Путешествие: О черной голове и светлых мыслях

В Забайкалье был много раз – и зимой, и летом. Казалось, видел все самые главные достопримечательности… Но когда ранней осенью прошлого года снова проехал через Бурятию (мы перегоняли автомобили для пробега по трассе «Амур»), открыл для себя по-новому древний край.
Вот он какой, священный Байкал!..

С чего начинается знакомство с этой землей, о чем чаще всего вспоминают, когда произносят названия здешних мест? Конечно же, об озере Байкал – самом глубоком и, возможно, самом красивом в мире. В древности ему поклонялись, как живому существу… И сейчас, когда автомобиль, пропетляв сотню километров по горной дороге от Иркутска, неожиданно выскакивает на открытую площадку у поселка Култук и перед глазами открывается бескрайнее море, – сердце просто замирает от восторга. Господи, есть ли еще где-то в мире такая красота, как Байкал?! Чтобы увидеть это чудо, стоит проехать-пролететь тысячи километров! Только потом обязательно провести хотя бы несколько часов на берегу – просто посидеть, посмотреть в даль (в хорошую погоду видно на 100 километров, а то и больше), окунуться в воду священного озера… А она ой какая холодная!

Есть, конечно, несколько заливчиков (соры – так их здесь называют), где летом вода хорошо прогревается (там полно отдыхающих), но обычно температура даже у берега редко поднимается выше + 12 ºС. Это жарким летом! Но все-таки окунуться стоит. А то ведь засмеют друзья-товарищи: «В Байкале? Не искупался?!»...

Впрочем, об этом великом озере можно рассказывать бесконечно. Но – дальше, дальше по трассе М55 (она, естественно, тоже называется «Байкал»), пересекая бесчисленные речки, речушки и ручьи, что впадают в «славное море». И названия какие непростые: Абрамиха, Барышиха, Култушиха… Селенга – главный поставщик воды для озера. Тут дорога сворачивает и через горы идет к Улан-Удэ, бурятской столице.

ГОЛОВА МЕРТВАЯ, ГОЛОВА ЖИВАЯ

Сам город – достаточно стандартный советский областной центр; от бывшего казацкого острога, что стоял здесь 350 лет назад, естественно, не осталось ничего. Главная официальная достопримечательность – памятник Ленину, что стоит на центральной площади. Но он действительно производит впечатление: огромная, высотой в 13,5 м голова Владимира Ильича из черного мрамора!

Но это уже необязательная программа, обязательная же сосредоточена в окрестностях города. Прежде всего, гость столицы республики просто обязан побывать в Иволгинском дацане.

Иволгинский дацан – два десятка храмов, сотня монахов и несколько сотен послушников.

Это центр российского буддизма, но совершенно не важно, к какой религии относит себя человек. Дацан не просто место, где на небольшой территории стоит множество живописных буддистских храмов и памятников; здесь буквально за несколько минут успокаиваешься под шелест хадаков на ветру и скрип разноцветных барабанов. Ветер колыхнул хадак с начертанными мантрами – взлетела к небу молитва. Человек крутанул барабан, зашелестели спрятанные внутри записочки – и тысячи мантр прочитались в секунду. Тут не имеет значения, веришь ли ты во все это или нет, – просто ощущаешь внутреннее равновесие.

Есть тут одна реликвия, к которой тянет каждого, независимо от вероисповедания, – это нетленное тело хамбо-ламы Итигэлова, главного российского буддиста. При жизни он был почитаем в этих землях, творил чудеса. В 1927 году его похоронили, но спустя 75 лет, в 2002-м, по его же предсмертной просьбе гроб извлекли, открыли – и увидели, что тело монаха избежало тлена. Более того, буддисты уверены, что хамбо-лама жив, просто пребывает временно в ином состоянии. Современная же наука по этому поводу ничего сказать не может: тело прекрасно сохранилось и имеет постоянную температуру – около 11ºС.

Правильная молитва для буддиста – тяжкий труд: надо упасть, проехать туда-назад по доске и встать. И так сотни раз в день!

Увидеть хамбо-ламу можно лишь четыре раза в год, когда во время главных местных праздников его ненадолго выносят из храма. Но нас в виде исключения допустили внутрь помещения. Кстати, местные монахи ежедневно в астрале общаются с хамбо-ламой и затем рассказывают о том, какие образы он им подарил. Каждый день перед храмом вывешиваются новые листки с рассказами и картинками. Что удивительно, в тот день, когда мы были в дацане, Итигэлов «рассказал» притчу о двух дорогах, легкой и трудной, и о выборе, который всегда стоит перед человеком. Это что – тоже совпадение?..

Я не могу сказать, что вид сидящего за стеклом старого человека в ярких одеждах, склонившего голову на грудь, потряс. Но впечатлил – без сомнения. И, как все, загадал я что-то сокровенное: уверяют, будто хамбо-лама исполняет желания, но только те, что от души, при этом вероисповедание значения не имеет. Не знаю, так это или нет, но, когда я оказался здесь впервые двадцать лет назад, простой лама, который вызвался проводить меня по территории дацана, после десяти минут самого общего разговора вдруг сказал: «А курить скоро бросишь!». Но я ведь при нем не курил, тему эту не поднимал, хотя, честно говоря, желание такое было. Однако отказаться от пристрастия никак не мог… Так ведь бросил через две недели – и с тех пор даже не тянет! Вот и верь после этого – или не верь…

ДРЕВНИЙ МИР

Совсем недалеко от Иволгинского дацана есть еще одно потрясающее место – горное плато, где расположено гуннское городище. Две с половиной тысячи лет назад здесь был крупный город: археологи обнаружили остатки дворца правителя, жилых домов, кузнечных мастерских… Кто уничтожил этот город две тысячи лет назад, куда исчезла цивилизация гуннов? Нет ответа… Но восемь веков назад, по преданию, соседнее плато выбрал для отдыха великий завоеватель Чингисхан. Здесь он останавливался несколько раз после походов. Путешественнику покажут место, где стоял шатер великого хана, где жили его жены, дети, полководцы, где размещалась преданная охрана… А потрясающей красоты вид с плато на окрестные горы и равнины он оценит сам.

В этом месте когда-то была стоянка Чингисхана. А теперь устраивают театрализованные представления для туристов.

Но если место, где стоял Чингисхан с войском, определили историки, то стоянку Гэсэра (Гэсэрэй бууса) в трех десятках километров от города нашел двадцать лет назад тогдашний главный архитектор Улан-Удэ П. Зильберман. Это Шаман-гора на левом берегу Селенги, выше по течению. Она украшена тремя резными столбами сэргэ – коновязью для лошадей богатыря и его свиты. Здесь они приземлятся, когда вновь вернутся к людям. На этом месте обязательно должны сфотографироваться все гости города. А что! Легендарный герой бурятского эпоса Гэсэр (прошу не путать с Гесером писателя Лукьяненко!) – фигура более чем достойная. Сын небесного божества, посланный в мир для борьбы с силами зла, он совершил бесчисленные подвиги. «Не допускай врага к родной земле, не жди его, но выходи навстречу, и он будет побежден» – вот один из лозунгов главного героя великого эпоса. Так что сфотографироваться в таком действительно красивом месте куда приятнее, чем у огромной черной головы…

…Но, если честно, за три дня можно увидеть лишь малую толику красот и чудес этой земли. Мы не побывали в самом доступном заповеднике – Байкальском, не гостили в деревне староверов, не видели плясок шаманов… Так что придется ехать сюда еще и еще.

Подпишитесь на «За рулем» в