Ликсутов сделал свое дело и может уходить?

Чем грозит вице-мэру Москвы Максиму Ликсутову противостояние с партией «Справедливая Россия» и не закончится ли грядущий референдум по платным парковкам его отставкой?

На этой неделе истекает срок сбора подписей в поддержку референдума по платным парковкам в Москве, инициированного партией «Справедливая Россия» (СР), и напряжение вокруг этого события нарастает. Словно бросая вызов своим политическим оппонентам, вице-мэр столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов неожиданно заявил, что экспансия платных парковок может продолжиться и за пределы Садового кольца. Между тем, как рассказал «За рулем.РФ» руководитель общественного штаба предстоящего референдума Илья Свиридов, сбор подписей практически завершен, а значит, общегородское голосование состоится.

Глава Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов

«Мы собрали уже 110 тысяч из требуемых 140 тысяч подписей. И судя по тому, как идет работа, можно рассчитывать, что в субботу у нас будет 150-160 тысяч, — заявил он, отметив, что штабу постоянно приходится сталкиваться с противодействием городских властей. — Нас подставляют на каждом шагу. Мало того, что Мосизбирком 30 декабря неожиданно изменил форму учета голосов, из-за чего мы лишились нескольких десятков тысяч подписей, так еще наших волонтеров забирают в отделения полиции. Хотя наша агитация — это не пикет, не митинг».

Сбор подписей в срок — еще далеко не победа в развернувшемся противостоянии между эсерами и мэрией Москвы. Во-первых, волеизъявление граждан произойдет не раньше апреля. До этого времени СР сможет побороться только за введение моратория в отношении действующей парковки на Садовом кольце, а это едва ли удастся, если учесть, что доход с нее уже включен в столичный бюджет. Во-вторых, еще неизвестно, каким образом проголосуют горожане. Инициированный «За рулем.РФ» опрос продемонстрировал неоднозначные настроения среди россиян. Однако депутат Госдумы от «Справедливой России» Александр Агеев убежден: какими бы ни были итоги референдума, его результатом в любом случае станут крупные кадровые перестановки в московском правительстве.

«Мы будем добиваться лишения занимаемых должностей и привлечения к административной ответственности всех чиновников, ответственных за организацию платной парковки на Садовом кольце. Прежде всего я говорю о вице-мэре и главе департамента транспорта Москвы Максиме Ликсутове», — заявил Агеев «За рулем.РФ».

Депутат Госдумы VI созыва от «Справедливой России» Александр Агеев во время декабрьского митинга протеста против введения платных парковок в Москве. Фото: Алексей Сивашенков

По словам депутата, даже если москвичи проголосуют за платные парковки, это не изменит того факта, что они были организованы «втемную», то есть в обход договоренностей и без спроса горожан: «В свое время мы договаривались с господином Ликсутовым, что это не станет политическим вопросом. Платные парковки были экспериментом, направленным на удобство москвичей. Мы договаривались совместно подвести его итоги, обсудить их и сделать выводы. Но этого не произошло — решение о расширении зоны платной парковки принималось втемную, в одностороннем порядке».

Грядущий референдум, отметил депутат, должен послужить хорошим уроком, который заставит столичное правительство отказаться от авторитарной формы управления городом: «А то нам кажется, что департамент транспорта очень ловко научился вешать лапшу на уши как нам, простым горожанам, так и мэру Сергею Собянину. Плебисцит — основной институт демократии, и в будущем референдум должен проводиться по всем значимым вопросам».

Такое объявление «политической войны» заммэру выглядит довольно экстравагантно, однако, если вдуматься, в этом нет ничего неожиданного. Максим Ликсутов, пришедший в столичное правительство в апреле 2011 года (позже, в декабре 2012 года, он сменил на посту вице-мэра по транспорту Николая Лямова), безусловно, является самой одиозной фигурой московской мэрии. Реализация заведомо непопулярных городских проектов – прежде всего, массовая разлиновка полос для общественного транспорта и открытие платной парковки на Бульварном кольце – и жесткая риторика по отношению к владельцам личного транспорта – все это сделало его настоящим жупелом в глазах московских автомобилистов.

Это удобная мишень для набивания политических очков, уверен президент Движения автомобилистов России (ДАР) Виктор Похмелкин. По его словам, грядут выборы в Мосгордуму, и «Справедливая Россия» озабочена повышением рейтинга, тем более что у партии нет серьезных кандидатур. Даже мишени, по словам Похмелкина, выбраны так, чтобы пошуметь, но никого не обидеть: не мэр, а заммэра; не платная парковка как таковая, а только расширение платной парковки. «Едва ли, впрочем, им удастся «свалить» даже Ликсутова, несмотря на то, что он не самостоятельная фигура, а пешка. Собянин не пойдет на это. Это было бы ошибкой, так как выглядело бы уступкой под давлением. А для мэра это чревато потерей политического лица. Так что, никаких кадровых изменений мы не увидим», — добавил президент ДАР.

Такого же мнения, но по другим соображениям, придерживается координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов: «Просто смешно слышать, будто бы референдум может как-то навредить Ликсутову. Наверное, люди, которые его придумали, просто ухохатываются над теми, кто в это верит. Истинная цель референдума — слить протест, перевести его в безобидное поле. Поскольку проголосовать против платной парковки (а не только против расширения) невозможно, он просто легитимизирует ее. Справедливороссы прикидываются врагами московской власти, а на самом деле действуют ей на руку».

Впрочем, вполне возможно, что Ликсутов, как тот мавр, который сделал свое дело и может уходить, уже исполнил свое предназначение. Выполнив «грязную», но необходимую работу, он оттянул на себя шквал критики — прямо перед выборами мэра Москвы. А теперь, по законам политического жанра, его противоречивая фигура будет принесена в жертву негодующей публике. Что, кстати, позволит обелить историю с платными парковками.

Подпишитесь на «За рулем» в