382
383
384
385
386
387
КЛУБЭКСПЕРИМЕНТНаш «Патриот», вперед лети!Обычный автомобиль создают для обычных дорог, военный же должен уметь ездить по любым, в том числе и железным. Подтвердить это взялся Андрей Сидоров. Фото: Константин Якубов.382 За рулем 04/2008 ПОД СТУК КОЛЕСОтносительно недавно, когда страна наша владела шестой частью суши и сорока процентами чернозема, в моде был лозунг: «Все для блага человека». Даже болота! На них ив подобных гиблых местах, как правило, нарезали дачные участки. Свои шесть соток горемыка мало-помалу осваивал, но построить еще и нормальную дорогу к ним часто оказывалось «целинникам» не по силам. Зимой, если трактор расчистит, и летом, посуху, кое-как можно проехать, а в межсезонье – разве что на «Урале».Примерно такая дача досталась моему приятелю. Весной, когда основная часть дачников уже точит лопаты, к нему на дачу просто так не доберешься. Но нет худа без добра – благодаря такой дислокации неподалеку уцелела часть заброшенной железнодорожной ветки. Откуда и куда она шла, уже никто не помнит, да нам и не важно. Главное, что проходила вблизи дач! Так, может, попробуем воспользоваться столь удачным обстоятельством? Недаром наш «УАЗ-Патриот» ведет свою родословную от военного «дедушки», и колея его совпа-дает с железнодорожной – еще один плюс! Строго говоря, передвижение УАЗа по железной дороге предполагает установку его на специальные – поддерживающие тележки, не дающие колесам машины соскочить с рельсов. Только где такие найти! А если обойтись тем, что уже заложено в конструкцию, то есть снять шины и запустить «Патриота» по рельсам на ободах? «Родные» колеса на нашем УАЗе легкосплавные, рисковать ими никак не хотелось. Дешевле купить стальные диски – все равно без сменной «обуви» не обойтись.За рулем 04/2008 383 КЛУБЭКСПЕРИМЕНТВзобраться на рельсы просто так не получится – нужны какие-нибудь пандусы.На обычных колесах по рельсам придется ехать с «регулировщиком».ПРОВОДНИК, ЧАЮ!Сказано – сделано. Загружаем в машину мощный гаражный домкрат, инструмент, обрезки досок для въезда на пути, новенькие, в краске, диски и, скрытно маневрируя, выдвигаемся на тупиковую ветку – встреча с шальным паровозом никак не входит в наши планы. Миновав несколько стрелок, «Патриот» бодро взбирается на поросшую кустарником насыпь – ржавые рельсы, давно не слышавшие стука вагонных колес, хоть местами и покосились, но для нашего эксперимента кажутся вполне пригодными. Меж пропитанных когда-то креозотом и еще вполне крепких шпал кое-где растут молоденькие березки, но в целом стальная колея выглядит совсем неплохо. Первая попытка взобраться на рельсы своим ходом с  треском провалилась – «Патриот»384 За рулем 04/2008 Сейчас главное – точно попасть на рельсы.Стальные диски – неплохая альтернатива специальным железнодорожным ходам.беспомощно сучит резиной по стали, подпрыгивает на шпалах, но въехать под острым углом не может. В ход идут заранее припасенные обрезки досок и найденный здесь же кусок шпалы. Ну вот, совсем другое дело – через минуту машина занимает исходную позицию.дьев, работая как реборды, надежно удерживают машину на рельсах, а руль можно и вовсе отпустить. На спидометре 70, но, учитывая уменьшившийся радиус качения, реальная скорость не более 40 км/ч. Очень неплохо, если вспомнить, что альтернативная дорога на дачу в это время проходимаЛучше не торопясь ехать по рельсам, чем штурмовать непроходимое болото.А может, пойдет по рельсам и на шинах? Теоретически это вполне возможно – колея «Патриота» соответствует железнодорожной. Только ехать быстрее 5 км/ч не получается – того и гляди, слетишь с «дороги». Что ж, на это мы и не рассчитывали. Поочередно вывешивая мосты, переобуваемся. На стальных дисках совсем другое дело! Закраины оболишь для трактора. Постукивая на стыках рельсов, «Патриот» уверенно забирается все дальше в лес. За окном проплывают чахлые деревца да телеграфные столбы без проводов: алюминий – он ив  болоте алюминий, денег стоит! Для полного сходства с  поездом не хватает лишь проводника в форме и чая в подстаканниках…На правах рекламы КЛУБЭКСПЕРИМЕНТРезкое троганье здесь еще эффектней, чем на асфальте – с искрами из-под колес!Проезд стрелок требует особой внимательности – автомобильные диски все же не железнодорожные колеса.Один борт идет по рельсу краем диска, поэтому при необдуманных маневрах можно и вылететь с дороги.ПОВОРОТНЫЙ МОМЕНТПо нашим расчетам, до «поворота» на дачи остается километра три, но впереди разъезд и стрелка. В отличие от железнодорожных, автомобильные колеса с двумя «ребордами» для прохождения стрелок не предназначены, поэтому тормозим, да только крашеные диски на рельсах подобны лысым шинам на гололеде: стрекочет ABS, стрелка неуклонно приближается, по сторонам болото, из которого без лебедки не выберешься, а скорость и не думает снижаться! Что ж, впредь наука – с «суконным рылом» на желез-ной дороге нужно быть внимательнее! Однако Бог милостив, – прогрохотав по стрелке, УАЗ удержался-таки на рельсах. Кое-как останавливаемся, нужно оценить боевые потери. Они, к счастью, минимальны – небольшая вмятина на закраине одного обода и стертая до металла краска с  дисков. Хампы (кольцевые выпуклости на полках ободьев) не пострадали, поэтому диски еще вполне пригодны для использования по прямому назначению. Что ж, факт установлен – УАЗу, похоже, все дороги по плечу, даже железные. Тольковот как на них разворачиваться? Насыпь довольно крутая, переобуться в резину и развернуться где-нибудь в стороне – речи быть не может. Ехать задним ходом?.. Но так будем до вечера пятиться. Значит, едем вперед – все равно день пропал, а возле дач, помнится, насыпь была пониже. Так и есть: миновав болотце, дорога выходит на относительно ровный участок. Вдалеке замечаем, как от насыпи в лесок быстробыстро удаляется мужичок с тачкой – похоже, нечаянно спугнули дачника, промышлявшего здесь щебень. Судяпо размерам копища, этот карьерчик пользуется большой популярностью. На наше счастье, через полкилометра находим подходящий для съезда пятачок и переобуваемся на резиновый ход. Переваливаясь через рельсы, «Патриот» в  несколько приемов разворачивается на полотне и вновь взбирается на пути. Снова надеваем «сменку» и ложимся на обратный курс. Загодя снизив скорость, аккуратно проходим стрелку, впереди финишная прямая. Скорость явно перевалила за 40, мерный перестук колес притупляет бдительность386 За рулем 04/2008 – куда он, «Патриот», из колеи денется! Оказывается, очень даже может! Дело в том, что ручьи ободьев все же не точно совпадают с колеей – одно колесо идет краешком, а поскольку автомобильная подвеска для железной дороги слишком мягкая и длинноходная, кузов машины может попасть в неприятный резонанс, справиться с которым не такто просто. Нам удалось, но урок усвоили – оставшуюся часть пути проделали с умеренной скоростью. Шнырять по рядам и на обычной дороге чревато, а уж на железной и подавно. Оказалось, расхожее сравнение «еду как по рельсам» не очень-то соответствует эталону курсовой устойчивости. И все же, как выявил наш эксперимент, лучше не торопясь ехать по рельсам, чем куковать в непроходимом болоте. Тем более что первое «Патриоту» удается не так уж плохо.На правах рекламыЗа рулем 04/2008 387