288
289
290
РЕМОНТ И СЕРВИССЕКРЕТЫ ПРОФЕССИИ ТЕХПОМОЩЬЗвонок другуПохоже, пословицу «простота хуже воровства» автопроизводители поняли буквально – в одиночку с голыми руками к нынешним машинам не подс тупиться. О технической помощи взывал Евгений Борисенков. Фото: Константин Якубов.КТО НА КОМ СТОЯЛПомощь на дорог е вызовом техни чки не исчерпывается – зна чительную час ть заказов выполняют эвакуаторы. Самые тяжелые и относительно редкие их представители – манипуляторы. Эксклюзивность такой техники объясняется ее высокой ценой (импортные в среднем 3,5–5 млн. руб.) и немалой стоимостью услуг (4–6 тыс. руб.). Зато для них нет безвыходных ситуаций: манипулятор готов взять пос традавшего в любом сос тоянии (с заблокированными колесами или вообще без оных, произвести погрузку по час тям и т. д.) и из любого положения (авто лежит на боку , на крыше и т. п.). Кроме того, он способен без труда «выу дить» ав томобиль из ряда ему подобных, чем объясняетс я популярнос ть этой техники среди владельцев штрафстоянок. Стропят груз дв умя способами: подводя под брюхо специальные тканевые ленты (так называемые полотенца) либо цепляя кошками за колеса. Оба хороши при одном условии – траверса (попере чина, от которой тянутся стропы) должна оказа ться шире поднимаемого авто, иначе стропы отпечатаются на поверхности кузова. Платформенные эваку аторы менее универсальны, за то об ходятся с торонам гораздо дешевле (стоимость машины около 1м лн. ру б., ус луги эваку ации – 1,5–2,5 тыс.). Солидные компании предпочитают исполнение со сплошной с двигающейся платформой. В городах наиболее практи чны машины гру зоподъемностью 3,0–3,5 тонны сд линой кузова 5 метров. Процесс погрузки весьма незатейлив: под дейс твием гидроцилиндров пла тформа съезж ает назад и наклоняетс я до зем ли, обеспе чивая довольно пологий въезд. Впрочем, для некоторых иномарок и такой угол великоват, но это не повод отказываться от эвакуации. Смекалистый мастер хранит в загашнике комплект «тарированных» досок-подкладок – специально для таких случаев. В тяж елой ситу ации его (и в ладельца) готово выручить штатное приспособление – этакая табуретка на колесиках, способная заменить отсутствующее колесо, а то и целый мос т. Масса эвакуиру емой недвижимости роли не играет – лебедка с тяговым усилием около 7 тонн втащит на платформу все что угодно. Однако злоупотреблять силой не с тоит – технику с заблокированной коробкой, выверну тыми и заклиненными колесами лучше гру зить манипулятором. Более дешевую (для хозяина, но не для клиента) версию – с тационарную пла тформу с аппарелями (в народе машины кли чут «горбатые с лыж ами») используют, г лавным образом, предприим чивые час тники.Если нет умывальника, запас воды для мытья рук возят в бутылках.288 За рулем 10/2007 На платформу «потерпевшего» затаскивают мощной лебедкой.Такой способ крепления служит гарантией от механических повреждений.Небольшой угол въезда подходит для автомобилей с любым клиренсом.К с лужбе они пригодны с ограни чениями: их конек – неаварийные ав то с хорошим клиренсом («русским пакетом»). Тягачи, рассчитанные на частичную погрузку, в этой сфере почти не встречаются – тащить д линный и дорогой «хвос т» по забитым улицам небезопасно. Они чаще востребованы на с тоянках аэропортов и супермаркетов, г де освобож дают территорию от неправильно припаркованных автомобилей. Но эвакуация – крайняя мера. Во многих с лучаях дос таточно вызва ть аварийную летучку – техпомощь.ЧАСОВОЙ МЕХАНИЗМВероятнее всего, на подмогу приедет «Нива» – компактный полноприводный вездеход почти идеа льно соответс твует назначению. О тменная проходимос ть позволяет добраться до любого клиента, а емкий (в двухместном варианте) багажник поглотит и довезет вс е необ ходимое обору дование. А его нема ло: тут и переносной г енератор на 220 В, и силовой транс форматор («катюша») с клеммами 12 и 24 В на выходе, диагнос тические приборы, с лесарный инс трумент и даж е набор отмычек для вскрытия дверей и пуска двиг ателя! Но главная ценность – водитель-механик, способный решить множ ество ав томобильных проблем. Коне чно, он не возьмется за кузов или серьезный ремонт двигателя, трансмиссии и тормозов. Пос леднее – не от неумения, просто в полевых условиях не вс егда добьешьс я тре буемого качества, а ведь с тормозами не шу тят!По информации «му жчин по вызов у», рейтинг неисправнос тей ус толичных водителей выглядит так: с большим отрывом лидирует дефект «не заводитс я» (из-за севшего аккум улятора, неисправнос ти бензонасоса или отказа да тчиков). Р егулярно в ладельцы прос ят вскрыть собс твенное авто (нередко с работающим мотором!). На третьем мес те – заклинившие на «паркинге» ав томатические коробки. Далее следуют замена проколотого колеса (в том чис ле при у тере ключа от с екретки), заполнение опус тевшего бензобака и отключение блокировок и сигнализаций. Вызов техни чки в пределах МКАД – около 500 ру б., сама работа – почасова я (1200–2300 руб./ч). Если неявный сначала дефект обернулс яс ерьезными проблемами (заказ зв учал как «не едет», а диагностика показа ла обрыв ремня ГР М), деньги возьму т лишь за вызов, пред ложив проехать в сервис на эвакуаторе. Запасные части технички возят по миним уму, все сверх него, как правило, приобретают «по факту». Время, потра ченное на покупку, при рас чете с клиентом учту тв нормочасах.крученные предпочтите льнее. Неплохо выяснить размер парка компании: чем больше, тем оперативнее будет выполнен ваш заказ. Хорошо, ес ли здесь оказывают комплексные услуги – техпомощь и эвакуацию ( техничка с зада чей не справитс я – эвакуатор получите вне очереди и со скидкой). Неплохо поинтересова ться типом эвакуатора: чем он современнее, тем ниже вероятность повреж дения авто при погрузке и транспортировке. Обяза тельно узнайте, зас трахована ли ответс твенность перевозчика! Напоследок уточните сферы влияния – некоторые работают только в городской черте, а некоторые – по вс ей России. Кардинальный шаг – приобретение клу бной карты, с улящей в ладельцу всевозможные льготы вроде беспла тной эвакуации, различных скидок и эксклюзивных ус луг (типа «нетрезвый водитель»). Годовой взнос колеблется от 1500 до 8000 ру блей.ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИУ с лужбы помощи ес ть неписаные правила, соблюдение которых позволяет избежать недоразумений, а такж е сохранить время и деньги. Особую бдительность стоит проявлять владельцу гарантийного авто – пос ле дорожного ремонта дилер может снять машину сг арантии. Кроме того, некоторые ав тосалоны предос тавляют клиентам беспла тный эваку атор – вызов постороннего опла тите из собс твенного кармана. Убедитесь, при вас ли документы на «движимос ть» – по закону мас тер обязан зна ть, с чьей конкретно собс твенноЗа рулем 10/2007 289НА ВСЯКИЙ ПОЖАРНЫЙНеприятности, как извес тно, проис ходят неожиданно. Перехитрить судьбу нелегко, но к ее ударам можно подготовиться заранее. Например, присмотреть подход ящую службу помощи на дорог ах и сохранить номер телефона, до х удших времен. Выбрать потенциа льного спасите ля не так сложно. Начните с изучения бренда – рас- СЕКРЕТЫ ПРОФЕССИИ ТЕХПОМОЩЬНа правах рекламыДиспетчер контролирует местонахождение каждой технички в режиме реального времени.Технологическая тележка способна заменить отсутствующее или поврежденное колесо.Наиболее популярная услуга техпомощи в мегаполисе – «дать прикурить».Основа всякого успешного ремонта – грамотная диагностика.Набор оборудования рассчитан на все предвиденные... и непредвиденные обстоятельства.стью имеет дело. Если же барсетка захлопнулась вмес те с ключами, возможно, при вскрытии потреб уется прис утствие понятых. Во вс яком с лучае, ситу ацию лучше сразу оговорить с диспетчером. Не советуем устраивать соревнование на скорос ть прибытия, заказав ус лугу в нескольких фирмах одновременно – в конце концов приеду т вс еи каж дый потребует опла ты! Ес ли диспетчер задает много вопросов – считайте, что вам повезло: чем дета льнее он оценит ситу ацию, тем точнее и эффективнее б удет помощь. То ж е, кс тати, относитс яикв ладельцу – грамотная информация о сос тоянии авто,его местоположении и путях подъезда чаще вс его имеет денежный эквива лент. В ожидании помощи не тра тьте время попусту – вспомните, г де лежат буксировочные рым-болты, поищите точки их крепления. У некоторых моделей они так искусно спрятаны, что способны поставить в тупик даже опытного эвакуаторщика. По окончании работ не заб удьте получить при читающиеся вам документы – бланк с трогой отчетнос ти (или кассовый чек) и акт выполненных работ. Пос ледний служит г арантийным та лоном: срок его действия в среднем два месяца. Надеемся, он вам не понадобится!