Каникулы в Грузии. Справочник аргонавта
Анаклия – маленький поселок на берегу моря, в устье Ингури, у самой Абхазии. «Амбициозный проект грузинских властей, будущий курорт европейского уровня», обещал один из турсайтов. Три отеля на километр пляжа – скучновато, но спокойно и тихо. Берем!
Бёрфорд, Тим – британец, автор единственного найденного мной русскоязычного путеводителя по современной Грузии, изданного на бумаге. Абсолютно раритетная вещь, даже в Тбилиси не нашел другого экземпляра.
Внуково – аэропорт, из которого стартуют многие современные аргонавты. Мы тоже раздумали ехать на машине от самой Москвы (шесть драгоценных дней отпуска) и полетели в Тбилиси.
Георгий Победоносец – покровитель Грузии, отчасти из-за него путаются в названиях, иногда принимая Грузию за американскую Джорджию. А вообще, по-грузински страна называется Сакартвело.
Диарони – чудесный ресторан в Зугдиди, куда мы выбирались при каждом удобном случае. В него и президент захаживал («Нормально посидели, не бухали», – поведал нам официант, подавая хинкали. Цитирую, чтобы передать демократичную атмосферу. Не ресторана – страны).
Езда – то, чего я совершенно зря опасался. Проехав более 1500 км, убедился: в Грузии теперь ездят дисциплинированно, превышают только на разрешенные 15 км/ч. Разве что пренебрегают разметкой на обгонах и гоняют пешеходов (даже на глазах у полиции).
Железные дороги – пришлось воспользоваться поездом Зугдиди – Тбилиси: 11 лари за ночь пути, и ты в столице. Кроме духоты в купе, бояться нечего.
Зугдиди – ближайший к Анаклии (30 км) крупный город, особо запомнившийся множеством аптек (сетевые отсюда и к нам пришли) и ботаническим садом.
Ингури – на реке две достопримечательности. Одна была прямо у нас под боком: полукилометровый пешеходный мост, построенный в рамках превращения Анаклии в еврокурорт. Мы по нему ходили в аквапарк на другом берегу (45 лари за семью 2 + 2). Вторая – ГЭС и красивейшее водохранилище за ней.
Кура – долго не мог понять, где же шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры... Выяснилось, что последняя по-грузински – Мтквари, и тогда всё стало на свои места. Они сливаются у Мцхеты, в одном из красивейших мест неподалеку от Тбилиси.
Лари – грузинская валюта, которую многие местные жители по инерции называют рублем. Она примерно в 20 раз дороже. С обменом и банкоматами никаких проблем.
Мегрелия, или, по Бёдфорду, Мингрелия, – одна из областей Грузии; здесь, собственно, и расположена Анаклия, а также значительная часть грузинского побережья. Древнее название – Колхида, так что Язон швартовал свой «Арго» где-то неподалеку.
Отели – через Интернет мы забронировали «Палм Бич», трехместный номер в котором обошелся в божеские 130 лари в сутки, включая дополнительную кровать и завтрак. Правда, постояльцев он встретил выпавшей дверцей шкафа (вспомнить советский санаторий заставил и завтрак), но честные три звезды заслужил (на вывеске были все четыре). Больше пафоса и за бóльшие деньги предоставляют соседние «Голден Флис» (переведите) и «Анаклия».
Полиция – известнейшая служба Грузии (ЗР, 2012, № 7) в пляжном варианте проявила себя несколько навязчиво. Я-то думал, так бывает только в «Полицейской академии», но тут наяву каждые четверть часа прямо по бережку, между отдыхающими проезжала на квадроцикле пара копов с пистолетами за поясом. «Зато вопрос, кто присмотрит за вещами, решен», – отгонял я скепсис.
Руставели – великий поэт и главная улица в любом грузинском городе.
Сванетия – не считая Тбилиси, пожалуй, важнейшая туристическая область Грузии. Целыми автобусами иностранцев везут сюда поглядеть на сванские башни, послушать про свирепые местные нравы, полюбоваться горами. На мой вкус, с туризмом переборщили: даже пейзажи благодаря шале выглядят местами не кавказскими, а альпийскими. И потом, магнитики по 5 лари – ничего себе!
Тетри – разменная монета. Вопреки прежним традициям, и в ресторане, и в придорожной забегаловке, и на рынке вам отсчитают сдачу до последнего тетри и дадут чек.
Финансы – многое зависит от личных предпочтений, но могу сказать, что рассчитанный накануне тур в Грецию тем же составом и в те же даты вышел бы дороже. Даже с учетом проката автомобиля (см. ниже).
Херц – наш выбор пал на эту фирму исключительно из-за цены. 756 долларов за 12 дней и 500 лари залога сулили у конкурентов максимум «Ярис», а здесь... (см. ниже).
Цены – очень разные, можно и нужно узнавать их заранее. Мы ужинали и за 140, и за 45 лари на семью; очень заметно сэкономили на авиабилетах и прокате, но разорились на сувенирах. Несколько строк бюджета для примера: обед – 15 лари на человека, такси в аэропорт Тбилиси – 30 лари, бензин – 2 лари за литр, порция мороженого – 1,5 лари.
Шкода-Октавия – наш Росинант, выданный в прокате и честно возивший нас 12 дней, отчаянно звеня тормозными колодками, явно поставленными не по размеру. Зато кондиционер, «автомат», просторный салон – и черт с ними, с вмятинами и царапинами по всему периметру!
Эйр Зена – авиакомпания, известная также как «Джорджиан Эйруэйз» (кто кого поглотил, уже не разберешь). Подбирая рейс Москва – Тбилиси, был приятно удивлен ценами: у российской компании дороже в полтора раза. А тут и экипаж приятный, и «Боинг» современный.
Юстиции, Дом – поехали исследовать окрестности, заблудились и вдруг с грунтовки выскочили на автостраду длиной метров двести, ведущую к здоровенной современной стекляшке со скучающим полицейским внутри. Оказалось, тот самый Дом юстиции, где можно выправить паспорт, воспользоваться нотариальными услугами и т. п. Удобно, наверное, но в «джунглях» это воплощение государства выглядело странно.
Язык – невероятный грузинский алфавит, эти кружочки с хвостиками, оказывается, содержит тоже 33 буквы. Я пока запомнил только две, аналоги наших А и М. Значит, надо вернуться, чтобы выучиться писать вязью:
Я люблю тебя, Грузия!