254
255
256
КОМПОНЕНТЫВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ПРОВОДА ВАЗ-2112Участники сопротивленияПЭлектрическая энергия распространяется по проводам. К сожалению, в них же она и теряется. С поведением различных высоковольтных проводов в системах зажигания шестнадцатиклапанного двигателя ВАЗ разбираются Михаил Колодочкин и Александр Шабанов.вать якобы лишний кислород. Это скажется и на расходе бензина, и особенно – на токсичности отработавших газов. А раз так, то каждый высоковольтный провод фактически становится частью системы управления двигателем! Отсюда и цель нашей экспертизы: анализ влияния различных высоковольтных проводов на основные показатели реального двигателя ВАЗ-2112. Как обычно, все закупили в крупных столичных автомагазинах. Взяли по два комплекта проводов десяти разных фирм – отечественных и зарубежных. По два брали неспроста – дабы предупредить возможные упреки в необъективности. Мол, по одному образцу судить нельзя! Спорить не будем – лучше изменим процедуру поверки.9-е место Заявленный производитель – Caesar «Цезарь», ЗАО «ДиГ»лохо пускается, дергается, не тянет… Очень часто подобные недуги двигателя лечатся простой заменой высоковольтных проводов. Природа явления понятна – о ней мы писали не раз. Как известно, энергия искры зависит от множества параметров, в том числе от мощности высоковольтного импульса, который достигнет электродов свечи. Иными словами – от потерь в линии зажигания. В карбюраторном двигателе «наука» на этом, в общемто, заканчивается, а вот во впрысковом добавляется влияние системы управления. Ведь при недостаточной интенсивности сгорания или при пропусках вспышек через систему λ-регулирования сработает обратная связь, увеличив подачу топлива – чтобы компенсиро10-е место Заявленный производитель – Master Sport Automobiletechnik, ГерманияЛабораторным омметром определили сопротивление каждого провода – всех 80 штук. Потом замерили длину проводов, поделили одно на другое и получили линейное сопротивление – в килоомах на метр. По логике вещей, для одних и тех же комплектов большого разброса быть не должно – кабель-то нарезают из одной катушки. Но… Во всех комплектах восьми фирм так и получилось. А вот у Caesar в двух проводах оно скакнуло чуть ли не на порядок по сравнению с остальными шестью. У Master Sport повторилась та же картина – правда, для одного провода. Мелочи? Возможно. Но чтобы они не исказили общей картины, по этим брендам мы подобрали комплекты для испытаний так, чтобы провода имели пример8-е место Заявленный производитель – SLON, ОАО «Егоршинский радиозавод», Россияно равное линейное сопротивление, не без основания предположив, что они будут вполне кондиционными. В компенсацию за труды позволили себе пробурчать, что этим следовало бы заняться производителю. От марки к марке сопротивления меняются почти на три порядка – от десятков Ом (у комплекта Pro.Sport) до почти десятка кОм (у  комплекта Master Sport). Важно ли это для мотора? Выясним. Для испытаний взяли свечи с минимальным сопротивлением резистора помехоподавления – остановились на Bosch Platin FR7DPX. При этом из двадцати свечей выбрали четыре с практически одинаковым сопротивлением – 3,2 кОм. Свечи, конечно же, исправные – их предварительно перепроверили.7-е место Заявленный производитель – Jan МогОриентировочная цена – 930 руб. Обозначение – MS-2110 Указанная применяемость – «Лада-2110» 16v (на наклейке!) Эти провода не лучшим образом показали себя в испытаниях. Вопервых, один провод из восьми в  двух комплектах пришлось заменить – его сопротивление было сильно выше остальных. Вовторых, у них самое большое сопротивление. В-третьих, они самые короткие из всех – кабеля явно пожадничали. Самые дешевые из немецких проводов. Низкие показатели работы мотора.Ориентировочная цена – 780 руб. Обозначение – ВАЗ-2112 D&G Указанная применяемость – ВАЗ-2112 16 клап. Зеленые провода, на которых заявлено линейное сопротивление кабеля 1 кОм/м. Но почему тогда сопротивление самих проводов так велико? Из восьми проводов два вообще пришлось заменить – их сопротивление много больше, нежели у других… К остальному претензий нет. Невысокая цена, пониженное сопротивление кабеля. Большой разброс сопротивлений проводов по отдельным цилиндрам.Ориентировочная цена – 710 руб. Обозначение – 2112-3707080-03 Указанная применяемость – ВАЗ-2112 16 кл. Типичный образец российской сборки – все импортное, кроме коробки. Показатели при этом совсем неплохие, получше дорогих импортных аналогов. Жаль, защитные чехольчики «гуляют» по проводу как хотят. Но все равно – хорошо. Неплохое качество изготовления, средние моторные показатели при низкой цене. Самая большая неравномерность сопротивлений линий зажигания по отдельным цилиндрам.Ориентировочная цена – 655 руб. Обозначение – S35 Указанная применяемость – ВАЗ 2112 16 кл. Самый дешевый комплект довольно неплох. Два провода имеют защитные чехольчики, но сам свечной наконечник очень мягкий, что затрудняет монтаж провода, особенно на горячем двигателе. Заявлено использование кабеля производства США. Среднее качество при минимальной цене. Слишком мягкий свечной наконечник. Довольно высокая неравномерность сопротивлений по цилиндрам.254 За рулем 04/2008 УСРЕДНЕННЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ-2112 НА РАЗЛИЧНЫХ КОМПЛЕКТАХ ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ ПРОВОДОВКомплект Место Среднее Среднее Разброс Разброс параметров в сравнении с базовым Км Кт Кит сопро- суммар- великомплектом (обоб- (обоб- (итотивле- ное сопро- чины щенный щенный говый По экологичности По По эко- По ние тивление сопромотор- пока- показапропровода тивле- момен- номич- КПД, ный затель тель) ту, ности, ∆КПД ∆СО ∆СН ∆NOx показа- токсичвода, свечи, ния, ∆М ∆Расх. кОм кОм % тель) ности) 2,70 2,35 0,09 6,68 7,61 4,31 3,30 7,29 4,05 8,75 5,90 5,55 3,29 9,88 10,81 7,51 6,50 10,49 7,25 11,95 3,2 14 0,01 18 17 14 18 26 17 14 0,76 1,06 2,27 -0,46 0,00 0,00 0,0 0,61 -0,61 -1,52 2,54 0,62 3,96 -0,68 -0,76 0,25 0,0 -1,44 -0,97 -3,39 2,54 0,62 3,85 -0,70 -0,47 0,42 0,0 -1,25 -1,03 -3,02 7,96 18,9 1,10 -4,43 3,67 -8,93 0,0 2,59 2,52 0,67 12,87 10,66 2,00 10,53 4,15 3,56 0,0 2,54 4,27 0,59 2,72 -5,08 -0,45 6,51 3,91 2,38 0,0 -1,45 -0,93 1,76 1,95 0,77 3,15 -0,60 -0,50 0,17 0,0 -0,75 -0,85 -2,77 7,83 8,81 0,84 5,93 3,96 0,59 0,0 0,96 1,84 1,09 3,71 3,18 2,46 1,36 0,83 0,29 0,0 -0,24 -0,4 -1,611 23456789 10PVL Finwhale Pro Sport Champion NGK ХОРС Jan Mor SLON Caesar Master SportПримечание. Знак «–» говорит об ухудшении параметра.Первые три столбца таблицы содержат данные по сопротивлениям проводов – они даны в абсолютных единицах. А вот все остальные столбцы сообщают, насколько тот или иной комплект луч-ше или хуже базового. В качестве базового мы взяли провода Jan Мог – просто потому, что они самые дешевые. Для расчета основных параметров использовали три формулы.Обобщенный моторный показатель: Км = 1/3 (∆М + 2 ∆Расх ) Обобщенный показатель токсичности: Кт = 0,2 ∆со + 0,4 ∆сн + 0,4 ∆No отработавших газов. А из любви к искусству организовали еще один тест – проверили равномерность работы от4-е место Заявленный производитель – Champion, Federal-Mogul, ЕСИтоговый показатель: Кит = 0,7 Км + 0,3 Кт Разброс параметров двигателя при работе с различными комплектами оказался вполне значимым! По мощности разница дошла до 4%, а по расходу топлива – до 6%. Отметим, исходя из накопленного опыта: будь генератор нагружен прочими потребителями, эффект был бы еще значительнее. А чем вызван такой разброс? В основном все тем же сопротивлением: как его абсолютным значением, так и неравномерностью от провода к проводу. Причем эта неравномерность атакует с двух сторон: мешают не только различные удельные сопротивления проводов в одном комплекте, но и разница в их абсолютной длине. Кроме того, влияет сопротивление в контактах наконечников.С каждым из комплектов проводов двигателю пришлось отрабатывать так называемый универсальный цикл6-е место Заявленный производитель – «ХОРС», С.-Петербургиспытаний – с ездой и по городу, и по трассе. Измеряли его мощность, мгновенный расход топлива и токсичность5-е место Заявленный производитель – NGK Spark Plug Europe Gmbh, ЕСдельных цилиндров. Для этого, выведя двигатель на определенный режим, поочередно отключали подачу топлива на3-е место Заявленный производитель – Pro.Sport, СШАОриентировочная цена – 760 руб. Обозначение Класс люкс d7 мм ВАЗ-2110i-16v Указанная применяемость ВАЗ 2110i 16v Питерское произведение неплохое. Известно, что правило не обходится без исключений – сопротивление выше, чем у базового комплекта, а моторные показатели это не посадило. И цена «приятная». Вот только почему на коробке нарисовали провода под «восьмиклапанник»? Невысокая цена при достаточно высоких показателях. Изрядный разброс сопротивлений (не линейных, а общих).Ориентировочная цена – 1570 руб. Обозначение RC-LD1202 Указанная применяемость Lada 2110, 2111, 2112, 2113 Не понятно, где сделаны провода известной марки. На коробке написано ЕС, а на нашлепке изготовитель – Япония, производитель – Германия. Сопротивление проводов великовато – на моторных характеристиках это сказывается не лучшим образом. Хорошие цифры по части экологии. Высокая цена, повышенное сопротивление провода, ухудшающее характеристики двигателя.Ориентировочная цена – 1900 руб. Обозначение – LS-118/190 Указанная применяемость – Lada 2110, 2111 16v 1,5i Самый дорогой среди всех комплектов, в общем-то, не порадовал. Высокое место достигнуто только благодаря экологическим показателям, а в остальном преобладают минусы. За такие деньги и за такое имя хочется куда большего. Хорошие экологические показатели. Несуразная цена. Русский текст – только на убогой нашлепке на коробку.Ориентировочная цена – 1190 руб. Обозначение – RS-10136 Указанная применяемость – 2112i Описание бестолковое: ни слова по-русски, где сделаны, непонятно. Но в работе – сплошные «плюсы». Единственный комплект, в котором сопротивление проводов измеряется не в кило-, а просто в омах. Название относит их к разряду спортивных, и это четко подтверждает эксперимент. Высокие моторные показатели, причем за реальные деньги. Прокол с описанием и упаковкой: где русский язык?За рулем 04/2008 255 КОМПОНЕНТЫВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ПРОВОДА ВАЗ-2112ции еще выпускают безрезисторные свечи. А для современных? На наш взгляд, для нормальной работы системы зажигания (с  минимально допустимым уровнем помех) сопротивления в свече вполне достаточно. Что касается мнения «узких» специалистов, то мы вновь приглашаем их высказаться по этому поводу.2-е место Заявленный производитель – Finwhale Gruntech Gmbh, Германия1-е место Заявленный производитель – PVL, ГерманияСОПРОТИВЛЕНИЕ СГОРАНИЮ?Ориентировочная цена – 1270 руб. Обозначение – FC-112 Указанная применяемость – ВАЗ 2108 – 2112i 16v Все – по уму, причем линейное сопротивление получилось минимальным среди всех «резисторных» проводов. Итог – высокие моторные показатели. Два из четырех проводов в комплекте имеют специальный защитный гофрированный чехол. Сбалансированные цена и качество. Лучший показатель по токсичности. Непонятная экономия на количестве защитных чехлов.Ориентировочная цена – 1125руб. Обозначение – 8 71 498 Указанная применяемость – ВАЗ 2110–2115 с инжекторным, 16-клапанным двигателем Оказалась отменного качества. Единственный комплект, где у всех проводов практически одинаковая длина: и ставить удобно (не надо разбираться, какой куда втыкать), и равномерность сопротивлений практически полная. Отдельный респект – за вложенные перчатки. Высокие моторные показатели, оправданная цена. Не отмечено.цилиндры. Затем простым вычитанием определяли индикаторный момент каждого цилиндра и сравнивали их. В качестве базового комплекта, от которого отсчитывают «плюсы/минусы» остальных, решили взять самый дешевый – польский Jan Mor. Результаты в таблице. Так что же, долой распределенное сопротивление? Назад, в прошлый век? Особенно при наличии резистора в свече зажигания? И как согласовывать сопротивления в свече и проводе?Внятного ответа ни от кого из производителей проводов мы не получили, хотя обращались с подобным вопросом неоднократно. Темнят даже те фирмы, которые делают и свечи, и провода! Вероятно, здесь работает принцип перестраховки – каждый элемент по отдельности должен укладываться по уровню помехоподавления в нормы действующих ГОСТов и международных стандартов. Возможно, это было бы правильно применительно к старым двигателям, для которых по инер-А как зависит индикаторный КПД (читай – качество сгорания) от среднего по цилиндрам сопротивления линий зажигания? Максимальный результат – на проводах с практически нулевым сопротивлением (комплект Pro.Sport), а минимальный – там, где сопротивление максимально (Master Sport). Все остальные между ними. То есть – чем меньше сопротивление линии зажигания, тем проще мотору. Как не вспомнить конструкцию спортивных высоковольтных проводов – толстый медный проводпрактически с нулевым сопротивлением. И в нашей экспертизе мы нашли этому вполне четкое подтверждение. И еще один момент: нет правил без исключений. Провода PVL выдали вообще один из лучших результатов, хотя сопротивление у них не самое низкое. Почему? А потому, что именно у этого комплекта разброс сопротивлений по отдельным проводам минимален! Господа с фирмы не пожалели дорогого кабеля, сделав практически все провода одинаковой длины – итог налицо.На правах рекламы256 За рулем 04/2008