226
227
228
229
230
231
СПОРТ | РАЛЛИ-РЕЙД «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ»-2011выставил Журнал «За рулем» аж. и. ал ех до и – ли Мы дерзну енный экип ковый путь» собств лится впечатлениями на марафон «Шел ин Суббот де о ралли. Пилот ВячеславУнас – крепко сбитый «УАЗПатриот Карго» от ульяновского ателье УАРЗ (ЗР, 2011, № 8). Есть команда инженеров, механиков с немалым опытом подготовки автомобилей для трофи-рейдов. Опытный штурман Рамиль Замалетдинов. Но самое главное – желание испытать себя, машину и попробовать утереть нос грандам мирового автоспорта.ВОДА И ПЕСОКСуббота, вечер. На Красной площади полторы сотни спортивных автомобилей, рев моторов, вопли клаксонов. Но сама гонка начнется лишь утром. А пока мы участвуем в шоу под названием «Официальный старт». …На первом настоящем старте я подорвал, словно ужаленный. Штурман осаживает: это не классическое ралли, а марафон. Зачем нестись как на пожар? Сейчас нужно вкатиться, привыкнуть к машине и легенде. Впереди еще 2500 километров скоростных участков. Рассудительность хороша лишь до поры, пока не настигнешь первого соперника. Дальше она Из более чем десяти стартовавших УАЗов до финиша добрались четыре. Наш в их числе.отказывает. Обогнать любой ценой, насладиться победой! Первым делом наш УАЗ обошел туркменскую «Ниву», потом чей-то «НиссанПатруль». Это было эффектно – в реку, в которую «Патруль» заезжал так аккуратно, будто боялся намочить колеса, мы бухнулись, не разбирая броду. В первый момент, когда волна накрыла ветровое стекло, я отпустил газ, но, едва щетки смахнули воду, вновь погнал волну и выскочил на берег. Однако это всё семечки. Вот когда на третий день марафона начались пески… Словом, если бы не опытный штурман, сидеть мне на первом же бархане. Но с ним легко обставлял «ленд-роверы», «мицубиси», «тойоты», а порой и настоящие «дакаровские» багги и прототипы. Наша тактика была проста: видя сложный участок, не ленились выйти из машины, осмотреться, наметить путь. Именно тут УАЗ был в своей стихии: у некоторых соперников мы отыгрывали не то что минуты – часы! В какой-то момент я так уверовал в недюжинные способности машины, что решил слишком Мы спали всего два часа, а через три минуты на старт. Хорошо, что в гонке можно меняться местами с штурманом.226 За рулем 09/2011 Отчаянная и красивая борьба! Но, в отличие от нашего экипажа, этот до финиша не добрался. В марафоне побеждает тот, кто бережет не только силы, но и машину – «стреляет» только там, где надо. Девятикратный победитель «Дакара» Стефан Петерансель на заводском прототипе «МИНИ-All4 Рейсинг». «Фольксваген» ушел, но марка осталась. Теперь ее двигают частные команды. Они были претендентами на победу. Но не сложилось.За рулем 09/2011 227 | РАЛЛИ-РЕЙД «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ»-2011Грузовику вода нипочем, а у нашего УАЗа в очередной реке залило датчик дросселя. Еле выбрались.228 За рулем 09/2011 Последний скоростной участок, проложенный по руслу горной реки, отменили. Вода поднялась высоко. «Боулер» подготовлен на базе «Ленд-Ровера Дефендер» – настоящий боевой внедорожник.Легендарная команда «Де Рой» выставила несколько грузовиков ИВЕКО.дерзко обойти три застрявших экипажа по макушке бархана – наикратчайшему пути. И сразу за это поплатился. На полном ходу влетаю на песчаный гребень, ныряю в ложбину, забираю левее, включаю все блокировки и ползу вверх по нависающему склону огромного бархана. Мотор надрывается, машина подсаживается, но гребет. Внедорожные шины BFGoodrich MudTerrain роют песок, словно ударники в забое. Мы почти на самом верху. На изломе надо на миг отпустить газ, оглядеться и правильно пойти вниз, чтобы не перевернуться. А я дрогнул (очень уж высоко, одним переворотом не отделаемся) – и тормознул. Тут же сел на брюхо. Смотреть на штурмана даже неловко. Проговорив: «Не отчаивайся, дело молодое», тот уже взялся за шанцевый инструмент. Это был единственный раз, когда понадобилась лопата. Быстродействующие пневматические блокировки («Спрут») и шины с успехом ее заменяли. Жара за пятьдесят, копать тяжко. Чуть выгреб из-под днища и колес, как ползучий песок вновь стекает под машину! Хоть плачь. Но штурман время не терял, приспустил колеса, подготовил компрессор для подкачки, включил блокировки, ловко рванул машину – и она играючи выскочила из плена. Мастер!МЕСТНЫЕ НРАВЫХороши гонщики! Еще не проехали ни одного скоростного участка, а уже устали и спят. КамАЗы от старта до финиша были в лидерах.К концу гонки мы почти не допускали ошибок и могли на равных бороться за призовые места в своем классе. Самый протяженный скоростной участок: Астрахань – Ставрополь, 700 км. Песков мало, грязи и бродов вообще нет. Говорят, по ходовым отрезкам лидеры летели за 200 км/ч. У нас – не более 120, бережем мотор, в котором по-прежнему что-то навязчиво постукивает.РАЛЛИ-РЕЙД «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ»-2011ИТОГИ АВТОМОБИЛИ 1. К. Холовчик (Польша, БМВ‑Х3) 29:11.27 2. С. Петерансель (Франция, «МИНИ‑All4») 1:59.28 3. А. Желудов (Россия, «Ниссан‑Фронтьер») 3:24.33 4. В. Нестерчук (Украина, «Мицубиси‑L200») 3:58.13 5. А. Мироненко (Россия, БМВ‑Х3) 4:20.56 6. С. Энрард (Бельгия, багги «Фольксваген TDI») 4:43.53 ГРУЗОВИКИ 1. А. Лопрайс (Чехия, «Татра Т815–2») 32:23.15 2. Ф. Кабиров (Россия, КамАЗ‑4326) 0:16.41 3. А. Каргинов (Россия, КамАЗ‑4326) 0:38.36 4. Х. Стейси (Голландия, «ИВЕКО‑Траккер») 1:02.30 5. А. Мардеев (Россия, КамАЗ‑4911) 2:07.09 6. Ф. Эктер (Германия, MAН‑TGS WW) 2:07.52За рулем 09/2011 229 | РАЛЛИ-РЕЙД «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ»-2011ДОРОГА НА ЮГЗабавная, но быстрая «Татра» Алеша Лопрайса. Он стал победителем зачета грузовиков. Где они нашли столько грязи? Наш УАЗ финишировал почти чистым. Развернутая техничка – маленький авторемонтный завод.Пока экипаж спит, механики трудятся. Сейчас правят раму, погнутую во время вызволения соперников из грязи.Сломались на этапе в Калмыкии, Астрахань – Ставрополь. Местные Миша и Саша на «Калине» – наши бескорыстные спасители.Маршрут гонки был чуть короче прошлогоднего – убрали участок от Петербурга до Москвы, который тогда почти весь получился грязевым. Но и сейчас экипажи промчали по всем типам дорог и бездорожья: раскисшие грунтовки, степи, песчаные пустыни, горный гравий. Всего – 2450 км спецучастков (последний, седьмой по счету отменили из-за наводнения, вызванного ливнями). Порадовал состав участников и массовость: 95 экипажей в зачете автомобилей, 35 грузовиков – это рекорд «Шелкового пути». Даже без прекратившей свое суще ствование заводской команды «Фольксвагена» звезд хватало. Фаворитами считались экипажи на БМВ и МИНИ немецкой команды Х-Raid (С. Петерансель, К. Холовчик, А. Мироненко) и, конечно же, «КамАЗ-Мастер». Приключения в группе лидеров начались на первом же участке – между Москвой и Липецком, да и вообще самые быстрые пострадали больше других. Более двух часов на ремонт топливной системы потерял девятикратный победитель «Дакара» Стефан Петерансель. Первую позицию довольно неожиданно занял Александр Желудов, экс-чемпион России по классическому ралли. В стане грузовиков отличился прошлогодний победитель «Шелкового пути» Эдуард Николаев, а Ханс Стейси, как выяснилось позже, лишился верного подиума из-за проблем с задним колесом. Он уступил лидеру всего 50 минут. Второй этап, Липецк – Волгоград, выкосил еще несколько сильных экипажей, в том числе Эдуарда Николаева (поломка компрессора) и чемпиона Европы по бахам Бориса Гадасина (на его прототипе G-Force вышел из строя мотор). Желудов потерял час на ремонт, и гонку возглавил Кшиштоф Холовчик. В грузовом зачете вперед ожидаемо вышел многоопытный Фирдаус Кабиров. Судя по темпу движения, так он и прибыл бы на финиш победителем. Однако почти в самом конце гонки судьи Кабирова осадили, навесив штрафной час за превышение скорости на выезде из ставропольского бивуака. Жесткость решения многих шокировала, зато в зачете грузовиков «Шелковый путь» впервые выиграли не россияне – экипаж Алеша Лопрайса на «Татре». При том что чех показал лучшее время только на одном СУ, а остальные выиграли камазовцы. Пилоты оценили трассу как сложнейшую. Самый длинный скоростной участок по просьбе пилотов сократили на 68 км, но все равно Петерансель говорил, что два этапа «Шелкового пути» были тяжелее, чем на «Дакаре».230 За рулем 09/2011 Тем не менее обходим пару гоночных грузовиков – МАЗ и МАН, багги, «Тойоту». Наш пикап отлично держится в прыжках, не «козлит», приземляется ровно, на четыре колеса. Пятый час подряд наслаждаемся гонкой, и тут вспыхнули красные лампы на щитке. «Пропала зарядка», – резюмирует напарник. И сразу же подскочила до 130 °C температура охлаждающей жидкости. Стоп, машина! Открываем капот. Порвался ремень привода генератора и помпы? Гораздо хуже! Развалился, будь он неладен, ролик натяжителя. Запасного нет. Остается ждать коллег на другом УАЗе, которым мы час назад помогали менять ступицу колеса. Может быть, запасной есть у них? Тем временем из калмыцкого села, что по соседству, мчит «Калина». Двое местных, Миша и Саша, интересуются, чем помочь. – «Газели», УАЗы в селе есть? – Конечно, но все на работе, вернутся к шести. – Нам сейчас нужно! Можете с ними связаться? Парни позвонили. Есть нужный ролик! Денег никто не берет. Я оторопел от такого приема. Дай бог ребятам здоровья. Двадцать минут на ремонт, и мы снова в седле. Мчимся к очередному финишу. Надеемся на победу: нам явно везет!Мотор нашего УАЗа не прошел и тысячи километров, а гидрокомпенсаторы уже застучали. В самых тяжелых условиях двигатель спасало масло Castrol. Приятный сюрприз каждому экипажу, добравшемуся до финиша.КАК Я ПРОВЕЛ ЛЕТОИтак, мы в Сочи – сорок седьмые из 95 стартовавших легковых машин! Говорят, в зачете чемпионата России, если бы заявились, могли оказаться на третьем месте. Неплохо! Четыре тысячи километров, шесть дней увлекательной гонки по трассам иной раз более сложным, чем на «Дакаре». Сдюжили мы, выдержал наш «уазик». Значит, все доработки верны. Ралли было замечательно организовано: шесть самолетов, восемь вертолетов, размещение огромного каравана техничек и спортивных машин на местных аэродромах. Душ, еда, вода, инструкции – всё в достатке и оперативно. Представляю, сколько это стоило устроителям. Но самое главное – атмосфера расположенности и сплоченности, взаимовыручки. Хотя в ралли ехали звезды мирового автоспорта, организаторы были рады любой команде – вроде нашей, с мизерным бюджетом и одним боевым авто. Если такая дружелюбная атмосфера останется неизменной, «Шелковый путь» в следующий раз привлечет еще больше участников. Словом, это была моя лучшая поездка в Сочи. Даже несмотря на то, что к теплому морю добирался неделю.Чемпион «Шелкового пути»-2011 поляк Кшиштоф Холовчик.За рулем 09/2011 231