Своими силами

Своими силами

Калининградские предприниматели-автоперевозчики оценивают сложившуюся в регионе ситуацию так: «Легче не становится». Этот бизнес – один из столпов региональной экономики, тем не менее его проблемы не решаются в течение многих лет. Позицию чиновников характеризует, например, такой факт. С полгода назад калининградское отделение АСМАП (Ассоциация международных автоперевозчиков) пригласило на конференцию местных руководителей ГАИ и транспортной инспекции. Однако те прислали вместо себя управленцев среднего звена, которые признали, что принятие решений лежит за пределами их компетенции. Так что ответов на свои вопросы предприниматели не получили.

Что же не устраивает калининградских автоперевозчиков (причем не только тех, кто работает на международных маршрутах)? Прежде всего отношение со стороны чиновников, которые рассматривают их исключительно как источник налоговых поступлений и объект наложения штрафов. Карать по любому поводу – и значительному, и не очень – у нас любят. Как и доводить все до абсурда.

Так, в Европе установлен предел загрузки фуры 40 тонн, в России же – почему-то 38 тонн, и часто это становится причиной недоразумений во взаимоотношениях с иностранными партнерами. За рубежом при весогабаритном контроле совершенно официально учитывается погрешность весов, у нас же показания этого прибора считаются абсолютно точными! Превышение веса огромного многотонного грузовика на центнер, а габаритов на сантиметр расценивается как нарушение.

Экспедиторские услуги, предоставляемые различными фирмами, – еще один больной вопрос. От предпринимателей, занимающихся грузоперевозками, не раз доводилось слышать, что экспедирование – «услуга», паразитирующая на бизнесе. Кстати, назваться экспедитором может практически любой желающий — путь в профессию открыт для людей без специального образования и обязательств.

Теперь о юридических вопросах. Некоторые распоряжения властей явно недоработаны. Так, закрыв грузовикам доступ в Калининград, власти, сами того не ведая, создали источник теневого дохода для инспекторов. Дорожную карту можно получить, лишь потратив много времени, поскольку за ней необходимо ехать в центр города. Так что проще «отстегнуть» энную сумму непосредственно на въезде. На такого рода обвинения в ГАИ обычно отвечают, что «подобные случаи подтверждения не нашли». Но почему бы не организовать выдачу разрешений на въезд в Калининград, а также спецразрешений, которые требуются в ряде случаев при пересечении границы, на месте, чтобы водителю не нужно было, оставив машину, мчаться в центр города?!

Дорожные сборы с недавних пор выросли в несколько раз, сравнявшись с европейскими. Фуры, работающие на международных линиях, могут не появляться в регионе месяцами, однако дорожный налог приходится платить такой же, как и за те автомобили, что колесят по калининградским дорогам. Разве это справедливо?

Не обходятся без проблем и пассажирские перевозки в областном центре. Чего стоит одна только практика «крышевания» частников, когда крупная фирма делится своей лицензией с частными лицами. В итоге мы видим на линиях автобусы-развалюхи, техническое состояние которых не вписывается ни в какие рамки. Еще одна сложность – дефицит грамотного персонала. Вы наверняка замечали, что общественным транспортом управляют явные гастарбайтеры. Они готовы работать за копейки (и работодатели этим пользуются), но случись авария – какой с них спрос?!

Отдельная статья в объемном перечне претензий – несогласованность различных официальных документов. Так, положения Правил дорожного движения в некоторых пунктах противоречат Правилам эксплуатации шин. В этой ситуации последнее слово оказывается за инспектором ГАИ, который по своему усмотрению решает, чем именно руководствоваться.

Список проблемных тем можно продолжать еще долго. Власти только «контролируют», время от времени ужесточая требования. Такое положение дел необходимо изменить!

Права фирм-перевозчиков, занятых в международных перевозках, отстаивает калининградское представительство АСМАП. Кто же поможет прочим автотранспортникам?

«Отрасли необходимо развиваться. В данной ситуации поможет создание профессиональных союзов, способных объединить как внутренних перевозчиков, так и международных, – считает предприниматель Дмитрий Воронин. – Профессиональные объединения, сплоченные и активные, могут способствовать решению как узкопрофессиональных вопросов, так и насущных общественных проблем. Если в советские годы профсоюзы являлись рычагом управления работниками, то сейчас они, напротив, должны стать средством воздействия на государство».

Действительно, создание профессиональных союзов перевозчиков в реальной перспективе позволило бы избавиться от целого ряда сложностей. И не только связанных с работой контролирующих государственных органов. «Одна из насущных задач профессиональных союзов – участие в воспитании опытных кадров, – продолжает Дмитрий Анатольевич, – контроль за условиями труда и отдыха, взаимоотношений в среде профессионалов. Под контролем профсоюзов может измениться к лучшему даже техническое состояние парка автомобилей».

Как отреагирует отрасль на идею профсоюза? Мы будем следить за развитием событий.

Подпишитесь на «За рулем» в