О кривизне и крутизне: на Harley-Davidson по Сицилии
«Все так сложно, все так запутано, но разбираться некогда, брат…» Сначала – мощеные брусчаткой узкие улочки сицилийских городков, затем немного столь же крюкообразной автострады, а затем… Затем – самые настоящие серпантины в окрестностях Этны. Причем не идеально вылизанные, как Хидден-Хиллс в Калифорнии, где мы тестировали Harley весной (см. «Мото» № 05–2011), а присыпанные то песочком, то пожелтевшими иголками… Здесь нужно не на круизерах прогуливаться, а на мотардах да стритах гонять!
И уж точно не на Night Rod. «34-й» рэйк и «240-е» заднее колесо делают аппарат ну очень задумчивым и «ватным» в связках поворотов, а передачки при этом перещелкиваешь часто, как на спортбайке. С другой стороны, шасси аппарата самое жесткое из всех мотоциклов с эмблемой H.-D., тормоза Brembo, а эргономика вполне способствует энергичной езде – и высокое расположение подножек, и прямая спина. Более того, спина теперь даже с небольшим наклоном. Night Rod и «базовый» VR получили (вместе с новым пластиком и колесами и «перевертышем» от Muscle Rod – ни то ни другое на ходовые качества не повлияло) еще и новый руль. Он теперь отодвинут значительно вперед и немного вниз, что делает посадку действительно удобной. А в остальном мотоцикл остался тем же. С «японским» звучанием мотора и кулисы переключения передач, мгновенным поиском «нейтрали», спортбайковской эргономикой пассажирского места, никакими «низами» – и лишенным каких-либо реальных ассоциаций с настоящими Harley. Это не чоппер, детка. Это мотоцикл.
На Switchback я пересаживался с опаской. Если уж на VR так тяжело идти по серпантинам, с его-то шасси, то что говорить об олдскульном аппарате? Оказалось – зубов бояться… Благодаря менее радикальной геометрии и узкой задней резине рулился мотоцикл великолепно, невзирая на слабенькую раму, один тормозной диск спереди и низкие платформы для ног (также известные как «сковородки»), скрежетавшие в поворотах почем зря. Именно Switchback стал главным героем тестовой сессии. И не только потому, что это единственная сколь-либо серьезная новинка H.-D. из представленных осенью. Интересна сама идея мотоцикла: «бюджетную» платформу Dyna оснастили по полной. И новым старым (он известен не первый год по CVO, второй год по «электричкам», а теперь добрался до «софтов», и то не до всех) «103-м» мотором, и столь же стремительно внедряемой АBS. И комплектным «обвесом» – включая ветровое стекло и кофры.
Американцы позиционируют аппарат как круизер на каждый день и «турист» на выходные. Этакий Road King-лайт. Ну, с туристическим потенциалом они явно погорячились. Объем кофров – весьма скромный, а пассажирка, поначалу обрадовавшись пухлой подушке сиденья, через сотню-полторы километров расстроится из-за тряски подножек, крепящихся, как и положено Dyna, прямо к маятнику. Зато кофры эти, в отличие от «электричкиных», практически не мешают в «пробках»; компактный, но весьма эффективный быстросъемный ветровичок оценят любители ездить в открытых шлемах; а эргономика… Мне с 183 см роста места за рулем оказалось впритык, зато моему коллеге, который на 10 см пониже, было весьма комфортно. Поначалу пугавший высотой руль оказался очень удобным благодаря загнутым вниз рукояткам, а его малая ширина способствует пробкопроходимости.
Ну и никуда не делась присущая «дюнам» лимузинная плавность хода. Плавность – и «аналоговость» ощущений от езды на породистом мотоцикле старой школы. После «цифрового» VR пульсации (кто сказал «вибрации»?) мотора воспринимаются с особой теплотой, да и сам движок… По сравнению с «96-м» низы и середина подросли незначительно, зато «верхов» стало ощутимо больше. В результате на скоростях «до 100» новый старый мотор тащит тебя намного бодрее, чем оставшийся прежним агрегат нового поколения на VR. Не говоря уже о том, что переключаться здесь нужно вдвое (если не втрое) реже.
Мягкий, комфортабельный, живой – по сравнению с чем? Да хотя бы и с Softail, которых в тестовом парке большинство. И недавно начавшийся продаваться Blackline, и старые добрые Fat Boy Special и Heritage. Хотя нет, не старые. У «софтов» 2012 года (за исключением как раз Blackline) в стоке 103-дюймовый мотор и АBS (из Dyna таковые есть только у Switchback). Я же для сравнения выбрал Deluxe – но не из-за ретростиля, от которого меня как раз воротит, а ввиду схожей геометрии и близких размерностей колес. О лучшей возможности сравнить «в лоб» два шасси нельзя и мечтать!
Поскрипев зубами по поводу эргономики – руль слишком высоко и близко, да и широковат он мне, а двуплечая педаль КП отнимает слишком много пространства для ног, – продолжаю путь по серпантинам. Дорога стала почти идеально гладкой, и более жесткую заднюю подвеску я не чувствую. Я прочувствую ее потом, когда спущусь на равнину и пройдусь по брусчатке и ямам городских мостовых. А там, наверху, явственно ощущается разница в характеристиках рам: у Softail она намного жестче, что позволяет ехать ощутимо быстрее. Этому помогают и расположенные выше – а значит, реже скребущие по асфальту в поворотах – «сковородки». Не спасала положение и низкопрофильная резина на Switchback. Вилки же, как и тормоза, идентичны.
Вибрации? У «софта» их практически нет, лишь на самом «верху» появляется высокочастотная щекотка. У «свитча» мотор лишен балансирных валов, зато установлен в раме на сайлентблоках, а потому зуда подошвы не чувствуют. Среднечастотные же вибрации – как и положено Dyna – во всем диапазоне. Хорошо это или плохо? Лично я воспринимаю Switchback как более «живой» и честный мотоцикл. Настоящий олдскул американской школы, лишенный упрятанных в чрево хитростей. И потому я несколько удивлен, что «дюны» у нас намного менее популярны, нежели «софты». (Хотя какие они софты? Хард-энд-хэви!) Говорят, не крут-тааа!
В отель я возвращался по равнинному (но немногим менее лихо петляющему) автобану на прошлогоднем Muscle Rod. Не «адски валил», а мирно катил 140. И делал я это с нескрываемым удовольствием. По сравнению с Night Rod здесь всего-то, что пониже и потолще руль, повыше седло да еще пара незаметных из-за руля нюансов – а какая разница в восприятии! Да, эта модель еще более своеобразна, нежели «найт», и еще менее круизерная. Но именно благодаря этому своеобразию и его нюансам «мускул», что называется, лег в руку и вызвал бурю восторга. Причем еще за пару месяцев до сицилийского рейда, когда я в течении двух недель беспечно рассекал на нем по московским проспектам и набережным.
Но об этом – как-нибудь в другой раз.
ИТОГ. Night Rod стал лучше. Наконец исправили эргономику, внешний вид осовременили, вот только… Достойное шасси хай-тек круизера по-прежнему сочетается с мотором, больше подошедшим бы кроссоверу или даже родстеру, а это делает мотоцикл уж больно нишевым. И ниша эта обречена сужаться и дальше – в сегменте все больше интересных альтернатив – а сочетание знаменитого лого с мотоциклом, далеким от харлеевских родовых черт, становится все более странным.
Switchback – никакой не «турист» (если только не считать туризмом рейд по московским ресторанам или поездку на дачу). Это «просто» хорошо одетый круизер. Стильный, комфортабельный и по-харлеевски живой. При этом подходящий не только брутальным дядькам, но и – внимание! – изящным леди. А кофры и стекло – элементы практичности, не более того. Как и размерность шин, позволяющая подобрать резину помягче и (или) «помокрее».
Softail Deluxe, как и другие «софты», – сама брутальность. Если отбросить мои сугубо частные моменты (ну не люблю я ни стиль 30-х, ни посадку с рулем у неотросшего пуза!), увидим дальнейшую эволюцию самой популярной серии «биг-твинов». И появление здесь более мощного «103-го» мотора и АBS я могу только приветствовать. Как и тот факт, что не все «софтейлы» перешли на широкую резину.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (данные производителя) | |||
ОБЩИЕ ДАННЫЕ | |||
Модель | Harley-Davidson VRSCDX Night Rod Special | Harley-Davidson FLD Switchback | Harley-Davidson FLSTN Softail Deluxe |
Модельный год | 2012 | ||
Снаряженная масса, кг | 302 | 330 | |
Длина, мм | 2440 | 2360 | 2400 |
База, мм | 1702 | 1595 | 1635 |
Высота по седлу, мм | 678 | 695 | 670 |
Вылет, мм | 142 | 148,3 | 147 |
Угол наклона рулевой колонки, град. | 34 | 29,9 | 32,1 |
Объем бензобака, л | 18,9 | 17,8 | 18,9 |
ДВИГАТЕЛЬ | |||
Тип | V2, 4-тактный | ||
ГРМ | DOHC, 4 клапана на цилиндр | OHV, 2 клапана на цилиндр | |
Рабочий объем, см³ | 1250 | 1690 | 1802 |
Диаметр цилиндра × ход поршня, мм | 105×72 | 98×111,3 | 98,4×111,1 |
Степень сжатия | 11,5:1 | 9,6:1 | |
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин | 111/7250 | 126/3500 | 132/3250 |
Система питания | впрыск топлива | ||
Система охлаждения | жидкостная | воздушная | |
Система запуска | электростартер | ||
ТРАНСМИССИЯ | |||
Сцепление | многодисковое, в масляной ванне | ||
Коробка передач | 6-ступенчатая | ||
Главная передача | ремень | ||
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |||
Рама | дуплексная, стальная | ||
Передняя подвеска | перевернутая вилка | телескопическая вилка | |
Задняя подвеска | маятниковая | системы Softail, маятниковая, с горизонтальными амортизаторами | |
Тормозная система | гидравлическая, с ABS | ||
Передний тормоз | два диска, 4-поршневые скобы | диск, 4-поршневая скоба | |
Задний тормоз | диск, 4-поршневая скоба | диск, 2-поршневая скоба | |
Колеса | литые, алюм. сплав | спицованные | |
Передняя шина | 120/70-ZR19 | 130/70–18 | MT90-16 |
Задняя шина | 240/40-R18 | 160/70–17 | MU85B16 |
Тест организован компанией «Harley-Davidson Россия и СНГ». Куртка Berik предоставлена компанией «Русмотоимпорт».