320
321
ТЕХНИКАСНЕГОБОЛОТОХОД «МАРШ»Трактор на плавуМест, куда «только вертолетом можно долететь», еще хва тает. Об альтернативном транспорте – снегоболотоходе «ЛадаБРОНТО 1922 Марш» рассказывает Сергей Мишин.С этой уникальной техникой, несущей тракторный номер на корме, чита тели знакомы у же давно (ЗР , 1999, № 7). Тольяттинская фирма ПСА БР ОНТО выпускает оригинальное транспортное средс тво повышенной проходимос ти более дес яти лет (первая машина была предс тавлена еще на МИМС-95). За это время продано более пятисот таких машин. Но если в 1995-м делали один-единс твенный вариант с кузовом «Нивы» ВАЗ-2121, то ныне снегоболотоходов – целое семейство.МАРШ МОДИФИКАЦИЙНа выбор – четыре варианта кузова на двух колесных базах. Напомним, в основе машины рама, изготовленная из уазовской. Мосты, рессоры и карданные ва лы тож е переделаны из дета лей армейского вс едорожника. Мосты, например, с бортовыми редукторами (но с главными парами от безредукторных) и самоблокирующимис я дифференциалами. Над рамой – «территория ВАЗа». Кузов – от трех- или пятидверной «Нивы», имену емой с егодня «Лада 4х4». К слову, «Марш-Лонг» (с пятидверным кузовом) пользу ется повышенным спросом, только д ля БР ОНТО добыть такой из ОПП гораздо с ложнее, чем обычный короткий с главного конвейера. Силовой агрег ат – впрысковый двиг атель 21214 с коробкой передач и «нивовской» же раздаткой. Длинный кузов монтируют на шасси су длиненной колесной базой – 3012 мм против стандартной 2685. Не так давно прибавились еще две версии – короткий «Марш-Пикап» и д линный «Марш- Турист» (с мини-кунгом в задней части). Все машины оснащены гидроусилителями рулевого управ ления производства ИНМ АШ (С терлитамак). Колеса с недавнего времени тож е можно выбирать. «Трэкол» (производства одноименной фирмы) – на таких «Марш» дела л свои первые шаги. Их водоизмещение позволяет короткой машине держ аться на плав у. Хорошо зарекомендовали себя на любом снег у, работают при дав лении от 0,05 до 0,4 атм, не повреждают верхний слой почвы.320 За рулем 10/2007 КОМУ СЛУЖИТ «МАРШ»Примерно половина проданных машин эксплуатируется в северных районах Западной Сибири и Дальнего Востока. Четверть – в средней полос е: в Подмосковье, Нижнем Новгороде, Оренб урге и на Южном Ура ле, еще четверть в южных районах – на С еверном Кавказе, Ставрополье, в Рос товской облас ти, а такж ев Казахстане. Половину снегоболотоходов покупают частные лица – д ля охоты, рыба лки и экстремальных пу тешествий. В торую – нефтегазодобывающие компании, изыскатели, энергетики (обс луживание ЛЭП в труднопроходимых местах), МЧС, администрация северных районов. Наиболее популярные опции – лебедки, люки в крыше, фары-искатели, дополнительные обогрева тели са лона и предпусковые подогреватели двигателя.Брызги, поднимаемые шинами, хоть и выглядят эффектно, но скорости не прибавляют.Альтернатива – шины «Экс трим» московского Завода эксперимента льного транспорта – чуть меньше в диаметре, но с развитыми грунтозацепами, что делает движение машины по грязи более уверенным.ПРОБАНа ас фальте «Марш» неожиданно оказывается весьма динами чным. В машине не по-«нивовски» комфортно – кузов- то закреплен на раме через резиновые подушки, а потому шум от силового агрег ата и трансмиссии практи чески не передаетс я. Слышно лишь, как шурша т об ас фальт покрышки... Но шоссе – не его стихия. Сворачиваем на грунтовку и пробираемся к озеру. Загорающий на берег у народ су дивлением посма тривает на с транные, циклопических размеров «нивы». Поблизости есть крутые песчаные косогоры, на которых обычной «Ниве» пришлось бы изрядно потру диться. На «Марше» пониж енную в раздатке, вторую в коробке, газ можно не нажимать. На пес чаном подъеме г лавное – не газовать, чтобы не провернулись колеса. Неспешно поднимаемс я, мед ленно разворачиваемся – в поворотах ма лого радиуса передние колеса с легка проска льзывают, распрямляя траекторию (сраба тывает самоблокирующийся дифференциа л). Так же плавно спускаемс яи переползаем через любые препятс твия. Р азница меж ду этими двумя машинами – в г еометрической проходимости и... ездовом комфорте. Коротышка легко преодолевает изломы любой крутизны, но с легка «козлит» на неровностях грунтовки. «Марш- Лонг» не с толь подвижен, зато на кочках идет почти как лимузин – степенно покачиваясь.сможет. Рекомендации по «сплаву» те же, что и при движ ении в гору: в торая пониженная, без г аза. Большие обороты и брызги, поднимаемые колесами, хоть и выглядят эффектно, но лишь замед ляют движение. Паруснос ть у машины большая, потому против сильного ветра она плыть не мож ет. Впрочем, этого от нее и не требуется. Достаточно, чтобы не утонула в болоте и преодолева ла небольшие водные преграды. Включив заднюю, развора чиваемся и ждем, когда «трэколы» догреб ут до берега. Выезд из воды не вызывает никаких трудностей – нащупав колесами грунт, машина уверенно выползает на сушу.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодель «МАРШ» 1922-00 1922-20 1922-30 1922-50 «Марш- «Марш- «Марш- «Марш1» пикап» Турист» Лонг» 4250 2200 2685 4340 2200 4865 2475 3012 4560 2200Обычные фары не приспособлены к работе под водой – протекают.Общие данные Размеры, мм: длина ширина высота база колея спереди/сзади дорожн. просвет Снаряжен. масса, кг Полная масса, кг Макс. скорость, км/ч Топливо Запас топлива, л Расход топлива, л/100 км: при скорости 50 км/ч по бездорожью Двигатель25701700 2100 431600 21001970 51070 АИ-95 2х70 2х701800 23001800 2250 6514,2 18,8 бензиновый, Р4, 1,7 л, 59,5 кВт/ 80 л.с. при 5200 об/мин, 129,5 Н . м при 3600 об/мин полноприводная с блокировкой межосевого дифференциала, М5, двухступенчатая раздаточная коробка подвеска спереди и сзади – зависимая рессорная; рулевое управление – червячное с гидроусилителем; тормоза спереди и сзади – барабанные; шины сверхнизкого давления (на выбор): ТРЭКОЛ – 1300 x600x533 мм АРКТИКТРАНС – 1270 x490x506 мм AVTOROS X-TRIM – 1244 x596x533 мм 600 585 715 655Ходовая часть «Марша» – от армейского вседорожника. ТрансмиссияЗАПЛЫВКупание решаем открыть на коротышке – у него и масса поменьше, и колеса крупнее. Первый вход в воду с обяза тельным наблюдением за «ва терлинией» – колеса можно погрузить не более чем на две трети. Машина мед ленно сползает в воду по дну, и вот мы уже плывем! «Марш», коне чно, не торпедный катер, большую скорость в воде развить неХодовая частьУправляться с огромными колесами помогает гидроусилитель.Ориентировочная цена, тыс. руб.За рулем 10/2007 321