«На АВТОВАЗе никогда не появятся современные автомобили»

Новый президент АВТОВАЗа швед Бу Инге Андерсcон не так давно на предприятии. Но от его крепкой варяжской руки уже досталось многим. С первых же дней руководства он переоделся в робу и на личном примере продемонстрировал модель поведения лояльного сотрудника. Но сможет ли это что-нибудь изменить на заводе?

Высшее руководство АВТОВАЗа с 1 августа вместо персональных автомобилей-иномарок получит машины Lada. После массовых сокращений на заводе это, пожалуй, вторая по яркости идея Андерссона. За небольшой период своего руководства он также успел запомниться введением предзаказов на продукцию предприятия, началом вещания корпоративного телеканала ПРОМ ТВ; по его инициативе линейка Lada Kalina пополнилась модификацией Cross.

Подобные действия заморского топ-менеджера вызывают положительные оценки у экспертов отрасли. «Андерссон – требовательный руководитель, его шаги, прежде всего, направлены на повышение эффективности компании, а для этого необходимо изменение менталитета российского менеджмента АВТОВАЗа и внедрение лучших практик, — полагает старший менеджер автомобильной практики PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко. – Он стимулирует своих подчиненных изменить подход к работе – они должны посмотреть на производимые автомобили глазами потребителей».

Литвиненко также напомнил, что ранее Андерссон внедрил практику периодического участия менеджеров по закупкам АВТОВАЗа в работе своих поставщиков. Таким образом, вазовские сотрудники должны изнутри понять трудности, с которыми сталкиваются их партнеры. До этого на АВТОВАЗе ничего подобного никто не применял, но для методик ведения западного бизнеса это вполне нормальный подход. «Тем более у Андерссона, как он сам заявляет, весьма амбициозная задача – сделать одно из лучших автомобильных предприятий Европы», — продолжает аналитик. На фоне прежних топ-менеджеров Андерссон выделяется тем, что он человек действия и не боится браться за самые сложные задачи.

Самый активный

«Он самый активный руководитель АВТОВАЗа. Все это время он постоянно что-то предпринимает. Вот, для примера, был такой Борис Алешин (руководил АВТОВАЗом в 2007-2009 гг. – Прим. ред. «За рулем.РФ»), он вообще был тихоня. А этот постоянно что-то предпринимает, берет на себя ответственность, — соглашается с Литвиненко директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. – Андерссон – именно тот, человек который нужен для того, чтобы автозавод, наконец-то, превратился в бизнес».

Целиков вспоминает предыдущего главу автогиганта – Игоря Комарова, у которого, по его мнению, главная задача заключалась в том, чтобы провести своего рода «предпродажную подготовку» предприятия: избавиться от непрофильных, тормозящих развитие активов. Но у Комарова не было достаточного опыта в автомобильном бизнесе. Андерссон же устраивает совет директоров по всем пунктам. Во-первых, он человек с огромным опытом работы в мировом автопроме, во-вторых, в «Группе ГАЗ» он достаточно хорошо успел ознакомиться с российскими реалиями. Именно такой человек нужен главе альянса Renault-Nissan Карлосу Гону для проведения правильной стратегии, считает Целиков. «Выбор платформ и моделей, встающих на конвейер в Тольятти и Ижевске, серии массовых сокращений – за всем этим стоит Гон, как председатель совета директоров АВТОВАЗа. А Андерссон проводит эти идеи в жизнь», — убежден эксперт.

Чужой среди своих

И все же начальственные амбиции Андерссона столкнутся с тем же неприступным камнем, с которым всегда сталкивались любые руководители АВТОВАЗа, уверен лидер независимого вазовского профсоюза «Единство» Петр Золотарев. «Для работников низшего звена он ничего не сделал хорошего. Вот вам пример: когда сокращали сотрудников и предлагали выплатить единовременно пять зарплат по соглашению сторон, то народ сразу же выстроился в очередь. Потому что никто не хочет работать на этом предприятии», — рассказывает Золотарев.

По его словам, среднюю заработную плату на заводе высчитают, складывая зарплату рядовых сотрудников и администрации. По данным правозащитника, зарплата высокопоставленных топ-менеджеров АВТОВАЗа начинается от 1,6 млн руб. в месяц, отсюда и якобы средняя зарплата рабочих в 29,6 тыс. руб. «Но я вам скажу: совсем недавно одна сотрудница сократилась на ставке 8 тыс. руб. и устроилась где-то в Тольятти на 15 тыс. руб. Так она несказанно была счастлива», — продолжает профсоюзный лидер.

Инфляция, рост цен на бензин и коммунальные услуги не повлекли за собой индексацию заработных плат рабочих АВТОВАЗа. По словам Золотарева, рабочие в массе своей демотивированы и мечтают найти другую работу. «С такими настроениями на АВТОВАЗе никогда не появятся современные автомобили, которые будут соответствовать по качеству иномаркам», — заключил Золотарев.

За первые шесть месяцев текущего года чистый убыток АВТОВАЗа составил 2,75 млрд руб. Глава автозавода Бу Андерссон попросил президента Владимира Путина субсидировать процентные ставки по кредитам, которые пойдут на техническое перевооружение предприятия.

Подпишитесь на «За рулем» в