Медведь росомахе не товарищ: тест-пробег на квадроциклах Yamaha

Когда московские квадроциклисты попросили меня разработать маршрут по Алтаю, я понял, что представился шанс осуществить давнюю мечту – отправиться в полноценное путешествие на «квадриках».

У клиентов – Honda TRX 680 Rincon – техника серьезная, потому и маршрут должен быть соответствующий, и гидам нужно ехать на чем-то похожем. Обратившись в редакцию журнала «Мото» и в представительство YAMAHA MOTOR C.I.S., удалось договориться об испытании в путешествии двух Grizzly – 700 LE и 550. Но жизнь внесла свои коррективы…

Приезжаю получать обещанные квадры, чтобы отправить технику в Барнаул (маховик запущен, график ломать нельзя!), и тут выясняется, что журналисты таки умудрились угробить «550-ку» – замена гнутого рычага передней подвески требует времени, которого просто нет! Нет и других утилитарников, зато есть Yamaha Wolverine 450 – хоть с полным приводом. Ну что же, «Росомаха», полезай в кузов, придется тебе прожить с «медведем» бок о бок не один день!

Yamaha Grizzly 700 LE: утилитарный ATV, 2010 г., 686 см³, 46 л.с., 274 кг, 498 000 руб.
Yamaha Wolverine 450: спортивный ATV, 2010 г., 421 см³, 26 л.с., 234 кг, 380 600 руб.

«Росомаха» досталась Виктору Пантыкину, нашему алтайскому гиду. Меняться квадриками, как планировалось ранее, теперь не получится. Растрясать на спортивном аппарате дорогую фототехнику жалко, да и моя позиция в арьергарде не располагала ехать на Wolverine. Уверенности, что «Росомаха» будет по проходимости соответствовать «Гризли» не было никакой, а тормозить всех неожиданными «засадами» не хотелось. Так мы и шли: впереди Пантыкин на Wolverine, затем два Rincon и замыкал колонну я на Grizzly. Основным объектом испытаний остался Grizzly, а Wolverine, выступая вне зачета, удостоился особого мнения его водителя – мастера спорта по мототуризму Виктора Пантыкина.

Виктор Волынский, мастер спорта по мототуризму, чемпион России, обладатель сертификата Книги рекордов Гиннеса (путешествие вокруг Аральского моря).

«Люблю квадроциклы, с первого взгляда можно сказать втюрился – еще в начале 90-х, когда редакция журнала, который вы сейчас держите в руках, получила на испытания первые завезенные в Россию»хонды«и»поларисы«. Работал я в то время фотокорреспондентом, но параллельно как опытный мототурист вел рубрику»Распахнутый мир«. И сразу же оценил потенциал квадриков для сложных походов, поэтому при любой возможности совершенствовал свое водительское мастерство в надежде когда-нибудь организовать полноценное путешествие по горам или по пустыне. Но все редакционные пробеги с участием ATV проходилось проводить зимой (лето – для двух колес), и тема со временем увяла. Прошли годы, я сменил ремесло фотографа на кабинетно-управленческое, но дух странствий все равно вернул меня к любимому занятию – путешествиям».

То, что любой утилитарник приспособлен для путешествий, видно невооруженным глазом. Передняя и задняя грузовые платформы просто располагают навялить на них кучу всякого нужного и ненужного в дороге барахла. Даже при наличии грузовика сопровождения, мы таскали с собою все, что попадало под руку. Наиболее понятным грузом был запас бензина в двух канистрах по 15 литров, а содержимое набитого под завязку заднего кофра даже стыдно перечислять. Конечно, я не дотянул до предельных допустимых нагрузок (45 кг спереди и 85 сзади) – «Гризли» дополнительно к водителю вез от силы килограммов 60. Существенную разницу в управляемости квадрика груженого и «пустого» я не заметил. Но не стоит перегружать одну сторону – в горах это чревато неприятностями.

Замечу, в горах туристические маршруты крайне редко прокладывают «по азимуту». Такое можно себе позволить лишь в степях и пустынях, да и то чаще всего короткую дорогу между двумя точками кто-то уже нашел до вас, надо только правильно «читать» следы. Когда у нас все следы закончились, в их поиске пришлось двигаться по полному бездорожью. Тут «Гризли» оказался в своей тарелке. Я перепробовал все режимы трансмиссии и убедился, что необходимость включать режим 4х4 с пониженной передачей и блокировкой дифференциалов возникает крайне редко. Хотя лучше перебдеть, чем не допить. Когда понимаешь, что включил слишком «легкий» режим, ты уже либо застрял поперек глубокой колеи, либо, не торопясь, погружаешься в жидкую грязь, и каждая секунда, потраченная на нажимание кнопочек, только добавляет адреналина: момент инерции уже потерян, а начинать движение в такой ситуации куда как сложнее, чем пройти препятствие с хода. Пару раз наступив на грабли, я стал добавлять к выбранному режиму трансмиссии еще одну ступень – для абсолютной уверенности. Была пара сложных участков, когда на подъеме даже минимальное нажатие на курок газа приводило к отрыву передних колес, а на спуске легкое касание тормозных рычагов – задних. В этих случаях «понижайка» вкупе с блокировками – обязательное лекарство. И глубокие броды, когда закон Архимеда превращает квадрик в колесный «Титаник» – уже подбитый, но еще не утонувший. Чувствуешь, что течение начинает сносить – газу, и все оторвавшиеся от дна колеса гребут воду, помогая остальным толкать «Гризлик» к берегу.

По плану ездовая часть дня в путешествии должна заканчиваться за два часа до захода солнца. Но так бывает не всегда. Поиски дороги вынудили нас оценить световые приборы квадриков. На дороге штатных источников света «Гризлику», скажем так, достаточно. На проселке же хочется подсветить ближе «ближнего», так что поле для тюнинга имеется.

Есть у «Гризлика» фишка – электроусилитель руля. Мне кажется, что когда ничего внятного по работе системы сказать нельзя, это и является наивысшей оценкой. Руль и не «пустой», и не тугой, усилие на нем ровно такое, какое ожидаешь. Хотя есть «звук помощи» – легкое посвистывание, когда на полном приводе приходится ворочать руль от упора до упора.

Очень важный параметр в путешествии – расход топлива. Привести точные цифры не получится, расход заметно меняется от типа дороги и включенного режима трансмиссии. В нашем случае 20-литрового бака хватало в среднем на 180–200 км. Если дорога ровная и на спуск, то можно проехать и 300, а в каком-нибудь болоте спалить все за 100.

Напоследок – о надежности. Качество сборки нареканий не вызывает: ничего не разболталось, ни разу не скрипнуло. Уже в стоке квадрик хорошо подготовлен. В бродах – никаких проблем с вариатором, воздухозаборником, электрикой. Хотя однажды после особо углубленного изучения дна реки Мажой вырубился звуковой сигнал. Но затем просох и заработал как ни в чем ни бывало. Привыкнув к надежности аппарата, можно перестать заглядывать под «брюхо», а там, между прочим, пыльники ШРУСов, которые надо осматривать каждый день. Раз выбрав неправильную траекторию движения по крупным камням, можно поплатиться не только рваным пыльником или мятым колесом, но и пробитой боковиной покрышки, а то и гнутым рычагом подвески.

ИТОГ. Yamaha Grizzly 700 LE – очень дружелюбный по отношению к водителю аппарат. Удачная эргономика в сочетании с великолепными подвесками создают ощущение уюта: под зад не подбивает, все нужные мышцы расслаблены. Проехав за один день 370 километров, половину из которых по проселкам разных видов, отметил, что кроме общей усталости никаких специфических болевых точек нет. А мышцы большого пальца правой руки надо усиленно тренировать всем снегоходчикам и квадроциклистам. По асфальту и грейдеру не рыскает, в поворотах излишне не кренится, отлично тормозит. Крейсерскую скорость 80–85 км/час (по спидометру) держит уверенно, но может и больше. И еще одно ценное качество: сам не грязнуля и не делает таковым водителя, даже отряхиваясь после купания.

Виктор Пантыкин, мастер спорта по мототуризму, трехкратный чемпион СССР, заслуженный путешественник России.

«Росомаха» с заданием справилась, но дальнобой – не ее стезя. Вся ее спортивная родословная лезет наружу жесткой подвеской, не особо добавляя комфорта даже на полностью распущенных регулировках предварительного сжатия пружин. Небольшой клиренс заставляет тщательнее выбирать траекторию движения по бездорожью, и особенно, по камням. По сравнению с «Гризли» многократно возрастает вероятность что-нибудь повредить между колесами или повиснуть на «брюхе» в болоте. Wolverine 450 стал для нас пробным камнем: сядет – не сядет. Садился и не раз, но значительно меньше, чем казалось вначале (в основном, за счет техники прохождения сложных участков – я старался ехать на нем, как на мотоцикле). А как его сносит горными речками! Реально страшно…

На микроскопической задней платформе мы разместили бензопилу в кофре, на этом грузовые возможности квадрика закончились. Добавление спортивному аппарату полного привода, несомненно, расширило его возможности все же не настолько, чтобы рекомендовать его для реально сложных походов. Квадрик надежен, с умеренным аппетитом – однодневные выезды для него, что семечки, но не более того. И еще ложечка дегтя, точнее комок грязи: рождается «Росомаха» уже половозрелым, поэтому, отряхиваясь, радостно метит все в радиусе пяти метров, включая водителя".

Мышцы большого пальца правой руки надо усиленно тренировать всем снегоходчикам и квадро­циклистам.
Удобный ящик, если что-то надо защитить от воды и пыли.
При необходимости можно добавить третью канистру – грузоподъемность позволяет.
Полный привод подключается на ходу.
На крутых спусках легкое касание тормозных рычагов приводит к отрыву задних колес.
Чтобы не отпустить квадрик в самоволку, не забывайте на стоянках переключать трансмиссию в положение «Р».
Вдали от цивилизации лучше заправляться проверенным топливом.

Техническая характеристика Yamaha Grizzly 700 LE/Yamaha Wolverine 450 (данные производителя)

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Модель Yamaha Grizzly 700 LE Yamaha Wolverine 450
Модельный год

2010

Длина × ширина × высота, мм 2065×1180×1240 1978×1063×1095
Сухая масса, кг 274 234
Дорожный просвет, мм 275 н/д
Объем бензобака, л 20 14,5

ДВИГАТЕЛЬ

Тип

1-цилиндровый, 4Т

ГРМ

SOHC

Рабочий объем, см³ 686 421
Система питания впрыск топлива карбюратор Mikuni BSR 33 мм
Система охлаждения

жидкостная

Макс. мощность, л.с. при об/мин 46 26
Система запуска электростартер электростартер и ручной стартер

ТРАНСМИССИЯ

Тип Ultramatic®, клиновой ремень, трансмиссионный тормоз, передачи: пониженная, повышенная, нейтральная, заднего хода, стояночный режим Ultramatic®, клиновой ремень, передачи: вперед, нейтральная, заднего хода
Полный привод

подключаемый

Тип привода

карданные валы к мостам, ШРУСы к колесам

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Передняя подвеска

независимая, на сдвоенных А-образных рычагах, 5 положений регулировки преднатяга пружин

Ход колеса, мм 180 160
Задняя подвеска независимая, на сдвоенных А-образных рычагах, 5 положений регулировки преднатяга пружин с маятниковым рычагом, 5 положений регулировки преднатяга пружин
Ход колеса, мм 230 180
Тормозная система

гидравлическая

Передний тормоз

2 диска

Задний тормоз 2 диска 1 диск
Передние колеса AT 25×8-12, легкосплавные AT 23×8–12
Задние колеса AT 25×10-12, легкосплавные AT 23×10–12

Техника на тест предоставлена компанией «Ямаха Мотор Си-Ай-Эс».

Подпишитесь на «За рулем» в