406
407
КОНКУРСНоев ковчегСергей Пыжов из Курска да л отличный ответ на задачу 55, за что получит от редакции 6000 ру блей, а от О АО «Концерн «Моринформсис тема – АГАТ» электрический шинный компрессор.На правах рекламыВспомним зада чу № 55: откачав из смотровой ямы г аража грунтов ую воду, хозяин опус тил туда с тальной водонепроницаемый кессон. Загна л машину в гараж, а несколькими днями позже столкнулся с неприятностями. Что же произошло? Ответов пришло рекордно много – видно, наши люди знают толк вг аражной жизни. Да и как иначе: один держит в яме огурчики, у другого там бар с музыкой и диванчиком. И все отвечают верно: «Кессон поднял автомобиль». Многие вспомнили с лучаи серьезных повреж дений кузова и самого г аража, ехидно любопытствуя, сколько ва лидола съел «акванавт». Да, физику не обманешь. Наблюдательный Архимед лишь с формулировал закон, который в природе и без него прекрасно дейс твовал. Вот ив злосчастном гараже все происходило «по Архимеду». Допустим, вес пус того кессона 600 кг, длина 4 метра, ширина метр, высота полтора, борта – до краев ямы. Итого 6000 литров. Незакрепленный будет на плав у вытеснять столько килограммов воды, сколько сам весит, и погрузится в воду на 15 см. Если такой кессон опус тить в яму , полную воды, он б удет неустойчив – опрокинетс я. А вот при подъеме вмес те с водой упрется в дета ли под днищем машины, его осадка на чнет увели чиваться, пока колеса не оторвутся от пола. С да льнейшим подъемом воды осадка сохранитс я постоянной – 40 см д ля машины весом 1000 кг. Если вода в яме на уровне метра, то борта кессона, погру женного в нее на 40 см, выше краев ямы на 60 см. Примерно на этой высоте будет днище кузова.Р исунокСер ге яСавилова Если вода зальет яму доверху, машина, теоретически, окажется еще на полметра выше; некоторые считают, что она упрется в потолок низкого гаража, помнет крышу и т.д. Как будет на деле – зависит от ряда обстоятельств. Кессон, установленный в яме с большими зазорами, скорей завалится набок вместе с машиной, нежели поднимет ее доверху. И тогда она получит «соответствующие» повреждения, показанные в ряде писем, включая сочинение победителя. Что же делать Афоне? Самые отчаянные советуют вырезать «болгаркой» дыру в стенке кессона, пролезть внутрь и пробуравить отверстие в днище. Дескать, ловкий мужик успеет ретироваться раньше, чем мышеловка захлопнется. А вдруг застрянет? К тому же электроинструмент и вода – опасные соседи! Другие предлагают откачать воду из ямы «за пределы гаража». Вроде бы логично. Ана деле насос будет состязаться с поступающей извне водой – справится ли? Разумней перекачивать воду из ямы внутрь кессона. Конечно, это серьезная задача. Надо установить насос в щели между кессоном и ямой, протянуть шланг и провод питания,что уже непросто. К тому же кессон, опускаясь, не должених повредить. Проще всего взять да напустить в кессон воду – хоть из ближайшего пруда. Если бы гараж был возведен на сухом холме, где нет проблемы грунтовых, подземных вод, то и наша задача была бы не актуальна. Но для подобного строительства очень часто отводят такие земли, что только русский автолюбитель-энтузиаст с подарком согласится! В таких местах чтолибо строить – головоломная задача, даже если это всего лишь погреб для картошки. Здесь и относительно сухим летом от воды уберечься трудно, а как ее отводить? Самотеком – чистая утопия, ведь гараж-то в низинке. А постоянно выгонять воду электронасосом – занятие разорительное. Вот и остается варить кессон. Но делать по-умному. Например, как можно надежнее закрепив кессон. Узлы крепления, фундамент, пол гаража и т.д. должны с запасом держать нагрузку в несколько тонн, иначе при «большой воде» начнут трещать. Многие считают, что на время половодья кессон нужно затапливать, а когда стихия угомонится, воду удалять. Такие советы мы нашли во множестве писем, включая нашего победителя. Кроме того, нам напомнили, что на зиму воду нельзя оставлять ни в яме, ни в кессоне – если замерзнет, наделает бед. Поздравляем Сергея Пыжова с победой в этом туре!ВТОРАЯ ПЯТИЛЕТКА?Сконкурсом знатоков ЗР читатели знакомы уже давно. Многие называют рубрику интересной, нужной, полезной – нам, авторам задач, читать эти отзывы очень приятно. Но нельзя же ей оставаться неизменной! Поэтому наступающий 2008 год мы нач-нем с подведения итогов пятилетней работы, сделаем некоторые любопытные, на наш взгляд, выводы и обязательно поделимся новыми идеями. Всех, кто принимал участие в нашем конкурсе, искренне благодарим! Отдел эксплуатацииНа правах рекламы