398
399
КЛУБ«ЗА РУЛЕМ» – 80 БОЕВЫЕ ПЕРЬЯго рода авто- и мотосоревнования (в первую очередь назовем «Гонку звезд»!), обширные международные связи – едва ли хоть малая доля перечисленного состоялась бы без организаторских усилий, настойчивости, энтузиазма, которыми Тилевич неизменно воодушевляет окружающих. Главное, однако, – работа над содержанием журнала. Ведь самая яркая идея требует обсуждения с коллегами, самый долгожданный материал – кропотливого прочтения и редактирования. Эмоциональность журналиста, требовательность редактора сочетались с жесткостью администратора (правда, годам к 80 он несколько смягчился) и хозяйским подходом. Чего стоило «пробить» постройку нового здания для редакции в центре Москвы или фонды на бумагу в момент небывалого (после разлимитирования подписки) взлета тиража. Кстати, для его размещения потребовались четыре мощнейших типографии не только в Москве, но также в Минске, Алма-Ате, Ленинграде. Согласовать их усилия помогал Марк Григорьевич, а цифра наибольшего суммарного тиража – 4 912 000 экземпляров (не в год, в месяц!) тоже могла бы украсить Книгу Гиннесса. И без всякого сомнения – книгу личных рекордов Тилевича. Но о рекордах он, конечно, думал меньше всего: удовлетворить разносторонний интерес аудитории к автомобилю – дело чести журналистов, главная задача редакции. Этому принципу он твердо следует всю жизнь, требуя того же от коллег. Думаю, никто из них не считает такую требовательность чрезмерной. Вернусь к мысли, которую высказал в самом начале: должность не есть мерило авторитета. Сегодня Тилевич – советник главного редактора. Вернее сказать, не просто советник: он – олицетворение журнала и, если хотите, его талисман!Книга рекордов ТилевичаАВладимир Арк ушакачествами, с немалым трудом удалось найти работу в печатном издании ему, прошедшему плен. Несколько лет Марк прожил, что называется, на птичьих правах, перебиваясь заработками нештатника. В то время один за другим выходили новые журналы, и – внимание! – в 1956 году возобновился прерванный войной выпуск «За рулем». В 1958-м Юлий Клейнерман (мы писали о нем в юбилейной рубрике) пригласил Тилевича в ЗР. Марк стал писать о мотоспорте, чрезвычайно популярном в те годы, потом о многом другом на журнальные темы. С начала 1960-х исполнял обязанности зам.главного; приставку «и.о.» руководство ЦК ДОСААФ «не замечало» аж до 1971-го, когда Тилевича утвердили-таки в качестве полноправного заместителя главного редактора. Полвека у штурвала крупнейшего автомобильного журнала – чем не рекорд для Книги Гиннесса? А ведь Марк не технарь – ни по образованию, ни, как считает он сам, по складу ума. Однако профессиональная добросовестность дополнилась неподдельным интересом к автомобилям и людям, которые их строят, обслуживают, водят, состязаются в мастерстве. Его шоферский стаж отсчитывается с 1959 года, и по сей день наш герой остается активным водителем. Гигантские автопробеги и потребительские испытания отечественных авто, разно-вторитет человека, реальный вклад в дело порой бывают гораздо весомее занимаемой должности. Наш Марк Григорьевич Тилевич – лучший тому пример. Разумеется, коллеги обращаются к нему по имени-отчеству, но между собой называют только по имени – оно звучит так молодо и энергично! Высшим образованием Тилевича стала война, главным и самым тяжким испытанием – годы в фашистском концлагере. Интернационализм для него – не пропагандистское клише, а духовное братство узников из разных стран Европы. Взаимовыручка помогла многим из них выйти живыми с фабрики смерти Заксенхаузен. После войны Тилевич постигал профессию редактора в Московском полиграфическом институте. В эпоху засилья идеологии педагоги сумели передать ученикам чувство родного языка, понимание его ценности и уникальности. Но даже обладая такими398 За рулем 04/2008 «ЗА РУЛЕМ» В МОЕЙ ЖИЗНИПервые итогиМ арк Ти лев ич – п ред се дательжюриВ прошлом году под таким девизом мы дали старт юбилейному конкурсу. Не скажу, что рассчитывали на лавину откликов – в  нынешнее донельзя спрессованное время не так-то просто найти «окно» даже ради нескольких слов: «Не представляю себе жизнь без «За рулем». Сегодня, имея первые результаты (напомню, работы принимаются до конца года), уже можно сказать: конкурс состоялся, его итоги заслуживают внимания. Читатели со стажем, десятилетиями хранящие подшивместо присуждено Александру Лысенко из С.-Петербурга (ЗР, 2007, № 4 – «Журнал сделал из меня человека»), третье – автомобилистке из Орла Виктории Бухановой («Куда можно зарулить», ЗР, 2007, №  4). Все они награждаются ценным подарком – юбилейным альбомом «Странаки «За рулем», что называется, излили душу, благо журнал в их жизни давал для этого богатую пищу. Но не менее примечательно обилие искренних, эмоциональных откликов молодых, тех, кто только вступает в автомобильную жизнь, приобщаясь к ней очень часто через наш журнал. Благодарность за то, что он открывает им мир автомобилей, помогает полюбить его, особенно дороза рулем. 1928–2008». Еще 50 участников будут отмечены репринтным изданием первого номера журнала за 1928 год. Поздравляем! Конкурс «За рулем» в моей жизни» продолжается. Его второй этап завершается 31 декабря текущего года! Ждем ваших писем!га нам, журналистам, как свидетельство неугасаемой молодости «За рулем». Добрые слова очень приятны, особенно когда знаешь, что за ними стоят рекордные показатели тиражей и читательской аудитории «За рулем» и что часто повторяемое в письмах участников конкурса «С нетерпением жду каждый новый номер», нас очень ко многому обязывает.Призы победителям – юбилейный фотоальбом.РЕШЕНИЕ ЖЮРИРассмотрев присланные на конкурс материалы (часть их была опубликована в журнале и на сайте ЗР), жюри назвало победителя. Им стал Юрий Воронцов из Канады. Его воспоминания «Счастье общения» публикуются с сокращениями в этом номере. ВтороеПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСАСчастье общения!43 года вместе. Сказать, что «За рулем» много значит в моей жизни – это не сказать ничего. Из прожитых 53 лет сорок три я регулярно его читаю. Впервые наша семья стала получать журнал с 1965 года – тогда удалось оформить подписку на дефицитное издание. Мой отец Борис Васильевич Воронцов с самого детства связал себя с моторной техникой. И своим сыновьям – брату Николаю и мне привил страсть к автомобилям. «За рулем» сразу стал любимым в нашей семье (мама, правда, не всегда разделяла эту любовь, но порой и она с интересом читала отдельные страницы). «За рулем» для меня и нашей семьи был не просто увлекательным чтением, удовлетворявшим желание как можно больше узнать о любимом нами мире автомобильной техники. В нем мы находили полезный справочный матери-ал. Помимо аккуратных стопок журналов, копившихся годами, хранили отдельные подборки по темам: карбюраторы с параметрами жиклеров, диаметрами диффузоров, подачей ускорительных насосов и т.д., взаимозаменяемость деталей для разных моделей и другие ценные материалы. Пару лет назад безрезультатно искал в справочниках и по интернету данные о трансмиссии «Рено-Эспас» и только в одном из номеров «За рулем» нашел! Вынужденный перерыв в подписке наступил, ког-да в 1996 году яс семьей переехал в Канаду. К счастью, вскоре появилось интернетиздание «За  рулем»: я встретил эту, пусть и  компьютерную, версию журнала с огромной радостью. Распечатывал материалы на принтере и сшивал в тетрадки. А тем временем искал способы подписаться из Канады. Роспечать смотрела на чудака из-за границы, как на пришельца с Марса. Но кто ищет, тот находит! И с января 2008-го любимый журнал опять в моем почтовом ящике. Годовая подписка через Германию стоит недешево – 120 евро, но я готов платить эти деньги за радость общения с любимым журналом. Живя в Канаде, читаю и другие автомобильные издания: американские MotorTrend, Car and Driver, канадские Car Guide, World of Wheels, британский Car. Но ни один не может похвастать такой широтой жанров, как «За рулем», ни один не дает практических советов. Наконец, только в «За рулем» можно увидеть тот или иной автомобиль глазами русского человека.О себе могу сказать: «За рулем» – единственный журнал, который я всегда читал и  читаю от корки до корки, как увлекательную книгу. Его я брал с собой в отпуск на море, в лес, чтобы провести с ним свободные минуты, и перечитывал как хороший роман. С днем рождения, журнал! Конечно, «За рулем» за эти 43 года сильно изменился: из черно-белых 30–40 страниц вырос в 300–400, а то и больше цветных. И по своему дизайну не уступает ни одному известному мне мировому автомобильному изданию. Хотя есть к чему придраться: досадных опечаток и ошибок лучше бы избегать. Хочу пожелать зарулевцам еще многие-многие годы открывать читателям чудесный Мир Автомобиля. О себе: Юрий Воронцов, 53 года, инженер-программист, доктор философии (Йоркский университет), ведущий специалист в компании Logitech. Живу в Канаде, в городе Оквилл, с женой Оксаной и дочерью Валерией, студенткой университета. Езжу на Chevrolet Malibu LS (1998 года) и Toyota Sienna LE (2005).За рулем 04/2008 399