Первая Лада с вариатором: большой тест-драйв
– И с какого раза она завелась? С десятого?
От неожиданности я чуть не выронил вещи, которые укладывал в багажник Иксрея на парковке калининградского аэропорта. Дама с сыном лет двадцати продолжили в том же духе:
– Как на таком можно ездить? Зачем позориться?
– И что же в ней такого ужасного?
– Ну это ж не машина, это Лада!
Довольная собой, семья отправилась дальше по парковке и загрузилась в насмерть заезженный хэтчбек Opel Astra первого поколения.
Ну что, вариаторный XRAY Cross, способен ты чем-нибудь удивить?
Лада XRAY Cross 1.6 CVTДлина / ширина / высота / база 4171 / 1810 / 1645 / 2592 мм |
Старый новый друг
Японский вариатор Jatco хорошо знакóм – его ставят на Renault Stepway и Kaptur. Работает он в паре с ниссановским мотором HR16 объемом 1,6 литра и мощностью 113 л.с. Больше всего времени (около шести месяцев) ушло на подбор калибровок: XRAY Cross тяжелее, у него колеса другой размерности. Спортивных или зимних режимов у вариатора нет – только возможность ручного переключения квазипередач. Силовой диапазон передаточных отношений такой же, как у Renault, – от 3,87 до 0,53. Система охлаждения интегрирована в систему охлаждения двигателя.
Вы же помните, что Logan и Sandero Stepway с этим вариатором потеряли 20 мм клиренса? Вазовцев такой расклад не устроил. Еще при разработке Кросса, у которого передняя подвеска отличается от подвески обычного Иксрея, они знали, что появится версия с вариатором. Потому – иной подрамник и переработанные опоры двигателя, позволившие сохранить дорожный просвет 215 мм. Полез с рулеткой под днище и намерил 210 мм: близко к правде!
Перенастраивать подвеску не пришлось. Конечно, вариатор нелегкий – более 70 кг, но 1,6‑литровый двигатель легче вазовского 1.8. В итоге силовая установка тяжелее всего на 13 кг. Изменения внесли лишь в правый привод – появилась дополнительная опора, чтобы автомобиль не уводило в сторону при динамичном разгоне.
Интерьер прежний, но явно чего-то не хватает… Стоп! А где шайба системы Lada Ride Select? Ее нет и не будет. Выбор режимов движения останется прерогативой Кроссов с механикой. Полного привода Ride Select не заменяет, но настройки акселератора и степень допустимой пробуксовки менять умеет, и порой это помогает. Впрочем, электроника всё равно будет беречь вариатор, а отключенная противобуксовочная система автоматически оживает на 55 км/ч. Так что невелика потеря.
На экране мультимедийной системы появилась маленькая, но очень приятная надпись: Apple CarPlay. Штатная мультимедийка теперь умеет «зеркалить» смартфоны на iOs и Android. В отличие от шайбы Lada Ride Select, эта опция появится на всех Иксреях.
Тише едешь…
Понять, что мотор заведен, можно лишь по тахометру. Связка мотора HR16 с вариатором генерирует на порядок меньше вибраций и звуков, чем вазовский мотор с механикой.
Первые минуты я подсознательно тянусь к селектору – привык к редакционному Кроссу на «ручке». Для города 113‑сильный мотор и CVT – практически идеальное сочетание. Динамики хватает, нет дерганий на старте и растянутых переключений, как у робота АМТ. А расход 92‑го бензина плавает вокруг 9 л/100 км.
Блок кнопок обогрева лобового стекла и сидений переехал в центр, на место шайбы системы Lada Ride Select, которой у машин с вариатором нет. | Зимнего или спортивного режима работы у вариатора нет. Только ручной – с шестью квазиступенями. Селектор удобный. | Отныне мультимедийная система умеет «зеркалить» смартфоны через приложение Apple CarPlay или Android Auto. |
Напрасно вазовские инженеры опасались, что при активном старте машину будет уводить в сторону, – разгон вялый. В спринте до 100 км/ч вариаторный XRAY проигрывает полторы секунды. Но в удобстве управления тягой это, наверно, самая дружелюбная Лада.
В кикдауне вариатор оперативно уходит вниз. Задержки есть, но не драматичные. Кроме того,CVT еще и снизил топливный аппетит. Не вру: машина с вариатором экономичнее – 8,5 л/100 км в смешанном цикле. Ведь минимальное передаточное отношение меньше и главная пара «длиннее». Поэтому на 100 км/ч тахометр показывает 2000 об/мин вместо трех тысяч на машине с механической коробкой. Меньше оборотов – меньше шума. Но тут другая напасть: вдруг стало слышно шум ветра в районе наружных зеркал, чего на Иксрее с механикой я не замечал.
Сворачиваю на ухабистую грунтовку. Даже в грузовой колее я почти не трусь брюхом, только изредка чиркаю защитой – хорошо, что сохранили клиренс! Но в песке XRAY стал закапываться. Ехать внатяг не дают дорожные шины, а пробуксовка ограничена – электроника бережет вариатор.
Та же история в грязи: ее надо брать ходом, с активной пробуксовкой, но не быстрее 55 км/ч, на которых противобуксовочная система просыпается и отрубает тягу. В общем, машине с механикой вариаторная Лада вне дороги проигрывает.
Удачная ниша
Даже несмотря на менее быстрый разгон и ограничения вне дорог, XRAY Cross CVT мне нравится. Он удачно попадает в нишу между откровенно простыми Логаном/Сандеро и ощутимо более дорогими корейскими машинами.
XRAY c вариатором на 50 тысяч дороже «механического». Чего еще желать? Только если Весты с таким же вариатором. И она появится – уже в этом году!
Достойный вариант для тех, кто ищет неплохой автомобиль с автоматической трансмиссией | Любители светофорных гонок могут проходить мимо |