376
377
378
379
380
382
КЛУБЭКСТРИМРыбный деньНаши машины уже летали с обрыва в воду, одолевали глубокие броды, тонули и катались на плоту. В этот раз обойдемс я без плота, а как – рассказывает Андрей Сидоров. Фото: Георгий Садков.«Нива» отлично ездит по дорогам и там, где их нет, уверенно преодолевает грязь и косогоры, не спас ует на снежной целине ив песках. А с лабо преодолеть водную преграду? Не на плоту – это мы пробова ли (ЗР, 2005, № 9), и не лужу глубиной по с тупицу, а так, чтобы, как говорится, выше крыши? На первый взг ляд – за тея дурацкая: зачем прокладывать маршрут по воде, ес ли можно поискать объезд? Но по бере-376 За рулем 10/2007 гу-то любой с умеет, а вот по дну еще никто не пробова л – тем интереснее задача.НА ИСКУССТВЕННОМ ДЫХАНИИИзвне двиг ателю д ля работы нужен лишь воздух, ос тальное – бензин, мас ло, электри чество – свое. Зна чит, нужно позаботиться о доставке воздуха из атмосферы. Р ешение давно найдено учас тниками трофирейдов – шнорх ель: герметичная тру ба, выход ящая на крышу. Ту т отли чно подоше л армированный резиновый рукав. На поверхнос ть вывели и выхлоп – на с лучай, ес ли придется повторно пускать двигатель и под водой. Пресная вода – посредс твенный проводник тока, поэтому работа электрообору дования особой тревоги не вызыва-ла. Предыдущий опыт погру жений (ЗР, 2002, № 10) подсказывал, что неж елательно лишь «полоскать мозги» – электронный блок управ ления двиг ателем. Вода, как извес тно, дырочку найдет, поэтому , не ограничившись г ерметизацией блока, его помес тили в прос тейший кессон – плас тиковую канистру без дна, закрепленную в салоне. Остывающие редукторы обязательно насосут в себя воду – их манж еты противос тоять разреж ению не мог ут. А двухметровая г лубина – это дополнительные 0,2 кгс/см 2 давления воды, с тремящейся просочиться в картер. Чтобы защитить агрег аты, их сапуны соединили шланг ами с камерой колеса, опять-таки закрепленной в салоне. Воздух из нее и создал необходимый подпор давления изнутри.Давление в шинах – 0,6 атм.Воздух для водителя в баллоне за спинкой сиденья. Подпор воздуха в двигатель и агрегаты обеспечили камера и запаска.За рулем 10/2007 377 КЛУБЭКСТРИМПроникновение воды в работающий двиг атель каза лось маловероятным – ес тественный прорыв г азов в картер должен был, по нашим прикидкам, компенсирова ть гидростатическое дав ление. Они и справлялись до поры, но об этом чуть позже. Глушим вентиляцию картера, ваку умный усилитель тормозов, снимаем электродвиг атели вентиляторов отопителя и системы охлаждения – они в круизе по дну не нужны, а так и сушить их не придетс я. Второстепенные электроцепи отключаем, вынув предохранители. Разъемы датчиков системы управ ления двиг ателем и дыхательное отверс тие АКБ замазываем герметиком, а чехлы рычагов коробки передач и раздатки с тягиваем хому тами. Наконец, обойдемся и без приборов – изде лий де ликатных, воды не любящих, и без элементов роскоши – коврики, заднее сиденье и проча я мелочь тоже остаются на берегу. Машина к подводному путешествию б удто бы готова. Теперь, во избежание конфуза, надо разведа ть фарва тер: кто знает, что там на дне? Несколько рейдов с аква лангом – и подводный маршрут размечен яркими вешками. Как потом оказалось, пользы от них немного – под водой их попросту не видно. Последние приготовления – сбрасываем дав ление в шинах до 0,6 а тм, подтянув тросик г аза, поднимаем (на вс який с лучай) холос тые обороты. Капитан «Нивы» Петр Тори чный, облачившись в гидрокос тюм, закусывает шланг с воздухом и кладет машину на курс к мес ту погружения. До него метров сто мелководья. По дороге плановая ос тановка: ну жно впустить воздух в ос тывший в воде бензобак. На этом участие группы под держки заканчиваетс я, впереди – ав тономное плавание. Слово капитану.Не зная броду, его лучше разведать.ДЫМ НАД ВОДОЙ…Салон «Нивы» понемногу заполняется забортной водой, но машина уверенно держит курс, толка я живописную волну. Полный привод и перва я пониженная переда ча легкоПоследний вдох из атмосферы.Остатки воздуха еще удерживают задок «Нивы» на плаву.Боевой расчет.378 За рулем 10/2007 справляются с непривычной средой обитания. Скрылись под водой педали, рычаг коробки передач, вода х лынула в открытые окна и стремительно поднимаетс я по ветровому с теклу. Ушли под воду двери. И вот перва я неожиданность: усидеть за рулем под водой непрос то! Надо было надеть на пояс побольше грузов, но не возвраща ться же – плоха я примета. С другой стороны, поучительна ис тория Муму – без ластов (в них давить на педали неудобно), да с гирями не очень-то выплывешь. Левой рукой уперс яв потолок, зубами вцепился в шланг с воздухом – благо ба ллон с ним прочно привязан к спинке сиденья, – левой ногой подпираю приборную пане ль, а правой понемногу под даю г азку. О дним словом – та еще камасутра. Шум двигателя, кстати, хорошо слышимый, придает уверенности, что вс е идет по плану. Остатки воздуха в салоне устремляются к задней час ти, несколько с екунд «Нива» роет донный песок только передними колесами – и наконец, вы-дохнув огромный пу зырь, плавно встает на дно всеми четырьмя. Над поверхнос тью, как перископы подводной лодки, торча т лишь две тру бы – шнорх ель и вых лопная. Прозрачная, каза лось пона чалу, вода на деле не дает различить из-за руля даж е капота, а уж о наших вешках и говорить не приходится. Помню, что «дорога» уходила немного вправо, поэтому чуть повора чиваю руль и вывожу двиг атель примерно на 3000 об/мин. Ориентируюсь по солнцу , вернее, по интенсивности све чения на поверхности воды, до которой у же никак не меньше трех футов. Скорость, судя по шуму мотора и проплывающим по с теклу водорослям – пешеходная, машина идет ровно. Проходит десять, двадца ть, тридца ть с екунд – «полет» норма льный! Примерно к сороковой свет впереди с тановится ярче, и крыша выходит из воды. Не намного, до с ередины ветрового с текла, но этого хва тает, чтобы сориентирова ться на акватории.По мере затопления салона водой чувствую, что всплываю с сиденья.Расчет на подводную съемку не оправдалс я – со дна поднялась муть и солнечный свет едва пробивается на метр-полтора. Выехал за город – включи фары!За рулем 10/2007 379 КЛУБЭКСТРИМПлановая остановка на мелководье чуть не обернулась эвакуацией.Извергая паровозный дым, «Нива» уверенно выбралась на берег.На в торой круг захож у как бывалый подводник. Вода, и прежде далеко не хрус тальная, уже изрядно взба ламучена колесами, поэтому, последний раз глянув на поверхнос ть, погружаюсь вслепую. На ощупь пытаюсь пройти разведанным маршрутом, но что-то подозрительно долго не светает! Так и ес ть: машина выныривает совс ем не в рас четном квадра те, а спус тя мгновение – г улкий у дар: передний редуктор взгромоздился на огромный камень. Ни вперед, ни назад! Мотор рычит на полном газу, «Нива» беспомощно с учит ног ами, поднима я со дна му ть, а берег и не думает приближаться. Через пару ми-нут подплывает наша группа поддержки – в троем ребятам удается враска чку снять машину с пьедестала. Мотор у же на чинает подтраивать, виж у, как к берег у уходит сизое обла чко дыма – неужели нах лебался? Ну да ладно, всплытие покаж ет, а впереди третий круг. Погружение должно пройти по обкатанному сценарию, но с остановкой на г лубине – д ля подводной съемки. На борт заныривают дайвер-инс труктор Дмитрий Тырин и фотограф Г еоргий Садков. Задняя дверь «Нивы» открыта: так лег че погружаться, да и пассажирам проще покинуть «корабль».«НИВА» В ОЗЕРЕ КУПАЛАСЬ…Машина уже привычно уходит на глубину и метров через десять ос танавливается д ля съемок, едва слышно тарахтя двигателем. Петр держит сцепление выж атым – ж дет окончания фотосессии. Но где же фотограф? Тот, продува я маску , нахлебался иу же икает на поверхности, обняв шнорх ель. Всплыл и Дмитрий – его подопечный в безопаснос ти, а самому в са лоне де лать больше нечего. Капитан, решив, что дело с делано и пора забира ть к берегу, отпускает сцепление, но... машина не едет! Петр проверил переда чи в коробке ираздатке – все включено, поиграл сцеплением – не помогает. Русалок в этом озере нет, а сидеть в одиночестве на глубине да на мокром сиденье неуютно – и, выпус тив заг убник, ос тавил мостик. В спорах о необъяснимом чуде проходит мину та-другая. Дима ныряет на разведку , а с лодки выдвиг ают самые невероятные гипотезы ос транном поведении «Нивы». Между тем из выхлопной трубы вырываются дымок и фонтанчики воды – мотор на «у топленнице» продолжает работать. Сколько-нибудь прием лемой версии выработать не удается, и в лодке уже собираютсяИз выхлопной трубы появился дымок – масло уже с водой.380 За рулем 10/2007 КЛУБЭКСТРИМИз четырех литров масла получается десять эмульсии. Она-то и попадала во впускной тракт по второму, задроссельному шлангу вентиляции, придавая выхлопу паровозную мощь.Теперь можно перевести дух.готовить эваку ацию. На этот случай припас ены понтоны (камеры от грузовика), компрессор и УАЗ с лебедкой. Тем временем расс тояние меж ду лодкой и группой в гидрокостюмах посреди озера начинает увеличиваться. Пона чалу списываем это на дрейф лодки. Но через несколько с екунд капитан заме чает, что дрейф ует-то машина! Молодец Дима: уше л на дно, разобра лся с управ лением – и «Нива» пошла! Но почему вмес то берег а она держит курс на ос трова? И только теперь мы заме чаем Диму, кото-рый, оказывается, плавает чуть поодаль. Но ес ли двое – на крыше, двое в лодке, тог да кто за рулем? Никого! А срез шнорхеля вс е ближ ек воде. Еще полметра, и гидроудар мотору обеспе чен. Потом мы нашли объяснение с толь с транному поведению машины, а тогда ее надо было спасать. Дмитрий уходит под воду и протискивается за руль. Описав дугу в опасной близос ти от поверхности, «перископы» двинулись к берег у. Вскоре из-под воды показалась и крыша. Хватит испытывать судьбу, едем сушиться! Извергая клубы уже бе-лого дыма и китовые фонтаны из выхлопной трубы, на полном газу машина выскакивает на берег. Снято, перерыв! Позже, по хронометраж у видеосъемки мы подс читали, что под водой машина отработала без ма лого с емь мину т, проехала около сотни метров плюс «дорога» на глубину и обратно. Но как объяснить ее странное поведение? А фокус был вот в чем. После долгого у держания педали сцепления забортна я вода проникла за поршни г лавного и рабочего цилиндров и, кроме того, вдавила вну трьсильфон на бачке. Чтобы выйти назад сквозь ма лые зазоры, ей потребовалось какое-то время, в те чение которого сцепление оставалось выключенным. Понемногу диафраг менная пружина с этим справилась, и машина плавно обрела ход. Но кто мог предположить это заранее? Зато теперь мы знаем точно: водные преграды г лубиной до двух с половиной метров «Нива» пос ле некоторой подготовки преодолевает вброд. Только вряд ли это ког да-нибудь будет отражено в руководстве по эксплуатации. А еще говорят, что «нивы» не летают...Подробный фоторепортаж и видеоролик смотрите на с айте www.zr.ru.382 За рулем 10/2007