"Соболь" в тигровой шкуре
Сентябрьские встречи на испытательном полигоне ГАЗа становятся доброй традицией. Ровно год назад мы знакомились здесь с внедорожником "Тигр", и вот - новый объект повышенного внимания. Правда, прошлогоднего ажиотажа на сей раз не наблюдалось, поскольку нынешняя новинка не столь экстравагантна. Зато куда более актуальна, а потому повод для встречи вполне серьезен: на конвейер встал полноприводный "Соболь" GAZ 2217/">ГАЗ 22177.
Вот они, два молодца одинаковых с лица, прямо с конвейера. Оба белые, но не сказать чтобы очень пушистые: на 100 мм более высокая, чем у моноприводных собратьев, посадка и зубастые шины придают их облику агрессивность. Моторы одинаковые, "406-е", карбюраторные, а салоны разные: у одного - обычный автобусный, у другого - люксовое "купе". Впрочем, это мелочи, вся фишка - в трансмиссии. Сейчас мы ее проверим в деле...
Не тут-то было - машины "товарные", не обкатанные, и за руль нас не пустили. Но дали на растерзание пару других. Один - зеленый пикап с двухрядным салоном и ульяновским двигателем рабочим объемом 2,9 литра, другой, оранжевый, с наддувным дизелем Iveco. А еще он обзавелся новыми сиденьями - красивыми, удобными, но главное - безопасными. Каждая из «сидушек» снабжена персональным ремнем, что обусловило наличие симпатичных «ушей» в верхней части спинок. На конвейер такие сиденья пока не поставляются, но это дело ближайшего будущего. И, увы, денег: по словам начальника газовского КБ легких грузовиков Артема Попенко, с каждым таким креслом авто будет дорожать примерно на тысячу рублей. Но делать нечего, безопасность - прежде всего, а такой «довесок» не слишком заметен при отпускной цене около 250 тысяч.
Устраиваясь в нарядном кресле, лишний раз радуемся эстетичности и функциональности новой передней панели и поворачиваем ключ зажигания. Итальянское "сердце" стучит по-тракторному, но с набором скорости шум приобретает более приятный тембр. Тянет дизель отменно, можно тронуться со второй передачи, переключиться на пятую и забыть о невнятном рычаге. На высокой скорости автомобиль начинает "плавать", требуя подруливаний, а информативность рулевого с ГУРом оставляет желать лучшего. Зато с плавностью хода все в порядке - она осталась на прежнем "соболином" уровне.
Пришла пора съехать с дороги. Перед нами - глубокий изрытый песок. "Соболь" спокойно идет на второй передаче, поднимая колесами фонтанчики. Полный привод у него постоянный, раздатка - двухступенчатая, с так называемой прямой (на самом деле она не совсем прямая, передаточное число - 1,07) и понижающей (1,87) передачами. Дорога поплохела, все внедорожные резервы мобилизованы, вторая пониженная - и "Соболь" проваливается в песчаный овраг. Но чувство полной вседозволенности приходит быстро, а пассажирам остается лишь покрепче держаться, чтобы при очередном прыжке не "приложиться" головой о потолок. 45-процентные подъемы с глубокими колеями автомобиль преодолевает не то чтобы играючи, - движок ревет, - но упрямо, зло. Посадить его непросто.
А в мостах зеленого пикапа с бензиновым мотором установлены "бэтээровские" кулачковые дифференциалы повышенного трения. Артем Попенко называет эту машину маленькой "шишигой", имея в виду легендарный ГАЗ-66, трансмиссия которого имела аналогичную схему. Такие мосты тоже планируется устанавливать на серийные автомобили, причем обязательно и спереди, и сзади.
Дорожное знакомство с зеленым "Соболем" свелось к нюансам работы бензинового двигателя. При старте приходится более точно дозировать усилие на педали газа, сразу чувствуется, что мотор менее тяговит, и чуть шумней, хотя тихонями обоих не назовешь. В остальном все очень похоже: "четыре с минусом" за дорожные манеры и твердая "пятерка" на бездорожье.
Фото Дмитрия ШТЫРОВА