Промахи советского автопрома: как из наших машин пытались сделать иномарки
ГАЗ-21: В Европу с британским дизелем
Импортные моторы на советские автомобили первой придумала ставить бельгийская фирма Scaldia Volga – крупнейший экспортер наших машин еще с 1950-х. На ГАЗ-21 устанавливали дизели Rover объемом 2,3 л, мощностью 65 л.с. при 4000 об/мин и слабенький 43-сильный 1,6-литровый Perkins.
Дизельные Волги покупали таксисты
Позднее ГАЗ специально сделал для Scaldia машинокомплекты ГАЗ-24-76 и универсал ГАЗ-24-77 — под монтаж дизелей Indenor-Peugeot мощностью 70 л.с. Но спрос был невелик. Дизельными Волгами за рубежом интересовались, в основном, таксисты. Собрали менее двухсот машин.
Существовала и совсем уж редкая версия ГАЗ-24 — с бензиновым V6 Ford рабочим объемом 3 л и мощностью 144 л.с. Смелое решение! Ведь такая Волга развивала 170 км/ч.
Довольно много таких машин уже подержанными вернулись на родину.
В Кремле тоже не оценили
В СССР впервые импортные двигатели пытались устанавливать в Волги из ГОНа. Пробовали моторы BMW и Mercedes-Benz, но даже до мелкой серии дело не дошло. Хватало, видимо, машин с отечественным мотором V8.
Продолжение – на следующей странице.
Волга + Тойота (отчаянный тюнинг 90-х)
В 1990-е тюнинговые фирмы, которых особенно много было в Нижнем Новгороде, принялись оснащать Волги двигателями Rover и Toyota. Ставили и «четверки», и даже V6 объемом 3,4 л мощностью 190 л.с. Предлагали и автоматическую коробку передач.
Немногочисленные любители таких машин быстро остыли. Ведь Волга хоть и стала быстрой, в иномарку не превратилась. А купить иномарку в те годы уже можно было.
170 км/ч на Волге? Спасибо, не надо!
Более жизнеспособным казался вариант с дизелем ГАЗ-560 – уже формально отечественным, но в первой жизни австрийским Steyr.
Турбодизель рабочим объемом 2,1 л развивал 95 л.с. при 3800 об/мин. Вел себя мотор вполне прилично (такая Волга была у нас в редакции). Но интерес к легковым дизелям в России был, да и есть, очень невеликий. А к соответствующей Волге особенно.
Да и последняя попытка — ГАЗ-31105 с2,4-литровым двигателем Chrysler мощностью 137 л.с. при 5500 об/мин — лишь ненадолго задержала уход Волги на пенсию. Мотор был, правда, тоже вполне приличный, но Волга, мчащаяся со скоростью за 170 км/ч, вызывала больше беспокойства, чем радости.
Лады: стали слишком дорогими
Иностранные дилеры не пытались менять двигатели на популярных на Западе Нивах. Ведь покупателя в машине не в последнюю очередь привлекала невысокая цена.
Первую попытку улучшить внедорожник импортным дизелем предприняла в 1993 году компания Лада-Экспорт в Чехове. Фирма наладила сборку ВАЗ-21215, разработанного самим заводом.
Автомобиль получил агрегат Peugeot XUD9 рабочим объемом 1,9 л, развивающий при 4500 об/мин 65 л.с. Удачное, но слишком дорогое сочетание. Большого интереса такая Нива не вызвала ни дома, ни за рубежом.
Продолжение – на следующей странице.
Opel под капотом «десятки»
Тольяттинская фирма Моторика мелкосерийно делала ВАЗ-21106 c двух- и четырехдверными кузовами и моторами Opel.
Немецкий двигатель рабочим объемом 2 л развивал 150 л.с. С ним «десятка» достигала скорости 205 км/ч. Машина заняла на рынке то узкое место, которое ей и полагалось.
УАЗ с дизелем: считался маркетинговым курьезом
В Италии для местного рынка на уазики ставили импортные дизельные и бензиновые двигатели, в частности, VM и FIAT. На заводе пробовали и польский дизель Andoria. Но это были только эксперименты.
Тюнинговые фирмы 90-х всерьез предлагали УАЗы с импортными агрегатами. В частности, с турбодизелем Toyota, развивающим 91 л.с. и бензиновым 152-сильным японским мотором 2,7 л. Конечно, такие УАЗы справедливо воспринимали, в основном, как некий технический, да и маркетинговый курьез. Трансмиссии со 152-сильным мотором жилось нелегко. Да и спрос на такое сочетание был близок к нулю.
Позднее на тюнинговый УАЗ поставили китайский дизель по лицензии Isuzu объемом 2,8 л мощностью 92 л.с. Но цена такого, пусть и куда более гармоничного автомобиля, тоже не подразумевала бойких продаж.
Москвич с дизелем: чуть не обанкротил завод
В проспектах фирмы Scaldia были дизельные Москвичи с кузовами моделей 407 и 408 и двигателем Perkins в 43 силы.
Для немецкого рынка планировали Москвич-21413 с дизелем Ford объемом 1,8 л мощностью 60 л.с. Но почти все немногочисленные автомобили остались на родине. Теперь – раритет!
Хэтчбек по имени Святогор оснащали 112-сильным 2-литровым французским двигателем Renаult. И мотор был хороший, и цена для покупателя вполне доступная. Но сам завод, установив низкие цены, утонул в долгах (даже перед отечественными поставщиками комплектующих).
Не спасли предприятие и удлиненные «представительские» модификации, в том числе с 145-сильным двигателем Renault. Кстати, по характеристикам двигатель был рассчитан на спорт-купе, а не на громоздкий седан.
Ездовые свойства Святогора оставили хорошие воспоминания, но уже тогда было ясно, что машина должна стоить как минимум раза в полтора дороже, иначе производить ее будет просто невыгодно.
Продолжение – на следующей странице.
Британский мотор на Оку
Даже на самую маленькую машинку 1990-х пристраивали импортные двигатели. Таким образом пытались удержать, а желательно и увеличить падающий спрос. Тюнинговые фирмы предлагали машины с двигателем от британского, еще прежнего, поколения Mini, объемом 1 л мощностью 44 л.с. В 1998-м на машинку установили и более современный Rover – 1,3 л, 63 л.с.
Серпуховской завод уже под конец производства, предлагал СеАЗ-11116 с китайским трехцилинлровым мотором 0,8 л, развивающим 37 л.с. Но цена такой машины вплотную приблизилась к стоимости Жигулей.
Почему все попытки провалились?
Зарубежные моторы не превращали наши не самые свежие по конструкции машины в иномарки, но по цене их почти сближали.
Массовый покупатель тратиться на такое не хотел. Пусть даже порой получалось хорошо — просто было дорого.
- Удивительная история самого передового нашего двигателя — тут.
- Использовать возможности автомобиля на все 100% можно при помощи специальных аксессуаров: автобагажников, креплений для перевозки велосипедов, корзин и автобоксов. Все это и на лучших условиях предлагает наш интернет-магазин.
- Бокс на крышу Cybort Inception v 1.1.6 — новинка на российском рынке — отличается инновационным аэродинамическим дизайном
- «За рулем» теперь можно читать в Яндекс.Дзен.
Фото: из архива «За рулем»