416
417
418
КЛУБ«ЗА РУЛЕМ» – 80 БОЕВЫЕ ПЕРЬЯНастоящий «с елф мэйд мен», Лев с детства привык полагаться прежде всего на с ебя – свой интерес к технике, упорство и тру долюбие. Без этих качеств он не смог бы получить инж енерное образование в знаменитом МВ ТУ («Мы Вас Техникой Угробим», прозвали с туденты свою а льмаматер). На заводе, называвшемся тог да МЗМ А, Шуг уров вошел в круг энту зиастов, строивших cкорос тные машины. С той поры ав томобиль и спорт в его жизни неразделимы. Взгляните, как придирчиво он изучает гоночный «Ленинград-1», построенный А. Капустиным. Однако г лавной профессией – на целых сорок лет! – с тала ж урналистика. Широта интересов, ос трое чувс тво новизны и огромна я работоспособность – эти качества сделали Шуг урова одним из самых читаемых (и плодовитых) авторов «За рулем». Да, объем журнала был в те годы ку да скромнее, за то каких усилий стоило добыть информацию не только из-за «железного занавеса», но и на родных предприятиях. Понятно, продукция советского ав топрома занима ла большую час ть тоненькой тетрадки – при этом редакция делала вс е, что в ее силах, д ля развития кругозора и ав томобильной культуры. Требовалось быть мас тером на вс е руки – рассказыва ть об оте чественных новинках и зару беж-4050 60ЗА РУЛЕМ70 80 90 100 120Три кита Льва ШугуроваВладимир АркушаДавным-давно, в начале 1970-х друзья позва ли меня на московский ипподром – посмотреть гонки. Зрелище ув лекло необычностью и азартом, который искусно подогрева л комментатор. Его голос, похрипывавший в «колокольчиках», придавал борьбе спортсменов особый колорит. Он искренне восторгался лидерами, необидно подшучива л над неудачниками и, как подобает настоящему коммента тору, сыпал именами, цифрами, фактами, порой весьма неожиданными. Потом, с тав коллегой Льва по журналу, я еще не раз восхищался его способностью к месту вспомнить о памятной да те, процитировать ав торитетное мнение, сопос тавить акту альное событие с давно минувшим. Опорой с лужили бог атая эрудиция и разнос торонние знания, которые он без ус тали поглощал и накапливал.Устные выпуски ЗР собирали полные залы. Л. Шугуров выступает в Центральном доме журналистов.Знаток истории и легендарная «Итала». В 1989 году она побывала в Москве по пути из Парижа в Пекин. РУБРИКУ ВЕДЕТ МАРКТИЛЕВИЧных премьерах, писа ть технические обзоры и спортивные репортажи, готовить «программные» материалы разного рода ф ункционеров. Школа, по-своему, уникальная… Детство и юность Льва пришлись на пос левоенные годы, когда по улицам Москвы рядом с «эмками» и «зисами» бегали машины самых разных марок. Наверное, тогда и зародился в нем интерес к истории автомобиля, ставшей его коньком. Мы час тенько быва ли в большом книжном маг азине по соседству с редакцией. Там внимание Левы прив лекали самые разные книги. Просма тривая их, он шу тливо замечал: «Видишь ли, вс е книги делятс я на те, где сказано что-нибудь о «Руссо-Балте», и те, г де о нем ни слова. А вдруг в этой есть?». История Русско-Ба лтийского завода в Риге и выпускавшихся там ав томобилей ув лекла на многие годы и не однажды становилась темой пу бликаций «За рулем». Итог этих поисков был подведен лишь недавно, с изданием книги «Погоня за «Руссо-Балтом». Будучи ав тором книги «Автомобили С траны Советов», он, однако, не с тавил знак равенства меж ду понятиями «отечественное» и «советское»: отдава я должное успехам индус триализации, находил вс е новые свидетельс тва того, что производс тво ав томобилей, инж енерная мыс ль, наконец, ав тоспорт развивались ив дореволюционной России. Публикации в «За рулем» принесли Шугурову признание и широкую извес тность, а его любимые темы получили развитие в многочис ленных (более двадцати) книгах и брошюрах. При этом г лавное мес то всегда занимала работа вж урнале «За рулем». По его собс твенным подсчетам, количество статей, опу бликованных в полусотне (!) периоди ческих изданий, перева лило за тыс ячу; он продолжает выступать в теле- и радиопрограммах.??Вкладка А. Захарова к статье Л. Шугурова «Русские кароссери» (1978 г.). Это творческое содру жество длится вот уже тридцать лет.Что касается автоспорта, то он надолго стал полем общественной де ятельности. Прекрасно разбиравшийс яв техническом и прочих рег ламентах соревнований, не лишенный способнос тей диплома та, Шугуров не один год возг лавлял команду советских гонщиков на Кубке дружбы, был главным с екретарем этого турнира, зампредом Ф едерации автоспорта СССР.Техника, спорт, ис тория – словно три кита, на которых стоит творчес тво Шуг урова. В его с татьях и книг ах ав томобиль предс тает одним из наиболее совершенных творений человеческого разума. Создатели машин интересова ли его, пожалуй, больше, чем технические нюансы. Б уквально по крупицам собира л он сведения об изобрета телях первого русского ав томобиля, о про-мышленниках и спортсменах, о советских конс трукторах и «красных директорах». Логи чно, что книга, над которой Лев Михайлович работа л пос леднее время (она вскоре выйдет в свет), названа «В зеркале заднего вида» и посвящена людям, с которыми он встречался на долгом жизненном пу ти. Как уверяет ав тор, коллеги по журналу «За рулем» займу тв ней достойное место.За рулем 10/2007 417 КЛУБ«ЗА РУЛЕМ» В МОЕЙ ЖИЗНИКорреспонденция на наш конкурс под таким девизом вс е прибывает. Письма приход ят разные – от ли чных воспоминаний на нескольких страницах до коротких в несколько строк поздравлений к юбилею. И хотя до него более чем полгода, хотим уже с егодня поблагодарить наших дру зей за добрые с лова в адрес журнала, за верность ему. Одно только: «За рулем» даже в своем нынешнем объеме не в сос тоянии знакомить читателей со вс еми пос тупающими откликами. Позж е их рассмотрит жюри и лучшие б удут предс тавлены на с айте ж урнала. А пока ограничимся выдержками из писем. Уважаемая редакция «За рулем»! Нам с му жем – по 70 лет! Мы справили золотую свадьб у еще в 2005 году. За всю совместную жизнь у нас не было ни одной автомобильной аварии. Думаю, и потому , что мой с упруг, Александр С ергеевич Белых, выписывает и внима тельно читает ваш ж урнал аж с 1960 года! При чем все номера у нас ес ть в наличии. Права он получил еще в 1959 году – и до сих пор за рулем. Посылаю его фотографию с номерами «За рулем» разных лет. На обороте муж написал «Благодарен журналу «За рулем» за то, что он есть!». Н. Белых, село Белая Глина, Краснодарский крайКуда можно зарулитьВаш ж урнал содержит много советов, способных помочь в трудной ситу ации. А в моей жизни он, мож ет, сыграл с удьбоносную роль. Произошло это совсем недавно. Прочитав в апрельском номере о розыгрыше ав томобилей, я решила поучаствовать, а чтобы иметь лучшее предс тавление о разных моделях и справедливо их оценить, взяла в библиотеке десяток номеров ж урнала. Проставлять ба ллы поеха ла к подруге – вдвоем интереснее. Засиделась у нее допоздна, но с заданием справилась. Хотела побыстрее добра ться до дома – пойма ла машину. Водитель оказался общительным и очень симпа тичным пареньком. Пока еха ли, обсудили, помоему, все темы – от автомобилей до планов на отпуск. Когда же, вернувшись домой, я повернула ключ в замочной скважине, то чуть не расплакалась: пачки ж урналов у меня нет. Ужас-то какой! Утром, невыспавша яся, усталая, решила бежать в библиотеку. Выхожу из подъезда, и что же думаете? Около дома с тоит вчерашняя «дес яточка», а в открытое окно улыбаетс я Сергей – паренек, который подвез. Он приехал, чтобы отдать мне журналы и... пригласить в кино! Как же я была рада! Вот так, только благодаря вашему журналу мы сС ергеем нашли друг друг аиу же почти три месяца встречаемся. С огромной благодарностью и уважением, Виктория Буланова, ОрелЗдравствуй, любимое издание! Решил написать вам в канун своего 20- летия. За пять лет, что читаю «За рулем», пропустил только три номера (№1, 2, 8 за 2002 г.). Ж урнал очень интересный. Мои любимые ру брики – «Экономика» и «Автомобили». Хочу поздравить редакцию с нас тупающим 80-летием и пож елать, чтобы ж урнал ос-тавался таким же красочным и актуальным. Д ля меня «За рулем» – это маяк в море автомобилей, который никогда не гаснет. Чего бы еще хотелось – побольше информации об оте чественных моделях. С наилучшими пож еланиями журналу Максим Гусев, Нижний Новгород418 За рулем 10/2007