162
163
ЭКОНОМИКАСТАТИСТИКА ПАРК РОССИИГеография с историейАвтопарк регионов-2008 – предмет аналитического обзора Игоря Моржаретто и Сергея Целикова.НАМ ГОДА НЕ БЕДАВпору праздновать новый рекорд: по предварительным данным, в начале января легковой автопарк России насчитывал уже 28,3 млн. автомобилей. За год он вырос почти на 1,8 млн. машин (+ 6,8%). Для Европы – небывалые темпы; но в отличие от многих других стран, российский автопарк откровенно стар. Средний возраст легковых автомобилей в Евросоюзе – около 7 лет, в нашей стране – 12 лет. Причем если «ладам» в среднем 12,3 года, то «волгам», «москвичам», УАЗам – уже 16,2 года! На их фоне парк иномарок выглядит очень даже молодо: средний возраст на январь 2008-го – 8,7 лет, что вполне сопоставимо со среднеевропейскими показателями. Парк потихоньку молодеет. Скажем, основная масса автомобилей «Лада», ко-торые бегают по России, выпущена на АВТОВАЗе меньше 10 лет назад (52,8%). Но на учете все еще состоит свыше 1,3 млн. модификаций «копейки», выпущенных до 1980 года, то есть ветеранов среди «жигулей» – таких 10,6%. Престарелых «волг» еще больше – почти каждая пятая (18%). Не всякая иномарка может похвастать такой выносливостью… В стане иномарок перемены заметнее. Если в начале 2007 года легковых автомобилей иностранных марок в возрасте до 3  лет в России насчитывалось чуть более 2 млн. шт. (или 30,2%), то к январю 2008-го их число выросло до 3,1 млн. (37,6%). Вот это темпы!ПАРК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РФПАРКИ И МАРКИИз 28 млн. автомобилей, зарегистрированных в стране на 1 января этого года, 70% –По данным АА «Автостат».162 За рулем 04/2008 По данным АА «Автостат».ПАРК ИНОМАРОК В РФПо данным АА «Автостат» и ЗР.отечественного производства. Почти 46% – это продукция марки «Лада». Доля других российских производителей на порядок меньше. Зато уже около 30% автопарка страны составляют иномарки. Среди них самые сильные показатели у «Тойоты» – это практически каждая пятая иномарка в России. Правда, лидерство обеспечили не новые модели, а подержанные праворульные машины, на которыхПРОГНОЗ-2012К 2012 году парк легковых автомобилей вырастет на 35% – до 38–39 млн. ма-шин, причем российские марки удержат 45–46%, а оставшаяся большая часть – 54–55% будет за иномарками.РЕЙТИНГ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ИНОСТРАННЫХ МАРОК ПО ОКРУГАМ РОССИИ В 2007 Г.Округ Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный По России Средняя зарплата в 2006 году, руб. 12 312 11 865 7272 8143 14 391 9898 13 733 10 727 Число машин на 1 тыс. жителей в 2006 году 212 213 163 172 201 174 192 186 1-е место «Форд» «Форд» «Форд» «Тойота» «Тойота» «Тойота» «Тойота» «Тойота» 2-е место «Фольксваген» «Фольксваген» «Тойота» «Форд» «Ниссан» «Ниссан» «Ниссан» «Ниссан» 3-е место «Тойота» «Опель» «Опель» «Дэу» «Дэу» «Хонда» «Мицубиси» «Форд»По данным Росстата, АА «Автостат» и ЗР.На правах рекламыДОЛИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ В ПАРКЕ РОССИИездит большая часть российского населения за Уралом. То же относится к иномарке № 2 на нашем рынке – «Ниссану». Но их постепенно догоняет «Форд», который вырвался на третье призовое место. Причем здесь выше доля новых машин – благодаря «Форду-Фокус» российской сборки. На четвертой строчке «фольксвагены», среди которых вновь преобладают «старички»: средний возраст около 12 лет. Далее в общероссийском рейтинге распространенности идут «Мицубиси», «Опель», «Хёндай», «Ауди», «Дэу», а замыкает десятку «Мерседес». По прогнозам аналитиков рынка, в список самых популярных у россиян моделей скоро войдут две новые бурно растущие марки – «Шевроле» и «Рено». Места в шорт-листе любопытно соотнести с возрастом моделей. Среди «Ауди» с российскими номерами ныне в возрасте старше 10 лет – 63% машин, у  «Опеля» – 58%, «Фольксвагена» – 57%, БМВ – 52%, а у самого молодого, «Мерседеса», – 50%. Зато моложе 3 лет – 83% всех стоящих на учете в России автомобилей марки «Шевроле», 75% – «Хёндай», 65% – КИА, 57% – «Рено», 51% – «Дэу». Соотношение наших и иностранных марок «70 на 30» справедливо в целом по стране; в регионах картина иная. Скажем, на Дальнем Востоке доля иномарок давно превысила 70%, а в Сибири – 40% легкового парка. При этом уровень жизни в этих регионах трудно назвать очень высоким. В Центральном и Северо-Западном регионах России число иномарок приближается к 1/3, но рост здесь происходит в основном за счет новых машин. Примерно на четверть из иномарок состоит автопарк на Урале. В Южном и Приволжском округах вовсю правят бал российские автомашины: иномарок здесь не более 18%! Впрочем, похоже, этот всплеск патриотизма потихоньку сходит, и тут растет доля иномарок.