1902 – Thomas B. Jeffery Company собирает первый автомобиль марки Rambler с одноцилиндровым двигателем. Легкая и экономичная машина стала родоначальником целой линейки популярных в США автомобилей.
1918 - Ленин и Крупская приехали на военный парад на Renault 40CV, изъятом из бывшего царского гаража.
1924 – ввиду финансовых проблем Benz & Cie. и Daimler Motoren-Gesellschaft объединяются в «сообщество интересов».Действие договора было рассчитано вплоть до 2000 года. Фирмы привели к общему стандарту свои дизайн, производство, покупку, продажи, рекламу и маркетинг. В итоге некоторое время спустя образовалась компания Daimler-Benz.
1925 – Этторе Бугатти регистрирует официальный слоган своей компании — Le Pur Sang Des Automobiles («Чистокровные автомобили»).
1927 – к празднику солидарности трудящихся на московском заводе «Спартак» были изготовлены опытные образцы шасси автомобиля НАМИ-1, сделанные целиком из отечественных материалов. Три опытных экземпляра успешно прошли стендовые и дорожные испытания, после чего было принято решение о производстве этих автомобилей. В 1929 году журнал «За рулем» подробно описал первый советский легковой автомобиль.
1929 – гараж Святого престола в Ватикане получает для Папы Римского Пия XI новенький автомобиль Isotta-Fraschini 8A.
1938 – американская Hudson начала производство автомобилей Hudson-112 в исполнении «делюкс».
1944 — выпущен опытный образец дизельного грузовика УльЗИС-253, разработанного под руководством «закрытого конструктора» Бориса Шапошника, – первая «своя» машина Ульяновского автозавода.
1958 — в Миассе на Уральском автомобильном заводе собран первый грузовик «Урал-375». Серийные модели начнут выпускать с января 1961 года.
1994 – во время гонки Гран-при Сан-Марино погиб трехкратный чемпион мира F1 Айртон Сенна. Во время прохождения особо опасного участка Тамбурелло его «Вильямс» на скорости 310 км/ч врезался в бетонную стену. Айртону Сенне да Силва было 34 года. За свою карьеру в формуле 1 бразилец заработал три чемпионских титула, одержал 41 победу в 161 гонке Гран-при. Днем раньше на том же автодроме погиб австриец Роланд Ратценбергер. После этих трагических событий главной заботой Международной федерации автоспорта стала безопасность.
1918 – корпорация General Motors выкупает компанию Chevrolet за $32 млн. Уильям Крапо Дюрант возобновляет контроль над Chevrolet Motor Company of Delaware.
1930 – под Нижним Новгородом, на месте бывшей деревни Монастырка, заложен первый камень в фундамент будущего автомобильного завода ГАЗ,который был запущен 1 января 1932 года. О том, как рождался «российский Детройт», читайте здесь.
1942 – Ford переходит на военные рельсы: в штате Мичиган открывается завод Ford Willow по производству самолетов-бомбардировщиков B-24 Liberator.
1972 – американский автогонщик Бадди Бейкер первым из пилотов NASCAR прошел 500-мильную дистанцию на треке Alabama International Motor Speedway (Талладега, штат Алабама) менее чем за три часа.
1937 – председателем Совета директоров General Motors стал Альфред Причард Слоун-младший. Именно Слоун-младший благословил возведения грандиозного комплекса инжинирингового центра корпорации GM в Уоррене, штат Мичиган.
1943 — умер знаменитый американский конструктор гоночных автомобилей Гарри Армениус Миллер (1875-1943).
1955 — начались испытания первых образцов «Волги» ГАЗ-21 — двух с автоматическими трансмиссиями и одного с механической. Частью этих испытаний стал пробег Москва–Крым и обратно. Ходовые прототипы 21-й «Волги» (1954 — 1955) выглядели почти так же, как серийные машины. За исключением оформления передка: цельный штампованный стальной лист с вертикальными прорезями уступил место трем горизонтальным балкам, украшенным каплевидным утолщением со звездой. И уже на капоте прототипов обосновалась фигурка скачущего оленя.
1957 — родился Уильям Клей Форд-младший, наследник двух автомобильных династий, правнук Генри Форда и Гарви Файлстоуна, основателя компании по производству огнеупорных шин и близкого друга Форда.
2003 – в украинском Львове прошло ралли, в котором принимали участие только «Запорожцы» ЗАЗ-965. На старт вышли 38 экипажей из Украины, России, Польши и стран Балтии.
Серийное производство ЗАЗ-965 «Запорожец» начали в ноябре 1960 года. Мотор V4 развивал 23 л.с. при 4000 об/мин. С 1963-го выпускали модернизированный ЗАЗ-965А с мотором 27 л.с. Последний раз модель изменили в 1966-м, установив, в частности, 30-сильный двигатель. На экспорт автомобиль шел под именем «Ялта» (Jalta). На базе ЗАЗ-965 создали несколько прототипов, в частности почтовый фургон 965С, а также семейство ЗАЗ-970 – фургон, пикап и минивэн вагонной компоновки. Всего до 1969 года построили чуть более 322 тысяч машин. Эти и другие интересные факты из истории народной модели напомнил на страницах журнала «За рулем» Сергей Канунников.
1899 – родился Фриц фон Опель (1899-1971), немецкий промышленник, создатель автомобилей Opel с ракетными двигателями. Журнал «За рулем» писал о Raketen-Fritz – Фрице-ракетчике еще в 1928 году.
1904 – в манчестерском отеле «Мидленд» состоялось историческое знакомство Фредерика Генри Ройса – талантливого механика-самоучки, владельца предприятия по выпуску электрокранов и динамо-машин, с Чарльзом Стюартом Роллсом – спортсменом, аристократом и наследником многомиллионного состояния, увлеченным автомобилями и аэропланами. Так начиналась история марки Rolls-Royce.
1966 — Минавтопром СССР и концерн FIAT подписали договор о техническом сотрудничестве. В соответствии с договором итальянская сторона поставила оборудование и передала документацию и лицензию на выпуск модели Fiat-124. Волжский автозавод, рассчитанный на ежегодное производство 660 тыс. легковых авто, был построен за три с небольшим года. Первая вазовская модель – «копейка» – по массовости стала второй в мире.
2010 — производственную линию завода Ford-Otosan в Кочаэли (Турция) покинул 6-миллионный Ford Transit.
1914 – Эрвин Бейкер по прозвищу «Пушечное ядро» (Cannonball) отправился из Калифорнии в свой первый трансконтинентальный пробег на мотоцикле по США. Через сто без малого лет американские энтузиасты проедут по следам Бейкера на ретромотоциклах.
1938 – на автодроме в Монце (Италия) дебютирует Alfa Romeo 158, на которой первый чемпион формулы 1 Эмилио Фарина успешно выступал на Гран-при Антверпена, Коппа Чиано и Берна.
1944 — за два дня до своего 95-летия умерла «матушка Бенц» – жена Карла Бенца, который вместе с Готтлибом Даймлером основал компанию Daimler-Benz. Берта Бенц принимала самое активное участие в популяризации автомобиля, а ее поездка с двумя детьми из Мангейма в Пфорцгейм, куда она отправилась втайне от мужа, стала первым в истории тест-драйвом.
1981 – американский производитель грузовиков Freightways Inc. стал дочерней компанией Daimler-Benz AG.
1865 – в США родился Джон Уолтер Кристи – один из пионеров автомобилестроения. После участия в нескольких гонках на автомобилях собственной конструкции Кристи, получив патенты на передний привод, в 1905 году конструирует полноприводный автомобиль с двумя двигателями: один крутит передние колеса, другой – задние. В СССР в начале 1930-х машину Джона Уолтера Кристи – очень быстрый колесно-гусеничный танк с 400-сильным авиационным мотором «Либерти» – взяли за основу быстроходного танка БТ-2.
1929 – Эдсел Форд получает официальное письмо из Советской России с просьбой к Ford Motor Company помочь в строительстве завода «для производства 100 000 автомобилей ежегодно». Взаимоотношения компании «Форд» и зарождающегося советского автопрома неоднократно становились темой для публикаций журнала «За рулем» тех лет. В частности, в 1928 году дирекция Ford написала для ЗР специальную статью об автомобилизации СССР. Первые автомобили ГАЗ-А на основе Ford Model A были собраны 8 декабря 1932 года. «За рулем» постоянно следил за ходом переговоров и «перевоплощением» модели А.
1997 — собраны первые автомобили ВАЗ-2111 – универсал на базе «десятки».
1998 – с конвейера завода компании SAAB в шведском городе Тролльхеттан сошел последний SAAB-9000 (модель выпускалась с 1984 года). Машину водрузили на подиум в заводском музее.
1982 — с конвейера московского завода ЗИЛ сошел 2-миллионный ЗИЛ-130. В 1960 году журнал «За рулем» посвятил публикацию грядущему обновлению семейства ЗИЛ, а первый серийный «сто тридцатый» сошел с конвейера в конце 1964 года.
1983 – в Малайзии основана автомобильная компания Proton — Perusahaan Otomobil Nasional Berhad. Местную марку с 1990-х годов поддерживало правительство Малайзии в полном составе, начиная с премьер-министра, которые выбирали ее автомобили в качестве официального средства передвижения, и даже несмотря на то, что они едва дотягивали до среднего класса. В начале 2012-го «Протон» перешел в частные руки.
1998 – немецкий концерн Daimler-Benz объявил о приобретении американского Chrysler. Цена сделки – $40 млрд. Образовавшийся в результате автогигант получил имя DaimlerChrysler AG. Не пройдет и десяти лет, как компании расстанутся и вернут себе «девичьи» фамилии.
1952 – генеральный директор Hotpoint (подразделение компании General Electric) Джеймс Дж. Нэнси покидает свой пост, чтобы стать президентом Packard Motor Company. Под руководством Нэнси будет разработана модель Packard V8 и приобретена в 1954 году компания Studebaker.
1847 – шотландский инженер Роберт Уильям Томпсон запатентовал в США первую пневматическую шину. Впрочем, тогда изобретение никого не заинтересовало — конным экипажам с их скоростями пневматики были ни к чему. Чертежи Томсона пополнили пыльные полки патентного бюро, а у Данлопа появилась возможность вновь изобрести уже изобретенное.
1879 – cутяга Джордж Селден получил патент на одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с использованием его на 4-колесном экипаже. Благодаря еще одному патенту безвестный прежде юрист стал претендовать на отчисления с каждого производимого в США автомобиля.
1933 — в Нью-Йорке введена в эксплуатацию первая система полицейской радиосвязи, установленная на патрульных автомобилях. О том, какие машины находятся в полицейских гаражах, читайте здесь.
1962 – на смену лондонским троллейбусам приходят автобусы с дизельными моторами.
1975 — на Минском автозаводе выпущен 500-тысячный автомобиль МАЗ.
1982 – на бельгийской трассе Зольдер во время квалификации погибает канадский автогонщик Жиль Вильнев.При входе в поворот красный болид Жиля задел передним колесом автомобиль Йохена Масса, после чего машина Вильнева несколько раз перевернулась и рухнула на асфальт, а гонщика выбросило из кокпита.
1837 – родился Адам Опель, именем которого назовут марку автомобилей – одну из самых известных в мире. Сам Адам никогда не делал автомобили – этим занимались пятеро его сыновей.
1945 – вместе с частями 3-й гвардейской танковой армии в Прагу въехал ее командующий, маршал бронетанковых войск Павел Рыбалко. Однако въехал он не на танке, а на черном Buick Special 1938 года выпуска, взятом в «плен» под Берлином за несколько дней до этого. В 1990-х годах легендарный автомобиль снялся в нескольких кинофильмах, а затем был продан с аукциона.
Откуда взялся в Берлине 1945-го американский лимузин 1938 года выпуска, до сих пор неизвестно.
1982 — Горьковский автозавод подарил Генеральному секретарю КПСС Л.И.Брежневу последний в его богатой автомобильной коллекции экспонат — черную «Волгу» ГАЗ-3102, которая выпускалась на ГАЗе вплоть до 2008 года.Об автомобильных увлечениях генсека ЗР написал в 1990 году.
1973 – состоялся последний сеанс связи с Землей «Лунохода-2». Аппарат застрял в одном из кратеров, и при попытке «сдать назад» на его солнечные батареи попала лунная паль, которая и вывела из строя систему энергоснабжения.
1841 – в Нью-Йорке родился Джеймс Гордон Беннетт-младший (1841-1918), в будущем издатель газеты New York Herald, основанной его отцом. Учредил Кубок Гордона Беннетта за победу в гонке — предтече современной формулы 1.
1904 – в Цвиккау (Германия) Август Хорьх основал компанию A. Horch & Cie. Motorwagen-Werke AG.
1949 – ГАЗ-12 ЗИМ представлен на суд руководителей СССР. Машина им понравилась, даже Сталин, рассказывали, не удержался от похвалы. Но узнав, что модель разработана под руководством Андрея Липгарта, главного конструкторо ГАЗа, недовольно бросил: «Почему не наказан?», имея в виду «прокол» с «Победой». Через три года Липгарта «сослали» на Урал. Однако в мае 1950-го первая партия автомобилей ГАЗ - 12 ЗИМ сошла с конвейера. До 1960 года выпустили 21 527 машин.
1993 – новая серия Mercedes-Benz C-класса представлена бензиновыми моделями C180, C200, C220, C280 и дизельными C200, C220 и C250.
1947 – на гонках в Пьяченце состоялся гоночный дебют Ferrari 125S. Модель с двигателем V12 рабочим объемом 1,5 л мощностью 75 л.с. при 5400 об/мин стала первым серийным автомобилем марки с жеребцом на капоте. За рулем Ferrari 125S был Франко Кортезе. Он долго лидировал, но сошел с дистанции из-за проблем с топливным насосом.
1947 –американская компания B.F. Goodrich Co. объявляет о своей новой разработке – бескамерной шине, которая была призвана сделать автомобили более безопасными. О советских бескамерных шинах десять лет спустя напишет ЗР.
1964 – Alfa Romeo Giulia-1300 с 1,3-литровым 92-сильным двигателем окончательно заменила в производственной программе компании Alfa Romeo модель Giulietta.
1995 — на аукционе в Лондоне за 198 тыс. фунтов стерлингов неизвестному лицу из Италии продан Alfa Romeo 6C2300, принадлежавший некогда родоначальнику европейского фашизма Бенито Муссолини. Модель 6С2300 с 6-цилиндровым рядным двигателем Alfa Romeo изготовила специально для дуче.
2003 — с конвейера Fiat сошел 5-миллионный Fiat Punto. К юбилейному выпуску туринская компания приурочила выход специальной лимитированной версии Fiat Punto 5.
1957 – вся Испания потрясена трагической гибелью одного из самых титулованных людей страны – дона Алфонсо Антонио Висенте Блас Анхела Франсиско Борха Кабеса де Вака и Лейтона, Карбахал и Аре, XVII-го маркиза де Портаго, маркиза де Мораталья, XIII-го графа де ла Мехорада, графа де Перниа, герцога Арагонского, Гранда Испании. Во время гонки Mille Miglia («Тысяча миль») в Италии Альфонсо де Портаго шел в первой десятке, когда за 120 километров до финиша лопнувшая на огромной скорости шина превратила его Ferrari в катафалк для него самого и для его друга Эда Нельсона. Влетевшая в толпу неуправляемая машина убила десятерых зрителей. После этого инцидента гонка Mille Miglia была на многие года запрещена специальным постановлением итальянского правительства. О трагическом событии по горячим следам написал журнал «За рулем».
1988 — на автошоу в Чикаго представлен Ford Probe 1989 года. Дизайн прототипа модели оказал большое влияние на стиль марки Ford.
2007 — на аукционе в Абу-Даби побит мировой рекорд цены за автомобильный номер. Саудовский бизнесмен Талал Хури приобрел номер с цифрой «5» за $6,86 млн. Вырученные от аукциона средства были направлены на благотворительность.
1871 — в Тверской губернии в дворянской семье родился Владимир Владимирович Свечин (1871-1944). Полковник лейб-гвардии Преображенского полка и вице-президент Императорского Российского автомобильного общества (РАО) внес большой вклад в автомобилизацию России, организуя международные ралли и выставки. В 1909 году, будучи заместителем председателя РАО, Свечин был избран одним из четырех вице-председателей Парижской конференции, где была принята Международная конвенция об автомобильном движении, и подписал конвенцию от России.
1938 – стала банкротом американская автомобильная фирма Pierce Arrow, которая выпускала безумно красивые, но при этом и безумно дорогие авто. Это и погубило роскошный бренд, не сумевший пережить «Великую депрессию». Последней моделью марки стала стильная «Серебряная стрела» – Silver Arrow. Еще в 1912 году «Пирс-Эрроу» удивила автомобилем, крыша которого состояла из двух литых частей размером 1650×1350 мм и толщиной 3 мм.
1950 – в английском Сильверстоуне прошла первая гонка первого чемпионата формулы 1. Победителем становится итальянский автогонщик Эмилио Джузеппе (Нино) Фарина на Alfa Romeo Tipo 158. Фаворита гонки Хуана Мануэля Фанхио подвел засорившийся маслопровод.
1900 – компания Austrian Daimler Engine Society собирает свой первый одноцилиндровый четырехместный автомобиль 4 HP.
1913 — в Санкт-Петербурге на Волховском шоссе состоялись гонки автомобилей на дистанцию в одну версту с ходу. Пальма первенства досталась г-ну Хернеру на гоночном «Бенце», поставившему последний в истории царской России рекорд скорости. Версту он прошел за 19 секунд, развив скорость около 201 км/ч.
1936 – в Диборне (штат Мичиган) Ford Motor Company открывает Rotunda – выставочный центр Всемирной ярмарки в Чикаго.
1963 – корпорация Chrysler начала небывалый эксперимент, в рамках которого 48 счастливчиков получили сроком на три месяца новенькие Turbo Flite. Обязательным условием было представление еженедельных докладов в испытательный центр компании Plymouth.
1978 – умер Анри Шапрон (1886-1978), глава известного французского кузовного ателье Chapron, которому доверяли доводку президентских автомобилей.
1871 — в семье владельца фабрики швейных машин и велосипедов Адама Опеля родился сын Вильгельм. В 1927 году компания Opel под руководством Вильгельма станет самым эффективным в Германии производителем массовых автомобилей.
1903 — на первом собрании учредителей состоялось официальное открытие Российского автомобильного общества (РАО). Первым председателем комитета РАО стал генерал-майор В. М. Безобразов, которого сменил граф В.В. Гудович, а затем — князь А. Д. Оболенский. Почетным председателем Императорского Российского автомобильного общества был великий князь Михаил Александрович. Об истории российского автомобилизма читайте здесь.
1910 — Михайловский манеж в Санкт-Петербурге стал местом проведения 3-й Международной автомобильной выставки. Она длилась две недели и привлекла 100 фирм. Среди них были и отечественные: «Руссо-Бапт» (автомобили), «Пузырев» (двигатели и запчасти), «Яковлев» (кузова), «Проводник» и «Треугольник» (шины).
1918 – «парламент» небольшого американского острова Нантакет (входит в состав штата Массачусетс) проголосовал за отмену полного запрета на эксплуатацию автомобилей на его территории. Запрет действовал 12 лет.
1924 — Эррет Лоббан Корд «ворвался в историю американского автомобилизма подобно тайфуну»: никому не известный сын фермера из Миссури назначен генеральным менеджером автокомпании Auburn.
1977 – знаменитая Targa Florio прекратила свое существование как гонка спортивных автомобилей по дорогам общего пользования. Последним и решающим аргументом в пользу тех, кто выступал за изменение формата состязания, стала авария, когда потерявший управление автомобиль влетел в толпу зрителей, убив двоих и ранив пятерых, включая впавшего в кому пилота. После этого события Targa Florio проводилась как раллийная гонка и соревнование исторических авто.
14 мая 1911 года русский гонщик Василий Солдатёнков пришел в престижной «Тарга Флорио» третьим.
1981 — в Пуэбло (Мексика) с конвейера сходит 20-миллионный VW Beetle. В честь этого был выпущен особый «Жук» с шильдиком 20 000 000. «Последний полет» – так называлась статья в ЗР, посвященная прекращению выпуска культового «Жука» (2003 г.).
1862 — Жан-Жозеф-Этьен Ленуар показал публике свой первый экспериментальный Hippomobile – деревянную телегу, на которую установили мотор. Но у нее уже был руль! Автомобиль Ленуара совершил пробную поездку в окрестностях Парижа со скоростью 6 км/час. Двигатель на газе развивал 1,5 л.с. при 100 об/мин. « Какой газ сгорал в единственном цилиндре?» – заинтересовались читатели ЗР. Так называемым светильным: его получали из каменного угля. Основные компоненты – метан (около 30%) и водород (50%). « Выходит, газовая повозка Ленуара – это первый в мире «водородомобиль», – подытожили авторы «За рулем».
1903 – американский велосипедист-чемпион Джордж Адамс Вайман покинул Сан-Франциско, отправившись на своем мотоцикле в 3800-мильную трансконтинентальную поездку до Нью-Йорка.
1933 — Ричард Холлингшед-младший получил патент № 1909537 на свое изобретение– автомобильный кинотеатр.
1995 — после переговоров с представителями японских автомобильных концернов в США объявляют о повышении пошлины на ввоз автомобилей, произведенных в Японии, на 100%. Это касается 13 самых дорогих и престижных моделей, составляющих всего одну восьмую автоимпорта из Японии.
1997 – в Калининграде состоялось официальное открытие завода «КИА-Балтика» по сборке корейских автомобилей «Киа». Сегодня это всем известный «Автотор».
2011 — канцлеру ФРГ Ангеле Меркель был представлен доклад, подготовленный объединением Национальная платформа электромобильности (НПЕ), согласно которому по дорогам Германии в 2020 году будет ездить 1 млн электромобилей.
1868 – родился Хорас Додж, который вместе с братом в 1914 году начал выпускать собственные автомобили. Первый так и назывался - Dodge Brothers.Хорас внес множество усовершенствований в производство автомобилей, в том числе разработал метод промышленного обжига окрашенных кузовов.
2002 – удар аукционного молотка возвестил об окончании серии торгов, во время которых были полностью распроданы машины, вещи и оборудование, принадлежавшие ныне уже не существующей команде формулы 1 – Prost Grand Prix. В процессе аукционов было выручено более миллиона евро.
1912 – во Франкфурте-на-Майне родился Георг фон Опель (1912-1971), внук Адама Опеля, будущий автоспортсмен и предприниматель, президент Ассоциации дилеров компании Opel.
2003 – из Лондона в Екатеринбург на борту грузового самолета для участия в автопробеге, посвященном 300-летию Санкт-Петербурга, прибыли 15 раритетных автомобилей. Возглавил пробег лимузинов Bentley, Vauxhall производства 20-х гг. прошлого века и Cadillac образца 1941 г., которым предстояло преодолеть по российским дорогам 2,5 тыс. километров, родственник последнего российского императора и кузен королевы Елизаветы принц Майкл Кентский.
1903 – с этого дня началось официальное существование компании по производству автомобилей, основанной шотландским инженером Дэвидом Дунбаром Бьюиком, — Buick Motor Company.
1903 – американский инженер Клэренс Спайсер получил патент №728779, связанный с изобретением революционной для своего времени детали автомобиля – крестовины. Изобретение предлагало заменять ею типичную тогда и весьма неуклюжую звездочно-цепную передачу.
1928 – родился Энтони Колин Брюс Чепмен (1928-1982), основатель компании Lotus Cars. Внедрил множество новаторских решений в конструкцию гоночных машин.
1933 — шесть опытных автомобилей Л-1 («Ленинград»-1), собранных на Путиловском заводе, отправились в испытательный пробег до Москвы и обратно.
1959 – Минский автозавод выпустил свой 100-тысячный грузовик.
2003 — ОАО «АвтоГАЗ» начал производство модернизированного автомобиля «Волга» ГАЗ-3110.
2006 — концерн Daimler-Chrysler представил в Штутгарте новый музей истории всемирно известной автомобильной марки Mercedes-Benz.
1841 — родился итальянец Энрико Бернарди, который в 1882 году запатентовал в университете Падуи одноцилиндровый бензиновый мотор объемом 122 куб. см мощностью 0,024 л.с., установленный им на трехколесный велосипед. Это позволяет признать Бернарди как минимум кандидатом на звание изобретателя первого автомобиля и первого мотоцикла.
1902 – автомобиль Torpedo инженера Уолтера Бейкера во время нью-йоркских автогонок наткнулся на торчащий из земли рельс и врезался в публику, в результате чего погибли два человека. Газеты писали только о жертвах – об аксессуаре, спасшем жизнь пилоту, не упомянули ни словом, поэтому ремень безопасности получил свое широкое распространение лишь в 70-х годах ХХ века. ЗР пропагандировал ремни безопасности еще в 1968 году.
1949 – представленные на технической экспортной ярмарке в Ганновере (Германия) легковые модели 170 S и 170 D, а также новые модели грузовика L 3250 и автобуса O 3250 от компании Mercedes-Benz знаменуют начало новой эры в коммерческом автопроизводстве.
1958 – в Монте-Карло (Монако) представитель British Motor Corporation (BMC) объявляет о начале производства открытого спортивного автомобиля Austin-Healey Sprite. Об истории марки Austin, когда-то объявленной символом британской империи, читайте здесь.
1961 – Ford Motor Company закончила сборку автомобиля, который был заказан Секретной службой США для перевозки американского президента. Именно в этом открытом лимузине Lincoln Continental SS-100-X в 1963 году в Далласе был убит Джон Ф. Кеннеди.
2004 – немецкий каскадер и канатоходец Йохан Трабер совершил в Штутгарте (Германия) головокружительный трюк – по канатам, натянутым на высоте 53 метра, он проехал на Smart Roadster со скоростью 15 км/час. Спустя два года он побьет этот рекорд, проехав по канатам со скоростью 37,7 км/час, но уже на Ford Fiesta.
1898 — стартовал пробег автомобиля Tatra President по маршруту Нессельсдорф–Вена. «Президент» шел со средней скоростью 22,6 км/ч. С этой даты и принято отсчитывать начало эры чехословацкого автомобилестроения. Вскоре в линейке марки Tatra появились модели Vicepresident, Wien, Meteor.
1950 – аргентинец Хуан Мануэль Фанхио на Alfa Romeo 158 стал победителем Гран-при Монако. Это была первая из 24 побед великого гонщика формулы 1 в серии Grand Prix.
2001 – первый автомобиль марки ГАЗ продан через интернет-магазин на сайте АО «ГАЗ». Это была «Волга» ГАЗ-3110-600. Тем временем журнал «За рулем» готовил статью, посвященную индивидуализации «Волги».
2003 — в возрасте 74 лет скончался Алехандро Де Томазо, основатель итальянской компании De Tomaso, выпускавшей c 1963 по 2004 год спортивные автомобили мелкими сериями. Марка была возрождена в 2009-м.
1930 – итальянский дизайнер и инженер Джованни Батиста «Пинин» Фарина основал в Турине кузовную фирму Societa Anonima Carrozzeria Pinin Farina, которая с годами превратилась в прославленное кузовное ателье Pininfarina
1932 — Манфред фон Браухич выигрывает гонку AVUS в Берлине на Mercedes-Benz SSKL (Super-Sport-Kurz-Leicht) с обтекаемым кузовом, установив мировой рекорда в 200 км/час в своем классе. В 1972 году отрывки из мемуаров гонщика публиковал журнал «За рулем». О компрессорных «Мерседаесах», оставивших след не только в истории спорта, но и в литературе, читайте здесь.
1974 — на Волжском автомобильном заводе в Тольятти собрали первый автомобиль с правым расположением рулевого колеса. Модификации первых «копеек» для экспорта в страны с левосторонним движением обозначались ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014, в зависимости от установки «первого» либо «одиннадцатого» двигателя. Великобритания охотно брала эти машины, а мы потом не менее охотно их реэкспортировали.
1977 – американка Джанет Гатри стала первой женщиной, участвовавшей в квалификационных заездах на автотреке Indianapolis 500. Показав одно из 33 лучших результатов года, она приняла участие в главной гонке 29 мая.
1995 – с конвейера нидерландского завода NedCar, совместно построенного компаниями Volvo и Mitsubishi, сошел первый автомобиль Mitsubishi Carisma, разработанный специально для европейского рынка. Название модели образовали от сочетания английского слова car (автомобиль) и греческого kharisma (божественный дар). ЗР назвал статью о «Каризме» «Первенец непосредственного впрыска».
1875 — родился Альфред Причард Слоун, выдающийся американский промышленник, долгое время возглавлял автомобильную компанию General Motors.
1903 – врач и бизнесмен Нельсон Джексон, только-только осваивавший азы вождения авто, и Сьюолл Крокер, шофер и механик, покинули Сан-Франциско на автомобиле марки Winton, чтобы 26 июля того же года, совершив трансамериканский автопробег, прибыть в Нью-Йорк. Путешествие должно было доказать, что на автомобиле можно проехать через всю страну, практически лишенную нормальных дорог. Третьим участником экстравагантной экспедиции стал бульдог Бад, для которого Джексон изготовил противопыльные очки.
1928 — Фриц фон Опель на трассе под Берлином на своем автомобиле, используя «ракетный» двигатель (24 ракеты, соединенные между собой), достиг скорости 238 км в час. При этом впервые в истории автомобилестроения на гоночном автомобиле были установлены крылья по бокам корпуса для повышения устойчивости — прообраз спойлеров.
1934 – полиция выследила знаменитых гангстеров Клайда Бэрроу и Бонни Паркер и устроила им засаду. После отказа сдаться на машину преступников обрушился свинцовый град: в тела преступной парочки попали более 500 пуль! Сильно пострадал и автомобиль Ford V-8, который впоследствии выставили в музее.
1941 – не стало Герберта Остина, английского автомобильного магната, основателя Austin Motor Company.
1899 – в Бостоне (США) открылась первая в мире мастерская по ремонту автомобилей. Фактически это было целое предприятие, в котором можно было не только отремонтировать или поставить на стоянку свой автомобиль, но и взять его в прокат и даже купить.
1903 — во время гонки Париж–Мадрид насмерть разбился 31-летний Марсель Рено — младший брат Луи Рено, основателя французской Renault. Из-за вопиющей беспечности автогонщиков и зрителей в этот день погибли еще 8 водителей, механиков и зрителей и 30 человек были ранены. Братья Рено принимали участие практически во всех автомобильных состязаниях, которых в те годы во Франции проводилось очень много, но после смерти Марселя Луи на несколько лет отстранился от автоспорта.
1929 — между американской фирмой «Брандт» и заводом АМО (ныне АМО ЗИЛ) заключен договор о технической помощи в реконструкции московского предприятия. Событие нашло свое отражение на страницах ЗР за 1930 год.
1938 – юрист из Оклахомы Карл С. Мэги получает официальный патент на разработанный им и установленный 19 июля 1935 года в Оклахома-Сити первый в истории автомобильный паркомат.
1985 — на главном конвейере производственного объединения «АВТОВАЗ» собран 9-миллионный автомобиль — модель ВАЗ-2108. О первых восьмерках писал "За рулем"
1932 — циркуляром Главного Управления рабоче-крестьянской милиции утверждены «Мероприятия по развертыванию пропаганды вопросов безопасности уличного движения».
1979 — в полном одиночестве умер Амадео Гордини (1899-1979), один из конструкторов культовых спортивных автомобилей, чьими творениями гордится любой автомузей.
1994 – под старый хит Энгельберта Хампердинка Release Me на кладбище Хемфилда (штат Пенсильвания) была исполнена последняя воля местного оригинала – 71-летнего Джорджа Суонсона. Прах усопшего торговца пивом и большого энтузиаста автомобилизма, несмотря на многочисленные протесты местной общины, опустили в могилу в весьма необычном гробу – на водительском месте его любимого автомобиля, белого Corvette 1984 года выпуска.
2001 — приз «Лучший отечественный фургон года» присужден автомобилю ГАЗ-2752 «Соболь».
2010 – с конвейера сборочного завода корпорации General Motors в американском Шривпорте (штат Луизиана) сошел последний Hummer H3T.После прекращения производства культовой марки предприятие продолжило выпуск моделей Chevrolet Colorado и GMC Canyon.
1901 — директор петербургской фабрики велосипедов, автомобилей и лодок «Старлей-Психо» Луи Мази установил первый всероссийский рекорд скорости на автомобиле. Управляя автомобилем «Старлей» с двигателем мощностью 3,5 л. с., Мази проехал 1 версту (1067 м) с хода за 84,5 секунды, при этом средняя скорость достигла 45,395 км/ч.
1909 – собран первый российский серийный «Руссо-Балт» модели С24/30 с открытым двухместным кузовом спортивного типа. Цифры 24/30 означали: 24 – расчетная мощность двигателя в лошадиных силах, 30 – максимальная мощность. Об истории русских автомобилей – здесь.
1913 — Санкт-Петербургский автомобильный клуб впервые устроил гонку по кольцевому маршруту. Трассу длиной 37 верст (44,4 км) необходимо было пройти шесть раз. На старт вышло 19 машин, а финишировало всего 9. Выиграл гонку Г. М. Суворин на автомобиле марки Benz.
1923 — впервые состоялись 24-часовые гонки на трассе Ле-Ман.
1927 — Генри и Эдсел Форды выводят 15-миллионную модель Т со сборочного конвейера на Хайленд Парк, официально огласив окончание выпуска модели Т. Общее количество произведенных на заводах Ford «Жестянок Лиззи» составило 15 458 781 штук.
1955 — на трассе в Монце во время тренировочных заездов погиб Альберто Аскари (1918-1955), чемпион F1 1952 и 1953 гг. Суеверный пилот, который проводи все свои гонки в голубой рубашке и голубом шлеме в этот день совершенно случайно надел чужие аксессуары…
1841 — родился Рене Панар (1841-1908), французский инженер и предприниматель, друг и соратник Эмиля Левассора. Первый автомобиль на парижском заводе «Панар-Левассор» был выпущен в 1890 г. совместно с компанией Peugeot.
1930 – в Нью-Йорке окончено строительство на тот момент самого высокого здания в мире — Chrysler Building.
1997 — на выставке «Автотехсервис-97» в Нижнем Новгороде российский АВТОВАЗ впервые показал ВАЗ-2115, который представлял собой седан модернизированного «восьмого» семейства «Самара-2», и «десятку» ВАЗ-21102 с 8-клапанным двигателем с отечественной системой впрыска «Январь-4».
2002 – королева Великобритании Елизавета II на праздновании своего юбилея получила подарок от всего британского автопрома – лимузин Bentley. Машина ей так понравилась, что вскоре она заказала себе еще одну точно такую же.
1889 – во французском городе Клермон-Ферране Эдуард и Андре Мишлены основали известную ныне во всем мире шинную компанию Michelin. Об истории компании и ее символе читайте здесь.
1916 – автогонщик Барни Олдфилд на своем переднеприводном Christie во время квалификации на Indianapolis Motor Speedway достиг скорости 102,6 мили в час. Впервые в истории гонки Инди-500 преодолена планка в 100 миль/ч.
1948 – по навету конкурентов из крупнейших американских автогигантов в США специальная комиссия начинает официальное расследование деятельности Tucker Corporation – компании талантливого конструктора Престона Такера.Вмешательство правосудия заставило Такера свернуть бизнес, несмотря на то, что вскоре была установлена его невиновность.
1962 – ушел из жизни Ассар Габриэльссон, один из основателей Volvo.
1992 — накануне Гран-при Монте-Карло команда «Макларен» провела презентацию своего суперкара McLaren F1.
1903 — в Петербурге торжественно открывается Троицкий (в советское время – Кировский) мост через Неву. До возведения в 1965 моста Александра Невского он будет оставаться самым длинным в городе (582 м).
1910 — в Санкт-Петербурге издан приказ Николая II, предписывающий сформировать первую учебную роту — центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положит начало системе автотехнического обеспечения российской армии. С 2000 года этот день согласно приказу министра обороны РФ отмечается как День военного автомобилиста.
1971 – американец Ал Анзер-младший в свой 32-й день рождения становится первым в истории автогонщиком, который за один только день соревнований серии Indy 500 получил гонорар более 200 тыс. долларов.
1975 — на Белорусском автозаводе начинается производство БелАЗ-7520 грузоподъемностью в 110 тонн. Самый крупный самосвал в истории СССР – БелАЗ-75501 грузоподъемностью 280 тонн.
2000 — Горьковский автозавод выпустил 16-миллионный автомобиль. Им стал ГАЗ-2217-104 «Соболь-Баргузин».
1866 – родился Фернан Шаррон, будущий пионер французских автогонок (участвовал в 18 гонках в 1897-1903 гг.), основатель компании с необычным названием – Alda. Это слово придумали читатели французского журнала L’Auto, создав аббревиатуру из первых букв восклицания «Ah, la delicieuse automobile!» («Ax, какой прелестный автомобиль!»).
1909 — русский изобретатель Петр Петрович Шиловский подал в патентное ведомство заявку, в которой просил выдать ему патент на изобретение «Устройство для сохранения равновесия повозок или других находящихся в неустойчивом положении тел». Для сохранения устойчивости различных экипажей он предлагал использовать двухрамный гироскоп с массивным ротором. Патент за N27091 Шиловский получил спустя пять лет.
1967 – американский трюкач Роберт Крейг «Ивел» Книвел перелетел на своем мотоцикле через 16 автобусов.
1997 – ушел из жизни автомобильный конструктор Бела Бареньи. Работал в фирмах Steyr, Austro-FIAT, Mercedes. Бареньи принадлежит идея создания безопасного салона и сминаемых при аварии зон кузова.
1929 - ВСНХ СССР и американская Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа Ford-А и грузовых автомобилей типа Ford-АА. «Договор с Фордом подписан» – гласит заголовок публикации в журнале «За рулем» №12 за 1929 год.
1961 – Daimler Benz оформляет аренду завода Auto-Union в Дюссельдорфе. В конце года здесь начнется производство фургонов L319 и дизельных двигателей OM636, а также частей рулевых механизмов и коробок передач.
1995 – компания Saturn производит миллионный автомобиль – темно-зеленый 1995 SC2.
__TEMPLATE_XX_commentId__