-сильный 1,6-литровый дизель, позаимствованный у хэтчбека 207. Перед нами практически серийный универсал, но раньше начала следующего года в продаже его не ждите.Стив Маттин (Steve Mattin), вице-президент и главный дизайнер «Вольво»О ШВЕДСКИХ МАШИНАХ И СКАНДИНАВСКОМ ДИЗАЙНЕШвеция – самая северная из европейских стран, производящих автомобили. Это накладывает отпечаток на их облик. Элементы скандинавского дизайна в большей степени проявляются у полноприводных «вольво», носящих обозначение XC. Характерные элементы такого стиля – чистые ровные поверхности, запоминающийся плечевой изгиб при переходе к стойкам крыши. Последний элемент навеян местными мебельными традициями. Как в России, так ив Швеции жаркое лето сменяется суровой зимой. Поэтомунаши машины должны внушать уверенность в том, что сохранят прохладу летом и тепло зимой. Благодаря большим окнам автомобиль воспринимается дружественно. Работа дизайнера интернациональна. Я англичанин, но никогда в Англии по этой профессии не работал. Восемнадцать лет трудился в Германии на «Мерседесе» (последние годы главным дизайнером) и вот теперь в Швеции. Существуют английская, итальянская, германская, шведская и даже американская школы дизайна. Но это не означает, что в итальянских ателье могут выполнять заказы только итальянцы, аскандинавы – работать только у себя. Это подтверждает и мой «мерседесовский» опыт, и работа моего предшественника в«Вольво», англичанина Питера Хорбери. В споре инженеров и дизайнеров я на стороне последних. Со мной работает группа инженеров, которые меня поддерживают. В конце концов, достигаем компромисса, принимая во внимание и аэродинамику, и стиль, и безопасность. Явсегда говорю инженерам: предлагайте разные решения проблемы. Наглядный пример – задняя дверь концепта XC60. Мне пришло в голову сделать ее составной и по-особому открывающейся. Теперь даже в очень тесном гараже или на парковке багажник доступен полностью. Однако одни заявили, что это очень сложно, дорого и неудобно в производстве. Другие живо откликнулись инашли простые и изящные решения.турбодизель «Дженерал моторс» и итальянской фирмы VM Motori мощностью 250л.с., крутящим моментом 550 Н . м благодаря недавно разработанной технологии контроля над сгоранием должен стать вЕвропе хитом. А компания «Субару» ле-280 За рулем 04/2007 ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧНОСТЬзультат стал привлекательным, понадобились не только свежие дизайнерские решения, но и инженерный креатив. В процессе поиска определили главное направление – компактный кроссовер с упором на общедорожные и городские функции. Такой автомобиль ориентирован на молодых людей, не обремененных семьей, и на тех взрослых, у кого дети уже выросли. Но и те, и другие молоды духом, им нравятся смелые технические решения. Им требуется компактный, безопасный и высокий автомобиль. Он должен быть меньше мини-вэна и чуть слабее по проходимости, чем вседорожник, но на асфальте или заснеженной дороге дать фору привычным легковушкам. Одновременно на «Кэшкае» могут прекрасно ездить девушки и молодые мамы с детьми. Мы рассчитываем, что поклонниками машины будут гедонисты – жизнелюбы, следящие за модой. По сути «Кэшкай» – городской кочевник, это билет на поезд «свобода», если хотите. Как будет развиваться проект, во многом зависит от отзывов клиентов, от ориентиров развития компании.Стефан Шварц (Stephane Schwartz), директор дизайн-центра «Ниссан-Европа»На протяжении многих лет самым доступным и потому популярным родстером в США была «Мазда-Миата». Потом в этот класс вторглись «Понтиак-Солстис» и «Сатурн-Скай». Теперь встречайте «Додж-Демон»! Каким-то чудом машина гармонично сочетает черты БМВ-Z4, «Хонды-S2000» и концептуального «Крайслера-Файрпауэр». Заднеприводный «Демон» легче конкурентов и обещает весьма задорную управляемость. Машину оснастили «мировым двигателем» концерна «ДаймлерКрайслер» объемом 2,4 ли мощностью 172 л.с. Несмотря на вполне «земную», хоть и демоническую внешность, родстер скорее всего так иостанется концепт-каром. Пятьсот пятьдесят – именно столько машин модели «Бруклэндс» готова построить фирма «Бентли». Ни одной больше, как бы ее ни умоляли. Под капотом огромный 6,8-литровый V8 мощностью 523 л.с. с крутящим моментом 1044Н . м Это самая мощная «восьмерка» «Бентли», ведущая родословную с… 1959 года! Тогда ее объем достигал 6,2 л, а мощность – 200 л.с. В 1969-м мотор дорос до сегодняшних 6,8 л, а еще спустя 13 лет на него «повесили» турбонагнетатель. Второй агрегат наддува появился в 2002 году, с тех пор в конструкции мало что изменилось. «Бруклэндс» легко съедает 20 л бензина и напоминает ославных 1920-х, когда «Бентли Бойз» побеждали на гоночном кольце «Бруклэндс».О РОЖДЕНИИ «НИССАН-КЭШКАЙ»Проект появился с чистого листа, в прямом смысле слова. Анализируя рынок, мы уловили возможность создать нечто новое – естественно, используя сильные стороны компании «Ниссан». Чтобы ре-На правах рекламы282 За рулем 04/2007 «Ситроен С-Кроссер» и его брат-близнец «Пежо-4007» отпраздновали первый публичный показ. Машины на базе «Мицубиси-Аутлендер» – ярчайшая иллюстрация современного европейского подхода: максимум общих компонентов, минимум внешнего сходства; максимум ездовых возможностей, минимум затрат на содержание. И «Пежо», и «Ситроен» традиционно ставят на дизель. 154-сильный 2,2-литровый мотор гарантирует разгон до 100 км/ч менее чем за 10с. Привод – на передние либо все четыре колеса через 6-ступенчатую механическую коробку передач. Задние колеса можно подключить принудительно либо доверить это электронике.Экономить на топливе можно, не только развивая новые технологии, но и просто умеряя аппетит! В Европе с удовольствием покупают «Тойоту-Ярис» и «Хонду-Джаз», теперь уних появился серьезный конкурент – «Мазда-2». Эта «двушка» выглядит гораздо спортивнее угловатой предшественницы. При длине 3880мм машина на 40мм короче предшественницы, зато шире на целых 150. Двигатели – 1,3- и 1,5-литровые мощностью 75, 84 и 103л.с. В основе машины платформа, которую «Форд» намерен использовать при разработке следующего поколения «Фиесты» и «Фьюжна». «ФИАТ-Браво» намерен претендовать на роль одного из самых массовых в сегменте, где продажи достигли в прошлом году 3,4 млн. шт. Сразу предложат пять двигателей (в том числе наддувные бензиновые мощностью 120 и 150 л.с., а также турбодизели «Мультиджет» – 120 и 150 л.с.) и четыре уровня оснащения. Длина «Браво» 4340 мм, багажник – 400л. Среди опций – многочисленные устройства активной безопасности и разработанный совместно с«Майкрософт» навигационно-коммуникативный центр Blue&me Nav.Глава «Рено» Карлос Гон возлагает большие надежды на новый «Рено-Твинго», сменяющий машину образца 1993-го. Продажи компании упали в прошлом году на 11% – как воздух нужна новая массовая модель. Второе поколение «Твинго» смотрится агрессивнее и напоминает уменьшенные «Клио» и «Модус». На заводе в Словении ежегодно планируют выпускать до 175 тысяч «твинго». В основе машины платформа предыдущего «Клио», под капотом – бензиновые моторы объемом 1,2л (60 и 75л.с.), а также 1,5-литровый дизель. Любопытна еще одна версия 1,2-литрового двигателя – с турбонаддувом, мощностью 100л.с. Такой «Твинго» примерит шильдик GT.леет надежду существенно поднять продажи посредством нового дизеля «Боксер» – это первый в мире оппозитный турбодизель. Фирма пока держит подробности в секрете (известны лишь мощность 170л.с. и объем – 2,0л), но обещает низкий уровень шумов и вибраций, небольшую массу и малый расход топлива. Совершенствование традиционных моторов дает весьма ощутимые, порой неожиданные результаты. Так, конструк-торы БМВ нашли элегантный способ урезать аппетиты бензиновых двигателей. Вмашине первой серии они прибегли крегенерации энергии торможения, использовав для этого интеллектуальную систему управления генератором. Сэкономленную энергию используют, например, для питания электроусилителя руля. В результате БМВ-120 мощностью 174л.с. развивает 210 Н . м момента, разгоняется до 100км/ч за 7,7с ив среднем расходует6,4л бензина – на 19% меньше, чем предшественник. Кроме того, в серию скоро запустят технологию stop-start: оснащенный ею мотор выключится в пробке. Аналогичные устройства готовят «Мерседес-Бенц» и «Ауди», которые заявляют о снижении аппетитов своих моделей в среднем еще на 5%. Будьте уверены – это не последнее достижение. Битва «эко за эко» идет по всем фронтам, и далеко не все резервы уже ввели в бой.За рулем 04/2007 283