220
221
ГРУЗОВИКИ | ПСА-Т IVECOТОЛЬКО ВПЕРЕД!С пожарным автомобилем, который, как бы ни ехал, всегда движется только вперед, знакомит Николай Мордовцев.ВМиассе, на автозаводе ИВЕКО АМТ, сделали особый автомобиль, с двумя кабинами, – для спасательных работ в тоннелях, построенных в окрестностях Сочи к грядущей Олимпиаде. Впрочем, в России немало узких мест (в прямом смысле слова), где большой машине не развернуться, и такой автомобиль может оказаться просто незаменимым. Проектирование начали заблаговременно силами своих, уральских конструкторов. ИВЕКО АМТ – совместное российско-итальянское предприятие, которое занимается не только сборкой тяжелых грузовиков «ИВЕКОТраккер», но и выпускает спецавтомобили на их агрегатах. Однако двуглавый грузовик получился настолько необычным, что вызывал удивление даже у самих заводчан. А после небольшого испытательного пробега по местным дорогам поняли еще одну вещь: в таком виде машина вызывает немалое смятение среди других участников движения. Представляете ощущения водителя, вдруг увидевшего на своей полосе фасад огромного грузовика?! Поэтому для дальнейших испытаний и перегона автомобиля к производителю надстроек дублирующую кабину задрапировали брезентом. На всякий случай, чтобы не сеять панику на дороге. В реальной жизни ездить этим автомобилям придется немного, основная задача – нести службу в карауле. Пожар в тоннеле не менее страшен, чем в небоскребе, – бежать некуда! Если понадобится, то установленным впереди клином-тараном пожарка должна расчистить путь другим автомобилям спасателей. Будет нужда – легко растащит сцепившихся в аварии, а пеной или водой из четырехкубовой емкости подавит огонь. Если воды не хватит, водитель пересядет в заднюю кабину и со скоростью до 85 км/ч помчится из тоннеля к ближайшему пожарному водоему. Смонтированный на машине насос способен заполнить резервуар за 40 секунд! В зоне пожара обычно дышать нечем – кислород выгорает, везде едкий дым. Но не только боевому расчету нужен запас воздуха. Чтобы двигатель не задохнулся, автомобиль снабдили системой искусственного дыхания – баллонами со сжатым воздухом. Кабины же оснащены фильтровентиляционными установками, поэтому экипаж из шестиДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯПСА-Т ИВЕКОРазмеры: длина×ширина×высота, мм 9500×2550×3700 Колесная база, мм 5740 Полная масса, кг 18 000 Дорожный просвет, мм 300 Максимальная скорость, км/ч 85 Вместимость цистерны для воды, л 4000 Вместимость бака с пенообразователем, л 250 Давление насоса, МПа 1 Подача насоса при напоре 1 МПа и глубине всасывания 7,5 м, л/с 40 Наибольшая глубина всасывания насоса, м 7,5 Время заполнения цистерны при глубине всасывания 7,5 м, с 40 Дальность водяной струи при давлении 0,8 Мпа, м 60 ДВИГАТЕЛЬ: дизельный, IVECO F3B (Cursor 13) с турбонаддувом, 280 кВт/380 л.с. ТРАНСМИССИЯ: полноприводная, оба моста управляемые, АКП, РК, КОМ – все ZF. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвеска – зависимая рессорная, тормоза – пневматические двухконтурные, с ABS, EBL, ESR; шины – 395/85R20.человек в любой из них сможет обходиться без противогазов. Среди отличий «двуликого» пожарно-спасательного автомобиля (ПСА) от обычного грузовика не только две кабины, но и особое шасси. Автомобиль полноприводный, причем обе оси управляемые (вдоль рамы проходят тяги и рычаги) – так улучшается маневренность, уменьшается радиус разворота. Полная масса огнеборца 18 000 кг, развесовка идеальная – 50:50. Мосты проверены временем и суровыми условиями – их прообразы отлично зарекомендовали себя еще на легендарных бамовских «магирусах». Мотор из гаммы ИВЕКО выбран тоже с запасом – самый большой, F3B (Cursor 13) объемом 12,88 л, но не в 560-сильном варианте, а с минимальной настройкой мощности – 380 л.с. Ресурс при этом наверняка перевалит за миллион километров, хотя понятно, что такого пробега у пожарной машины никогда не будет. Зато надежность максимальная, а это для боевой машины куда важнее.220 За рулем 09/2011 Для перегона автомобиля к изготовителям надстроек «заднюю» кабину (она справа) закамуфлируют под брезентовый фургон.Не будем строго судить художника – на самом деле колеса обоих мостов поворачиваются синхронно.Интересный вопрос: какую из кабин считать передней? Решили – ту, под которой установлен двигатель. Под задней смонтированы насосы для пожаротушения и наполнения резервуара. Чтобы максимально упростить работу водителя, тем более в такой напряженной обстановке, машину снабдили автоматической коробкой передач ZF. С ней, кстати, отпала нужда тянуть из обеих кабин приводы переключения передач и исчез риск случайной блокировки управления из другой кабины. От ZF и раздатка – она нужна для передачи крутящего момента на ведущие мосты. А вот между немецкими коробкой и раздаткой установлен отечественный реверс-редуктор. Он-то и обеспечивает одинаковые скорости движения машины в обе стороны.На правах рекламы