Марокко не так далеко

МАРОККО НЕ ТАК ДАЛЕКО

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ПУТЕШЕСТВИЕ

МАРОККО НЕ ТАК ДАЛЕКО

АФРИКА БЛИЖЕ, ЧЕМ МЫ ДУМАЕМ

ТЕКСТ, ФОТО / СЕРГЕЙ ДЬЯКОНОВ, МОСКВА

Для большинства соотечественников Африка - далекий, почти сказочный континент, знакомый, в основном, по "Доктору Айболиту" и "Клубу кинопутешественников". "А почему бы сказку не сделать былью?" - как-то подумали мы с товарищем в преддверии летнего отпуска. Выяснили, что двухнедельный тур в Марокко стоит $660: виза (для получения достаточно заполнить анкету), авиабилеты, трансфер из аэропорта и номер в трехзвездочной гостинице.

Пятичасовой перелет Москва - Агадир на самолете "Аэрофлота" прошел в предвкушении встречи с Африкой за изучением довольно устаревшего и не очень полного путеводителя "Ле Пти Фюте". Агадир - большой курортный город с развитой инфраструктурой, однако исторических достопримечательностей здесь нет. Основное его богатство - великолепные многокилометровые пляжи на Атлантическом побережье. Погода благоприятствовала - в сентябре температура воздуха стабильно держится на отметке +25...27°С, а вода здесь круглый год около +20°С. Не устояв против ласкового океана и жаркого солнца, остановились здесь на несколько дней.

Основные продукты стоят в Марокко примерно как в Москве, а вот овощи и фрукты - в несколько раз дешевле. Приятно удивили цены в ресторанах: полный обед на двоих - не дороже $10, а со спиртным - $15-20. В кафе на набережной цены раза в два выше, чем в городе; качество обслуживания везде отличное, а люди дружелюбны. Алкогольные напитки продают только в специализированных магазинах, расположенных обычно на окраинах (работают до 19 часов). Бутылка хорошего марокканского вина, сделанного по французской технологии, обойдется в $3-5.

Через три дня, загорев и накупавшись, решили: пора знакомиться со страной. Выяснилось, что без кредитной карточки и залога напрокат дают только "ФИАТ-Уно" или "Палио", которые выпускают в Марокко по лицензии. Стоимость аренды везде одинаковая - $200 в неделю без ограничения пробега. Мы арендовали почти новый "Палио", адаптированный для нелегких местных условий - с увеличенным дорожным просветом, мощной защитой моторного отсека и простым карбюраторным мотором 1,2 л.

В первый же день отправились за 170 км в Эс-Сувейру. Очень красивая дорога проложена по берегу Атлантического океана. Попытавшись сделать эффектный снимок на фоне волн, застряли в песке - откапывались целый час. Эс-Сувейра известна с VIII века до нашей эры, когда финикийцы основали порт в нескольких километрах от современного города. Позднее здесь отметились карфагеняне, римляне, берберы. В XV-XVI вв. на побережье Марокко господствовали португальцы - с тех времен прекрасно сохранилась морская крепость. В этом городе кажется, что время остановилось. Пляжи здесь даже лучше, чем в Агадире, но отелей мало, а стоимость проживания в них вдвое выше.

Дорожное движение в Марокко имеет некоторые особенности. Например, здесь не действует правило "правой руки", поэтому надо быть особенно внимательным на перекрестках. Нужно осторожно ездить ночью по второстепенным дорогам, поскольку местные жители имеют привычку бросать телеги, велосипеды и прочие транспортные средства прямо посреди проезжей части. Обгоняют марокканцы тоже весьма своеобразно: сначала вплотную прижимаются сзади, потом обязательно сигналят, слепят дальним светом фар и только затем совершают маневр. Превышать в городе разрешенные 60 км/ч не стоит - пешеходы переходят дорогу, где и когда им вздумается, не глядя на проезжающие машины. За городом скорость ограничена 90 км/ч, однако радаров у полиции нет, а хорошие дороги позволяют ехать со скоростью 100-120 км/ч.

На следующий день мы поехали в Тафраут - природный памятник в горах Антиатласа. Первую треть пути удалось преодолеть достаточно быстро. Широкое свободное шоссе позволяло держать 100-120 км/ч. В одном месте остановили полицейские и безуспешно пытались что-то объяснить сначала по-арабски, затем по-французски. В конце концов, махнули рукой: "Проезжайте". Через несколько километров широкая дорога превратилась в узкий горный серпантин со множеством крутых поворотов; пришлось снизить скорость до 20-30 км/ч (полицейские, думаем, просто хотели предупредить о сложном участке дороги). Вообще, на основных дорогах примерно через каждые 100 км установлены пикеты. Перед каждым из них знак "STOP", но машины с прокатными номерами интереса для полиции не представляют, поэтому достаточно снизить скорость до 5 км/ч - и полицейский жестом покажет, что можно проезжать.

Горы в окрестности Тафраута - красивейший скалистый массив, окруженный пальмовыми оазисами. В Агадир возвращались более длинным путем, через Тизнит. Здесь ходят туристические автобусы, но дорога не столь красива, как на побережье.

В один из дней съездили в Варзазат - последний оплот цивилизации на юго-востоке Марокко. Дорога длиной 380 км проходит по живописному плоскогорью, где гористые участки чередуются с пустынными. Встречаются селения берберов - это представители древнего, доарабского населения Марокко.

Дорожное покрытие хорошее, но ширина шоссе не превышает 3,5-4 м и для разъезда со встречными приходилось съезжать на разбитую обочину. Впрочем, машины попадались не чаще, чем раз в полчаса. Короткие участки, занесенные песком, без проблем преодолевали с ходу.

Из Варзазата можно совершить экскурсии до границы Сахары (160 км) или по дороге касбахов - древних берберских крепостей. Одна из таких крепостей находится в самом Варзазате. В сентябре здесь еще очень жарко - выше 40°С, поэтому, быстро осмотрев город, мы отправились в Марракеш - древнюю столицу Марокко.

Двухсоткилометровое шоссе Варзазат-Марракеш - самое высокогорное в Северной Африке. Горные пейзажи потрясающе красивы. Лучший вид на Атласские горы открывается с перевала Тишка (2260 м над уровнем моря). В Марракеш прибыли ближе к вечеру и до заката успели осмотреть руины дворца Эль-Бади XVI века, самого роскошного в те времена. Сам же город показался шумным и неуютным, поэтому собрались с силами и одолели еще 240 км до Касабланки.

Прибыли туда к десяти вечера и остановились в роскошном отеле "Плаза" - всего-то $27 за двухместные апартаменты. Оставив машину на стоянке, отправились на прогулку по ночному городу. Ужин во французском ресторане, усталость, накопившаяся за 900 км, притупили внимание, и мы заблудились - пришлось обратиться к помощи таксиста.

На следующий день при солнечном освещении нам предстал один из красивейших городов мира. Здесь нет двух одинаковых зданий, и хотя жители исповедуют ислам, архитектура и жизненный уклад сходны с южными европейскими городами. Например, мечеть Хасана II, вторая по величине в мире после мечети в Мекке, спроектирована французским архитектором Мишелем Пинсо, который никогда не был мусульманином. Современные торговые центры полны качественных товаров со всего мира по ценам много ниже европейских.

Возвращались в Агадир по побережью. Катили не спеша, иногда останавливаясь искупаться и заезжая в разные интересные места. Например, в Аземур на живописном берегу реки Оум Рбиа или в Эль-Джадида, известный еще со времен финикийцев, - до настоящего времени здесь хорошо сохранились старинные португальские кварталы. Мыс Безуза - череда скалистых утесов, изрезанных волнами - одно из самых необычных мест на побережье. С мыса Сафи открывается панорама современного торгового порта и города Сафи - здесь тоже немало архитектурных достопримечательностей.

Подпишитесь на «За рулем» в