Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Промахи советского автопрома: как из наших машин пытались сделать иномарки

Импортные моторы пытались пристроить на самые разные машины - от Волги до Оки. Ни кардинально улучшить автомобили, ни повысить спрос на них не удалось.
Полная версия

ГАЗ-21: В Европу с британским дизелем

Импортные моторы на советские автомобили первой придумала ставить бельгийская фирма Scaldia Volga – крупнейший экспортер наших машин еще с 1950-х. На ГАЗ-21 устанавливали дизели Rover объемом 2,3 л, мощностью 65 л.с. при 4000 об/мин и слабенький 43-сильный 1,6-литровый Perkins.

Дизельные Волги покупали таксисты

Позднее ГАЗ специально сделал для Scaldia машинокомплекты ГАЗ-24-76 и универсал ГАЗ-24-77 — под монтаж дизелей Indenor-Peugeot мощностью 70 л.с. Но спрос был невелик. Дизельными Волгами за рубежом интересовались, в основном, таксисты. Собрали менее двухсот машин.

Существовала и совсем уж редкая версия ГАЗ-24 — с бензиновым V6 Ford рабочим объемом 3 л и мощностью 144 л.с. Смелое решение! Ведь такая Волга развивала 170 км/ч. 

Довольно много таких машин уже подержанными вернулись на родину.

В Кремле тоже не оценили

В СССР впервые импортные двигатели пытались устанавливать в Волги из ГОНа. Пробовали моторы BMW и Mercedes-Benz, но даже до мелкой серии дело не дошло. Хватало, видимо, машин с отечественным мотором V8.

Продолжение – на следующей странице.

Волга + Тойота (отчаянный тюнинг 90-х)

В 1990-е тюнинговые фирмы, которых особенно много было в Нижнем Новгороде, принялись оснащать Волги двигателями Rover и Toyota. Ставили и «четверки», и даже V6 объемом 3,4 л мощностью 190 л.с. Предлагали и автоматическую коробку передач.

Немногочисленные любители таких машин быстро остыли. Ведь Волга хоть и стала быстрой, в иномарку не превратилась. А  купить иномарку в те годы уже можно было. 

170 км/ч на Волге? Спасибо, не надо!

Более жизнеспособным казался вариант с дизелем ГАЗ-560 – уже формально отечественным, но в первой жизни австрийским Steyr.

Турбодизель рабочим объемом 2,1 л развивал 95 л.с. при 3800 об/мин. Вел себя мотор вполне прилично (такая Волга была у нас в редакции). Но интерес к легковым дизелям в России был, да и есть, очень невеликий. А к соответствующей Волге особенно.

Да и последняя попытка — ГАЗ-31105 с2,4-литровым двигателем Chrysler мощностью 137 л.с. при 5500 об/мин — лишь ненадолго задержала уход Волги на пенсию. Мотор был, правда, тоже вполне приличный, но Волга, мчащаяся со скоростью за 170 км/ч, вызывала больше беспокойства, чем радости.

Лады: стали слишком дорогими

Иностранные дилеры не пытались менять двигатели на популярных на Западе Нивах. Ведь покупателя в машине не в последнюю очередь привлекала невысокая цена.  

Первую попытку улучшить внедорожник импортным дизелем предприняла в 1993 году компания Лада-Экспорт в Чехове. Фирма наладила сборку ВАЗ-21215, разработанного самим заводом.

Автомобиль получил агрегат Peugeot XUD9 рабочим объемом 1,9 л, развивающий при 4500 об/мин 65 л.с. Удачное, но слишком дорогое сочетание. Большого интереса такая Нива не вызвала ни дома, ни за рубежом.

Продолжение – на следующей странице.

Opel под капотом «десятки»

Тольяттинская фирма Моторика мелкосерийно делала ВАЗ-21106 c двух- и четырехдверными кузовами и моторами Opel.

Немецкий двигатель рабочим объемом 2 л развивал 150 л.с. С ним «десятка» достигала скорости 205 км/ч. Машина заняла на рынке то узкое место, которое ей и полагалось.


УАЗ с дизелем: считался маркетинговым курьезом

В Италии для местного рынка на уазики ставили импортные дизельные и бензиновые двигатели, в частности, VM и FIAT. На заводе пробовали и польский дизель Andoria. Но это были только эксперименты.

Тюнинговые фирмы 90-х всерьез предлагали УАЗы с импортными агрегатами. В частности, с турбодизелем Toyota, развивающим 91 л.с. и бензиновым 152-сильным японским мотором 2,7 л. Конечно, такие УАЗы справедливо воспринимали, в основном, как некий технический, да и маркетинговый курьез. Трансмиссии со 152-сильным мотором жилось нелегко. Да и спрос на такое сочетание был близок к нулю.

Позднее на тюнинговый УАЗ поставили китайский дизель по лицензии Isuzu объемом 2,8 л мощностью 92 л.с. Но цена такого, пусть и куда более гармоничного автомобиля, тоже не подразумевала бойких продаж.

Москвич с дизелем: чуть не обанкротил завод

В проспектах фирмы Scaldia были дизельные Москвичи с кузовами моделей 407 и 408 и двигателем Perkins в 43 силы.

Для немецкого рынка планировали Москвич-21413 с дизелем Ford объемом 1,8 л мощностью 60 л.с. Но почти все немногочисленные автомобили остались на родине. Теперь – раритет!

Хэтчбек по имени Святогор оснащали 112-сильным 2-литровым французским двигателем Renаult. И мотор был хороший, и цена для покупателя вполне доступная. Но сам завод, установив низкие цены, утонул в долгах (даже перед отечественными поставщиками комплектующих).

Не спасли предприятие и удлиненные «представительские» модификации, в том числе с 145-сильным двигателем Renault. Кстати, по характеристикам двигатель был рассчитан на спорт-купе, а не на громоздкий седан.

Ездовые свойства Святогора оставили хорошие воспоминания, но уже тогда было ясно, что машина должна стоить как минимум раза в полтора дороже, иначе производить ее будет просто невыгодно.

Продолжение – на следующей странице.

Британский мотор на Оку

Даже на самую маленькую машинку 1990-х пристраивали импортные двигатели. Таким образом пытались удержать, а желательно и увеличить падающий спрос. Тюнинговые фирмы предлагали машины с двигателем от британского, еще прежнего, поколения Mini, объемом 1 л мощностью 44 л.с. В 1998-м на машинку установили и более современный Rover – 1,3 л, 63 л.с.

Серпуховской завод уже под конец производства, предлагал СеАЗ-11116 с китайским трехцилинлровым мотором 0,8 л, развивающим 37 л.с. Но цена такой машины вплотную приблизилась к стоимости Жигулей.

Почему все попытки провалились?

Зарубежные моторы не превращали наши не самые свежие по конструкции машины в иномарки, но по цене их почти сближали.

Массовый покупатель тратиться на такое не хотел. Пусть даже порой получалось хорошо — просто было дорого.

Фото: из архива «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
28.08.2021
Поделиться: