190
191
192
193
ГРУЗОВИКИШКОЛЬНЫЕ АВТОБУСЫШкольный маршрутЮ рийНеч ет ов . Ф ото : А лександрКульневВпоследнее время словосочетание «национальный проект» слышится в каждом выпуске новостей. Сельское хозяйство, здравоохранение, доступное жилье – государство наконец вплотную занялось проблемами, от которых зависит само существование нации. Один из проектов – «Образование»: в его рамках предполагается довести оснащение школ до современных требований. Сегодня в России 62 тыс. школ, две трети из них сельские – как правило, небольшие, скудно оснащенные и дающие лишь начальное образование. Средние школы расположены в более крупных поселках; старшеклассникам часто приходится добираться до них несколько километров. Помочь им могут школьные автобусы, которых в России требуется 10,5 тыс. штук. Несколько вариантов для различных условий эксплуатацииразработала нижегородская компания «Самотлор-НН». Учитывая, что в сельской местности средняя загрузка школьного автобуса 10–12 человек, наиболее подходящей базой для него является «Газель». На стандартный микроавтобус ГАЗ-32214 устанавливают высокую пластиковую крышу с люком – аварийным выходом, по бортам и сзади сплошным поясом вклеивают панорамное остекление «Донагласс», в салоне монтируют панели отделки и семь парных детских сидений. А кроме того, поручни, полки для портфелей, фильтровентиляционную установку, дополнительные обогреватели, сигнальные кнопки в салоне, светосигнальную «люстру» на крыше. Таким образом, в салоне размещается 14 детей, а его внутренняя высота 1800 мм позволяет стоять в полный рост. Два «взрослых» места впереди – для водителя и сопровождающего. Такой автобус с моторомЗМЗ-405 стоит 450 тыс. руб. в заднеприводной модификации и 480 тыс. руб. – в полноприводной. Очень похож на эту «Газель», но более вместителен автобус СемАР-3234. Его строит Семеновский автобусный завод компании «СамотлорНН» на шасси ГАЗ-3302. Ориги-нальный кузов лишь на десяток сантиметров длиннее, но позволяет установить по левому борту еще пару сидений и получить 16 мест для детей. Правда, комфортабельные сиденья с регулировками более уместны в туристическом лайнере – неугомонные детишки их быстро «приговорят». ЦеныАвтобус на базе «Газели» ГАЗ-32214 вмещает 14 школьников и стоит 450 тыс. руб.190 За рулем 04/2007 Люк в потолке служит аварийным выходом, DVD-плеер устанавливают по заказу. Высота салона ГАЗ-32214 – 1800 мм позволяет стоять в полный рост, за поручнями – полки для портфелей, сзади вверху видна фильтровентиляционная установка.На правах рекламы ГРУЗОВИКИШКОЛЬНЫЕ АВТОБУСЫна этот автобус такие же, как на описанную выше модель, – 450 и 480 тыс. руб. за задне- и, соответственно, полноприводную (именно она изображена на фото) модификации. Еще более вместителен, но почти вдвое дороже «школьник» на базе «Форда-Транзит Джамбо 430EL». При длине 6374 мм в нем помещается 20 раздельных детских кресел, таких же, как на СемАРе. Переднее пассажирское сиденье поворотное, под дверью – длинная подножка. С 2,4-литровым турбодизелем «Форд-FXFA» (Евро IV) этот автомобиль стоит 870 тыс. руб. Периодичность обслуживания составляет 25 тыс. км при фиксированной стоимости 79 евро. Двенадцатиметровый низкопольник на базе МАЗ-103 предназначен для пригородовДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯГАЗ-32214 СемАР-3234 «Форд-Транзит Джамбо 430EL» МАЗ-103СРазмеры, мм: дхшхв 5540х2075х2550 5650х2075х2600 6374х2084х2650 11 985х2500х2838 база 2900 2900 3750 6140 Масса снаряженная/полная, кг 2382/3370 2450/3500 2460/4100 н.д/18 000 Кол-во мест детских/взрослых 14/1+1 16/1+1 20/1+1 46/3+1 34/15+1 Макс. скорость, км/ч 115 115 120* 72–113 Двигатель ЗМЗ-405, Р4, 2464 смз, 112 кВт/152 л.с., ТД, Ford FXFA, Р4, 2402 смз, ТД, Deutz BF6M 1013 EC, Р6, 7146 смз, 211 Н.м 85 кВт/115 л.с., 285 Н.м 174 кВт/237 л.с., расположен расположен спереди продольно сзади-слева продольно Трансмиссия заднеприводная, полноприводная, М5, заднеприводная, заднеприводная, АКП, М5 2-ступенчатая разМ6 бортовые редукторы даточная коробка Подвеска спереди/сзади зависимая рессорная независимая типа пневматическая независимая/ «Мак-Ферсон»/ зависимая рессорная Рулевое управление червячное с усилителем реечное с усилителем червячное с усилителем Тормоза спереди/сзади дисковые вентилируемые/ барабанные Шины 175/80R16 185/80R16 205/75R16 11,70R245*Скорость ограничена принудительно.с хорошими дорогами. Слева в корме – семилитровый турбодизель «Дойц-BF6M 1013EC» (также ставят моторы ММЗ Д260.5 или «Мерседес-Бенц ОМ906LA»), удовлетворяющийЕвро III, и автоматическая коробка передач «Фойт ДиваD851.3E». Карданный вал также смещен влево под подиумы сидений и идет к портальному мосту с бортовыми редуктора-ми – пол в задней части лишь чуть выше, чем впереди, а высота порога над уровнем дороги составляет 335 мм. По левой стороне салона небольшие детские кресла установленыЗадний свес у СемАР-3234 на десяток сантиметров длиннее, при этом автобус вмещает на пару человек больше, чем ГАЗ-32214. СемАР-3224 отличается не только более длинным кузовом, но и распашной боковой дверью. На фото – полноприводная версия за 480 тыс. руб.В салоне семеновского автобуса – 16 раздельных кресел для детей. Они снабжены подлокотниками и могут чуть выдвигаться в проход. Школьный автобус на базе «Форда-Транзит Джамбо 430EL» вмещает 20 детей и стоит 870 тыс. руб.192 За рулем 04/2007 по три в ряд; справа попарно могут быть как детские, так и полноразмерные взрослые сиденья. Таким образом, в зависимости от планировки здесь помещается 46 детских кресел плюс три для сопровождающих взрослых или 34 и 15, соответственно. Как видно, выбирать уже есть из чего, хотя это еще не идеал. Ведь ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей» предъявляет к ним достаточно специфические требова-ния – от удвоенной частоты обслуживания до оснащения специальными креслами и устройствами ограничения скорости. А еще, например, все пассажиры должны сидеть только по ходу движения, подножка – располагаться не выше 250 мм от асфальта, а в корме требуют предусмотреть площадку от 1 до 3 м2 (в зависимости от размеров автобуса) для инвалидных колясок. Эволюция «школьников» пока не закончилась, будем ждать продолжения.Переднее место для сопровождающего сделано поворотным.В низкопольном автобусе на базе МАЗ-103 – 34 места для детей и 15 для взрослых. Маленькие детские кресла установлены слева (по ходу) по три в ряд, взрослые – справа по два. Примечательно, что различна и высота поручней.На правах рекламы