210
211
ПРОДАЖИ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ ЭКОНОМИКА | СТАТИСТИКАПОДЪЕМНАЯ СИЛАИтоги автомобильного рынка России за первые шесть месяцев 2011 года анализировал Игорь Моржаретто.Итак, продажи новых автомо‑ билей в России за полгода выросли более чем в полтора раза – на 56%! Такого подъема мы не видели давно. Всего покупате‑ лей нашли 1 млн. 235 тыс. легковых автомобилей – на 440 тыс. больше, чем годом раньше. Правда, надо помнить, что начало 2010 относи‑ лось еще к эпохе недавнего кризиса. Да и рекордных показателей 2008‑го мы пока не достигли (тогда за первое полугодие реализовали почти 1,5 млн. авто). В июне темпы роста несколько замедлились (продано 246 тыс. машин, то есть +40% к июню прошлого года),САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ МОДЕЛИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ(по итогам первого полугодия 2011 года)но это не меняет общую тенденцию – все‑таки сезон отпусков. Аналитики предсказывали продажи по итогам года на уровне 2 млн. 350 тыс. автомобилей. Видимо, эту цифру уже можно смело корректировать в сторону увеличе‑ ния – минимум до 2,5 млн. штук. В первой десятке марок‑лидеров продаж на российском рынке не слиш‑ ком много перемен. Но некоторые компании поменялись местами. Ска‑ жем, «Рено» поднялся на одну строчку (с 4‑го места на 3‑е), а его бывшее место занял «Хёндай». ГАЗ оказался на 11‑й позиции, зато в первой десятке появился «Фольксваген». А главное – практически все компании в первом полугодии показали рост продаж, неко‑ торые и вовсе рекордный. Из числа лидеров особенно отличились «Мицу‑ биси» (+135%), «Опель» (+130%), «Ниссан» (+119%), «Фольксваген» (+102%)… Хорошо продавались все премиумные марки, но рекорд ростапоказал «Кадиллак», продажи которого выросли в 2,7 раза. Неожиданно под‑ скочил спрос на модели китайского происхождения – «Вортекс» (+292%), «Лифан» (+234%), «Грейт Волл» (+135%). Если оценивать ситуацию по моде‑ лям, то в лидерах по‑прежнему про‑ дукция АВТОВАЗа. Самым популяр‑ ным автомобилем в России является «Калина», «классика» пока на второй позиции, но, видимо, ненадолго – в июне она продавалась совсем вяло (–34%). Судя по всему, лишь про‑ грамма утилизации держала интерес к этим машинам. Далее идут «Приора» и «Самара». Самой популярной иномаркой пока остается «Рено‑ Логан». Кстати, если бы французы объединили продажи «Логана» и род‑ ственного ему хэтчбека «Сандеро» (всего – 61 856 штук), то вместе они по популярности далеко обогнали бы «Самару»!ПРОДАЖИ НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ В 2006-2011 ГОДАХ(по итогам первого полугодия 2011 года)210 За рулем 09/2011 Но «французов» теперь тоже ждет нелегкая жизнь. «Хёндай-Солярис», хоть и поступил в продажу всего полгода назад, уже в июне стал самой востребованной иномаркой российского рынка (продано почти 11 тыс. машин). У «Соляриса» все шансы по итогам года стать лидером среди иномарок. И даже – чем черт не шутит! – подвинуть с пьедестала некоторые автовазовские модели. «Форд-Фокус», несмотря на скорое обновление (производство третьего поколения во Всеволожске стартует в конце лета), позиций не сдает. В июне он тоже опередил «Логан»! Понятно, что тут сыграли свою роль различные акции, которые компания и ее дилеры устроили перед выводом на рынок нового поколения. На модель предоставлялись значительные скидки, при этом заказанный автомобиль практически не надо было ждать. Вообще по итогам 1-го полугодия россияне потратили на покупку новых автомобилей 863 млрд. рублей (более 30 млрд. долларов), как подсчитали аналитики компании «Эрнст энд Янг». Это на 65% больше, чем год назад. А средняя цена машины в январе – июне 2011 года составляла 698,5 тыс. рублей – почти на 6% больше, чем годом ранее. Однако тенденция к началу лета начала меняться: уже в июне средняя цена впервые с начала года снизилась до 685,5 тыс. рублей с 717,1 тыс. в мае (почти на 32 тыс. рублей, или на 4,4%). Аналитики считают, что это снижение объясняется ростом продаж в бюджетном сегменте, а также дефицитом дорогих японских моделей вследствие мартовского цунами. Во втором полугодии борьба еще более обострится, ведь грядет появление трех новых игроков в бюджетном классе. АВТОВАЗ начнет продажи седана «Лада-Гранта»; в СанктПетербурге стартует производство «Киа-Рио» (материал о нем – на с. 40) нового поколения, а на «Автофрамосе» – кроссовера «Рено-Дастер», который тоже явно обречен на успех. Безусловно, гораздо сложнее будет бороться за покупателя тем фирмам, у которых в линейке еще нет «народных» моделей («Шевроле», «Ниссан», «Тойота»…). Но в любом случае, если нынешние темпы роста сохранятся, планка в 2,5 млн. легковых автомобилей к концу года может быть легко преодолена. Ведь до лета 2012 года никаких экономических катаклизмов не предвидится; наоборот, денег в обороте в канун парламентских и президентских выборов будет все больше и больше.(по данным Ассоциации европейского бизнеса)Марки Lada Chevrolet Renault* Hyundai* Kia Nissan* Toyota* Ford* Volkswagen Daewoo ГАЗ* Mitsubishi Skoda Opel УАЗ* Peugeot* Suzuki Mazda FIAT* Mercedes­Benz BMW Citroen* Audi Honda SsangYong Chance Lifan Lexus Volvo Vortex Land Rover Subaru Volkswagen (коммерч. а/м) Bogdan Infiniti Great Wall Иж Chery Geely Haima Cadillac SEAT Porsche Mercedes­Benz (коммерч. а/м) MINI TagAZ Jeep Jaguar Isuzu Dodge Chrysler ИТОГО Январь – Январь – июнь июнь 2011 года 2010 года 291 540 222 101 81 527 53 010 74 337 42 227 73 813 38 549 72 901 45 729 59 374 27 102 57 615 30 896 53 556 39 369 45 517 22 534 45 127 32 316 39 992 30 009 35 006 14 904 32 528 20 865 30 357 13 214 24 207 18 732 21 660 13 642 18 066 12 193 17 124 9073 14 482 8570 13 090 7675 12 543 9718 12 134 6339 11 757 9470 9529 9986 9107 4939 8932 7203 7544 2261 7231 4212 6801 4145 6193 1580 5981 3946 5796 4237 5451 3910 3190 2682 2396 2107 1846 1324 1220 1037 1035 971 807 714 566 483 191 106 39 1 235 442 2235 2859 1831 1141 4 4526 1115 0 455 495 634 823 425 5265 202 390 109 121 107 793 483 Изме­ нение, % 31 54 76 91 59 119 86 36 102 40 33 135 56 130 29 59 48 89 69 71 29 91 24 –5 84 24 234 72 64 292 52 37 144 37 74 135 – –53 66 – 168 109 63 18 90 –86 180 24 75 –12 –64 56*Включая продажи легких коммерческих автомобилей.На правах рекламыПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ В I ПОЛУГОДИИ 2011 года