256
257
258
259
БЕЗ ГРАНИЦ | ИСПЫТАТЬ НЕВЕСОМОСТЬВ ШАГЕ ОТ КОСМОСА– Здравствуйте, вас беспокоят из офиса компании «Хёндай». Сообщите, пожалуйста, свой рост и вес. Нам надо знать ваши точные параметры. Всякое бывало, но это что-то новенькое! Не иначе, решили подобрать фирменный комбинезон для заездов на «Солярисе» по гоночному треку. Это была только одна из версий. Но ни она, ни другие даже не приблизились к истине. Как оказалось, корейская компания придумала отправить журналистов в состояние невесомости! От уникального предложения отказываться нелепо – такой шанс выпадает только раз. Согласен! Прибываю в Звездный городок. Первым делом медосмотр: температура в норме, давление – идеальные 120 на 80, жалоб на здоровье нет. Прошел! Теперь инструктаж. Объясняют, что состояние невесомости мы испытаем внутри громадного транспортника Ил-76 МДК, переоборудованного для подготовки космонавтов. Все самоеНаш журнал давно дружит с отрядом космонавтов, а один из номеров «За рулем» даже доставили на орбиту. На этот раз раз испытатель ЗР сам оказался буквально на пороге космоса. Юрий Тимкин, отправившись на тест-драйв хэтчбека «Хёндай-Солярис», неожиданно испытал… состояние невесомости.интересное будет происходить начиная с высоты 6000 м и скорости 600 км/ч: в этот момент самолет резко уйдет вверх до 9000 м с последующим сбросом скорости до 270 км/ч. Затем резкое снижение до прежних 6000 м и набор скорости. Во время таких перепадов (пилоты называют это полетом по параболической или баллистической траектории) перегрузка чередуется с состоянием невесомости. – А если… – Никаких «если»! – ответственно256 За рулем 09/2011 10 ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ КОСМОНАВТОВ• В процессе подготовки к полету будущие кос-монавты подвергаются перегрузкам в 10g. При 12g критический порог – 3 секунды: кровь начинает просачиваться через поры кожи. Эти величины достигаются на огромной центрифуге, основное плечо которой – 18 м!• Космонавтов учат дышать животом: при пере-грузках порой сильно сдавливает грудь. Это грозит аритмией. • В космическом меню около 3000 наименований продуктов – каждый сможет питаться по своему вкусу. • Кислородная шашка размером с поллитровую бутылку выделяет около 600 л кислорода в день – этого хватает на сутки. Настоящим сокровищем на орбите является вода. Даже мочу тщательно собирают для перерабатки в Н2О. • С момента облачения в скафандр на Земле до его снятия в космосе проходит в среднем 9 часов. • Вес полностью снаряженной для пуска ракеты вместе с космическим кораблем – 370 т. На Землю возвращается только спускаемый аппарат массой 2,7 т. • После приземления приходится привыкать к гравитации: недавно вернувшиеся на Землю то и дело оставляют предметы в воздухе, предполагая, что они зависнут… • Космонавты способны по запаху определить предмет, побывавший на космической станции. • Время, проведенное на орбите, аналогично времени земной реабилитации. Чтобы мышцы не атрофировались, в космосе регулярно надевают так называемые вакуумные брюки – они разгоняют кровь.• За полгода пребывания в космосе начисляют100 000 долларов командировочных.За рулем 09/2011 257 | ИСПЫТАТЬ НЕВЕСОМОСТЬПолучить сертификат о пребывании в невесомости из рук космонавта – приятное завершение мероприятия.После приземления улыбающихся лиц было меньше.Два инструктора запросто поднимают в невесомости больше десятка человек. Правда, их сила вскоре закончится – сеанс невесомости продолжается около 20 секунд. Перед вылетом нелишне отработать навыки управления парашютом. Береженого бог бережет. заявил инструктор. – Несчастных случаев при таких полетах еще не было. А если что, мои коллеги помогут выпрыгнуть с парашютом… Но все это – завтра, а пока за торжественным ужином я оказался рядом с космонавтом, Героем России Сергеем Залетиным. Он не то в шутку, не то всерьез поинтересовался, смог бы я полететь в космос. Да легко! Здоровье-то ого-го – проверено. С утра по совету бывалых очень легкий завтрак. Удивительно, но никакого мандража не испытываю. Садимся в автобус, едем на военный аэродром Чкаловский. Вот и ожидающий нас Ил-76 – гигант! Загружаемся в его чрево. Пол устлан мягкими матами, вдоль стенок закреплены металлические поручни. Инструктор обвивает меня ремнями, к ним прикрепляют парашют. Самолет приготовился к разбегу, мы ложимся на маты – так безопаснее и комфортнее переносить взлет и набор высоты. Когда лайнер взмыл в небо, парашют от меня отцепили. Инструктор успокоил: не дрейфь, мол, успеем надеть, если понадобится. А пока сиди дожидайся, вскоре испытаешь перегрузку в 2g, после которой секунд на двадцать и наступит состояние невесомости. Только держись крепче за поручни! А лучше даже прилечь, чтобы было не так дискомфортно… Вот еще! С моим-то здоровьем – какой такой дискомфорт? Внезапно самолет рванул вверх, и мгновенно придавила обещаннаяперегрузка. Я такого не ожидал – щеки стали словно свинцовые и потянулись вниз, руки потяжелели, будто гантели взял. И тут внезапно исчезла не только перегрузка, но и гравитация! На мгновение у меня произошла полная дезориентация в пространстве. Еще бы: ноги взмыли вверх и улетел бы до потолка, если бы не держался руками за поручень! Из кармана комбинезона выпала бутылка с водой и зависла в воздухе. Длилась эта эйфория недолго – командир самолета по громкой связи подал сигнал: через пять секунд возвращаемся в обычный режим полета. Р-раз – и я опять на полу. Вот это да! Зная, что через несколько минут все повторится, протягиваю камеру инструктору с просьбой запечатлеть чудесные мгновения полета. Тот согласно кивает. Вот оно! Скоротечная перегрузка – и снова свободный полет: я кувыркаюсь, отталкиваюсь ногами от потолка, плаваю от борта к борту и радуюсь как ребенок. Затем еще раз, и еще. Но на пятом цикле меня все же стало мутить. Сам виноват: надо было ложиться на пол во время резкогонабора высоты. И вот результат – при вертикальном положении тела пошел мощный отток крови от головы. Поэтому, когда снова наступила невесомость, я уже не летал, а держался обеими руками за поручень, боясь выпустить наружу скудный завтрак. Повезло, что в самый критический момент капитан объявил о начале снижения. Когда приземлились, инструктор дружески похлопал по плечу: мол, молодец, поздравляю. Но я-то знал, что хвастаться особо нечем: космонавтов готовят при гораздо больших перегрузках. Они – сверхчеловеки, а я – простой смертный, сдавшийся в самом начале трудного пути. …Вечером Сергей Залетин снова поинтересовался, готов ли я отправиться в космос. Мой потупленный взгляд был лучшим ответом. P. S. Засыпая, я в грезах парил в невесо‑ мости по салону Ил‑76 МДК. Конечно, я никогда не стану космонавтом, но ощу‑ щение невесомости останется со мной навсегда. Это было одно из самых ярких приключений в моей жизни.258 За рулем 09/2011 App StoreВ ВЫПУСКЕ:Посмотрите морфинг салонов «Ситроена-С4», «Пежо-308» и «Рено-Меган». Послушайте, как работает двигатель «Лады-Гранта». Обойдите вокруг нового «Киа-Рио». Сконфигурируйте комплектации «Хонды CR-V» и «Тойоты-RAV4». Сыграйте в рулетку с нефтяными компаниями. Проследите интерактивную линию жизни «Жигулей». Вызовите список документов для путешествий на автомобиле. Сядьте в кокпит «Ниссана GT-R». Полюбуйтесь большими фотографиями БМВ-327.Cкачивайте бесплатно всентябрьiPad-версияОкажитесь в невесомости вместе с «Хёндай-Солярис». И еще много всего интересного…жми на все