288
289
290
291
292
293
ТЕХНИКА«НИВЕ» 30 ЛЕТОб уникальном автомобиле уже сказано немало, не будем повторяться. Давайте вспомним, как все начиналось и какой путь прошла «Нива» за эти годы, кто родился в ее семье, кто «вышел в люди», а кто так и остался опытным экземпляром. Еще в 1970 году во время посещения недавно заработавшего автозавода председатель Совета министров Алексей Косыгин высказал мысль о создании автомобиля повышенной проходимости на основе «Жигулей». Мол, для горожан массовое авто теперь есть, а вот для сельчан нет. В ту пору мнение руководителя страны было законом, и уже весной следующего года два опытных экземпляра Э2121 (буква «э» означала экспериментальный) отправились на испытания. Это были открытые автомобили с несущими кузовами, тентовым верхом и откидным ветровым стеклом, на 15-дюймовых колесах (16-дюймовые появились только на автомобилях третьей серии). Двигатель объемом 1,6 литра, в то время тоже экспериментальный, с серийной коробкой передач и жестко пристыкованной к ней «раздаткой» составляли единыйТак выглядел первый прототип «Нивы» 1972 года, прозванный за специфическую внешность «крокодилом».РодоначальницаТридцать лет назад, 5 апреля 1977 года, с конвейера ВАЗа сошла первая «Нива» ВАЗ-2121. На ее славный путь и разросшееся за эти годы семейство оглянулся Сергей Мишин.Следующее поколение – модель ВАЗ-2123 – «Шевроле-Нива». Выпускает ее СП «Джи-ЭмАВТОВАЗ» с 2002 года, за это время сделано около 180 000 автомобилей. «Нива» ВАЗ-2121. Через 20 лет, в 1997 году ей на смену пришли модификации ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 (с моновпрыском), а спустя еще год – уже с распределенным впрыском. Выпускалась и дизельная «Нива» ВАЗ-21215 (с мотором «Пежо», 1,9 л): ее с 1991 по 1993 год собирали в Чехове (заменяли «родной» двигатель на дизельный), а в 1996–1997 гг. – на ВАЗе. Таких сделали около 5000 штук, в основном на экспорт. Всего выпущено около 1 800 000 автомобилей семейства «Нива». Ныне ВАЗ-21214 официально называется «Лада 4х4». Пятидверный ВАЗ-2131 собирают в ОПП НТЦ с 1994 года по сей день. Есть варианты с удлиненным задним свесом, с высокой крышей, в исполнении «скорая помощь» и т.п. Выпущено около 80 000 шт. В 1999 году автомобиль, ведомый питерскими альпинистами, поднялся своим ходом на высоту 5726 метров (Тибет), установив мировой рекорд.ВАЗ-21218, позднее БРОНТО-21218 – удлиненная на 300 мм версия 2121 и 21213. Выпускался дочерней вазовской компанией ПСА БРОНТО, всего изготовлен 5071 автомобиль. Полурамные грузовички ВИС-2346 и ВИС-2348 – продукция «ВАЗИнтерСервис». С 1998 года выпущено более 3000 машин с двух-, четырех- и пятиместными кабинами. Сейчас производятся по заказам.Семиместный мини-вэн ВАЗ-2120, по прозвищу «Надежда», создан на платформе длинной «Нивы». Были разработаны варианты с увеличенным задним свесом, с высокой крышей, в исполнении такси. С 1999 по 2005 год, в ОПП выпущено 8644 автомобиля.На правах рекламы ТЕХНИКА«НИВЕ» 30 ЛЕТВАЗ-2329, полноприводный пикап с несущим кузовом и двух- или четырехместной кабиной. Есть специальные исполнения: для пожарных, службы спасения и т.п. Выпускается с 1999 года по сей день в ОПП, совместно с тольяттинской фирмой «Моторика». Сделано около 2000 пикапов.силовой агрегат. Редуктор переднего моста был закреплен на двигателе, а потому соединялся с «раздаткой» жестким валом без крестовин. Чтобы исследовать влияние схем привода на проходимость и управляемость, создали оригинальную трансмиссию, позволяющую подключить передний и (или) задний мост, жестко блокировать их и использовать понижающую передачу в раздаточной коробке. Однако в ходе испытаний выяснилось, что одна ведущая ось, хоть задняя, хоть передняя, оказывалась перегруженной – в основе-то легковые узлы. Зато на полном приводе нагрузки на редукторы и по-Броневики на базе 2121, 21213, 21218, 2131 и 2120 выпускает фирма ПСА БРОНТО с 1993 года поныне. Всего сделано более 2000 защищенных автомобилей.«Тарзан» – рамный автомобиль фирмы «ЛадаКонсул» с «нивовской» начинкой и легковыми кузовами ВАЗ-2108, 2109, 2111, 2112. Около 60 машин продано частным лицам, более 300 изготовлено в «коммунальном» исполнении.луоси оставались вполне приемлемыми. Так и решили – у машины будет постоянный полный привод. Образцы были зашифрованы... эмблемой несуществующей марки Formika (полатыни означает муравей). Особо любопытным машину представляли как самоделку или новый «румынский» ФИАТ...290 За рулем 04/2007 Снегоболотоход «Марш» – рамная конструкция с шинами сверхнизкого давления, мостами УАЗа и силовым агрегатом «Нивы». Кузова – от ВАЗ-2121 до ВАЗ-2120. Выпускается и сейчас, пользуется спросом в северных и заболоченных районах. Всего собрано 520 таких машин в различном исполнении. «Ландоле» – оригинальный открытый автомобиль для южных районов, сделанный из БРОНТО-21218. Выпущено 25 автомобилей, заказы принимаются…«Сталкер» или «Апал-21541» – легкий автомобиль с узлами и агрегатами «Нивы», со стальной пространственной рамой и пластиковым кузовом. Практически готов к производству в этом году. Объем выпуска – до 4000 в год.На правах рекламы ТЕХНИКА«НИВЕ» 30 ЛЕТМалоизвестный проект «Бора» – легкий автомобиль на шасси «Нивы» с алюминиевой пространственной рамой и кузовом из АБС-пластика. Разработан в НТЦ по заказу одного из арабских шейхов. Сделано несколько экземпляров. Плавающий автомобиль ВАЗ-2122 был разработан в управлении главного конструктора ВАЗа, в 1989 году успешно прошел государственные испытания. Затем проект… лег на полку.Параллельно с испытаниями первых образцов прорабатывали внешность «проходимца». После долгих споров приняли предложение молодого дизайнера Владимира Семушкина – закрытый трехдверный кузов с запаской в моторном отсеке. Следующая опытная серия из четырех автомобилей, уже похожих на сегодняшнюю «Ниву», была изготовлена весной-летом 1973 года. Одну из машин в компании с УАЗ-469 отправили в пробеговые испытания в Среднюю Азию. Ведущий конструктор проекта Петр Прусов, добиравшийся туда самолетом, уже в аэропорту Ташкента «узнал», что в этих краях румыны испытывают новый полноприводный ФИАТ. Так работала легенда испытателей, маскирующая до поры этот проект. Потом были третья и четвертая серии, испытания на юге, в горах Памира и на севере… Машину старались сделать проходимой, но комфортной (по тем временам это были взаимоисключающие свойства),«Капрал» – оригинальный микрогрузовичок разработки ВИС со скручивающейся на шарнире рамой. Дальше экспериментального образца дело не пошло. Малоизвестный проект инженеров из Прибалтики – короткая открытая машинка с пристегивающимся «домом» на колесах. На ВАЗе не сохранилось даже опытного образца.292 За рулем 04/2007 надежной, но недорогой. Одно из требований унификации – оставить «жигулевскую» коробку передач – принудило сделать «раздатку» отдельным узлом. В жертву принесли комфорт – соединяющий КП и РК карданный вал стал источником шумов и вибраций машины. Западная пресса по этому поводу язвила: «Ниву» создавали глуховатые конструкторы!». Позже были организованы соревнования с УАЗом, когда ко всеобщему удивлению «Нива» обошла признанного «скакуна». Так выявилась особенность легкой машины – динамичное преодоление преВедущий испытатель Вадим Котляров. Ломал опытные образцы и выявлял их слабые места. Сломал, выявил, но кое-что осталось до сих пор. Ведущий конструктор «Нивы» – Петр Прусов. Именно ему мировой автопром обязан легковыми джипами. Дизайнер Валерий Семушкин рисовал и «Ниву», и «Шевроле-Ниву».пятствий, которую иногда называли «пролетаемостью». В феврале 1976 года выпустили опытно-промышленную партию из 50 автомобилей – к XXV съезду КПСС, таковы были традиции того времени. А 5 апреля 1977 года первая серийная «Нива» ВАЗ-2121 сошла с конвейера и начала поистине триумфальное шествие по миру. На тот мо-мент это был единственный вездеход с комфортом легкового автомобиля! Чуть позже, в 1978 году, австрийский журнал Austromotor написал: «Неожиданными были сравнительно невысокая стоимость, удавшаяся форма и оснащение но-вого автомобиля повышенной проходимости. То, что этой «Ладе» практически нет равных, показывает: русские очень внимательно анализировали автомобильный рынок и точно попали в пустующую нишу…»На правах рекламы