Репортаж: Лаборатория ответственности

При всей серьезности работы специалистов лаборатории контроля качества комплектующих калужского завода Volkswagen экскурсия, устроенная для автожурналистов, превратилась в увлекательное шоу

Представление «чудеса науки» можно заказать на семейный праздник для развлечения детворы. Ребята в белых халатах, например, помещают яйцо в колбу с узким горлышком и, не повредив, извлекают обратно, делают «волшебный душ», под которым не промокаешь, «наколдовывают» туман из сухого льда, пишут секретное послание невидимыми чернилами… Конечно, никакого волшебства тут нет, но физические опыты настолько эффектны, что даже у родителей глаза загорятся. Так, наверное, выглядели и мы, попав в лабораторию калужского завода Volkswagen. Здесь испытывают материалы и комплектующие, поставляемые на конвейер, с которого сегодня сходят Skoda Octavia, Skoda Fabia, VW Tiguan и VW Polo Sedan. Проверяют металлы и полимеры, технические жидкости, лакокрасочные покрытия, качество соединений… Все – с использованием мощной научной базы, почти четырех десятков испытательных установок. Одно и то же, изо дня в день – казалось бы, работа из разряда «скучнее не придумаешь», но нам ее преподнесли как те же «чудеса науки».

Лосьон для загара и крем для рук в этой лаборатории особенные, концентрированные

НАДО УНИЧТОЖИТЬ

В первой комнате жгут… фрагменты обивки сидений и напольного покрытия. Для этого здесь предусмотрена специальная печь. Напольное покрытие может гореть, но медленно, и обязано затухать, а обивка имеет право только тлеть, хотя, конечно, в случае возгорания автомобиль это не спасет. Во втором помещении, занимающем большую площадь, на столах стоят мощные электронные микроскопы, подключенные к компьютерам. С помощью этих инструментов изучаются, например, сварные швы. И пусть завод оборудован по последнему слову техники, постоянный контроль качества соединений исключает вероятность появления брака. На предметных столиках микроскопов лежат образцы металла, идущего на производство легкосплавных дисков. Поставщику колес предстоит разобраться с качеством своих изделий, так как в отливке обнаружены дефекты. В углу большой морозильник, в котором одновременно находятся зеркала заднего вида, стартеры и генераторы, а в центральном лотке – склянки с техническими жидкостями (антифризами), на которых маркером нанесены минусовые значения: –20°С, –30°С, –50°С… Аналогичные морозильные камеры есть и в других кабинетах лаборатории. Испытаниям при отрицательных температурах здесь уделяют особое внимание, учитывая климатические особенности нашей страны. Помимо морозильников есть в лаборатории и камеры, в которых генерируется солевой туман, позволяющий в ускоренном режиме тестировать детали на устойчивость против ржавчины. Недаром Volkswagen дает 12-летнюю гарантию от сквозной коррозии.

Щиток приборов германской марки не выдержал «термического старения»

РАЗРЫВНАЯ МАШИНА

Затем нам демонстрируют испытания на прочность разных материалов: полоски резины, идущей на производство салонных ковриков, стропы ремня безопасности и куска стали, из которой штампуют кузовные панели седана Polo. Полоска резины перед тем, как ее разрывают на специальном стенде, долго вытягивается в струну, подобно жвачке, и удлиняется на несколько десятков сантиметров, что, естественно, никак не может произойти с целым ковриком. Зажатый тисками стенда ремень безопасности растягивается не столь сильно и рвется лишь тогда, когда нагрузка превышает три тонны. То есть теоретически на нем можно подвесить два автомобиля гольф-класса! При такой прочности он гарантированно выдержит мощный рывок при ДТП. Кусок кузовной панели толщиной в полтора миллиметра дает слабину при усилии на разрыв более 1,1 т и громко лопается, когда кривая на мониторе приближается к 1,4 т.

Эти кусочки резины при нас рвали на специальном стенде, измеряющем усилие

Программой испытаний деталей, которых касаются водитель и пассажиры, предусмотрены тесты на контакт с косметикой. Например, на кнопки электростеклоподъемников наносят концентрированный крем для рук, покрывают марлей и оставляют на сутки при температуре +80°С. Косметика не должна оставить следы. Рядом установка с лампами различной световой температуры, под которыми оценивается соответствие лакокрасочного покрытия деталей контрольным образцам – при любом освещении различий быть не должно.

В этой камере генерируется солевой туман

Лакокрасочное покрытие проверяют и на прочность: процарапывают его до пластика (это кусок бампера), обдают водяной струей под высоким давлением, а затем помещают в установку, именуемую гравилометром, где бомбардируют образцы металлической дробью. Здесь, в лаборатории Volkswagen, ценится и талант дегустатора запахов, проще говоря, нюхача. Но сотрудникам приходится оценивать не ароматы парфюмерных композиций, а запахи тех же напольных покрытий, образцы которых помещаются в плотно укупоренные банки. Лаборант начинает тест с того, что вдыхает воздух из пустой банки, а потом переходит к банкам с содержимым. Градация запахов по шестибалльной шкале, от незаметного до невыносимого… Все результаты фиксируются в протоколах.

Завлаб Павел Советченко с гордостью демонстрирует образец, прошедший испытания ЛКП

О существовании лаборатории проверки качества материалов и комплектующих не знали даже коллеги, которые бывали на заводе раньше. Представители компании утверждают, что на других российских заводах ничего подобного нет, но стандарты качества Volkswagen подразумевают обязательное наличие испытательного подразделения. В Германии, например, в такой лаборатории трудятся 250 специалистов, у нас пока только девять. Руководитель – Павел Советченко, молодой человек, которого немецкие коллеги уважительно именуют «доктором», подразумевая не профессию, а научную степень. После получения образования в России Павел учился и стажировался в Германии, вернулся состоявшимся специалистом мирового уровня. На калужском заводе именно он собрал и возглавил научную группу, задачами которой являются не только проверка качества, но и приумножение знаний в материаловедении, глубокий анализ результатов и выдача рекомендаций. Отношение к делу иллюстрирует объем инвестиций. За один лишь 2009 год в лабораторию вложено 1,1 млн евро, а до конца текущего года будет инвестировано еще 1,6 млн!

В банках – образцы напольных покрытий, проходящих тест на запах

РЕПУТАЦИЯ ТРЕБУЕТ...

Рассказывая о создании и функционировании лаборатории, Павел то и дело повторяет «наша ответственность». Перед коллегами, чтобы не допустить попадания в производство бракованных деталей, перед поставщиками – чтобы любой отказ в приеме комплектующих был безупречно обоснован. Но главное – перед покупателями того же Volkswagen Polo sedan, которые должны получить за свои деньги максимально качественный автомобиль. Именно потому здесь ежедневно трут, мнут, рвут, жгут и морозят образцы материалов, идущих на конвейер или претендующих на место в технологической цепочке. Отказы получают большинство претендентов, среди них оказываются даже фирмы с мировыми именами. Можешь исправиться и дать требуемое качество – в лаборатории Volkswagen покажут, что улучшить, и даже подскажут как. Не способен – получишь от ворот поворот. Здесь уверены, что репутация марки зависит даже от запаха, напольного покрытия. Он не может быть ни «мешающим», ни «невыносимым»…

Ремень безопасности после встречи с разрывной машиной. Выдержал 3 тонны
Третий образец выглядит явно лучше других. Ок!

Подпишитесь на «За рулем» в