Французский пожарный ЗИЛ: таких было только два

Увидеть самый красивый в СССР пожарный автомобиль можно было на Московской Олимпиаде-80.

В начале 1970‑х годов для разработки нового пожарного автомобиля объединение «Внештехника» заключило договор с французской фирмой Sides. В разрабатываемом прототипе специалисты отдали предпочтение вагонной компоновке кузова. Сотрудники Sides получили шасси ЗИЛ‑131 и проектную документацию.

В 1977 году два опытных образца ЗИЛ-Sides VMA‑30, построенных во Франции, были переданы на испытания. Низкий центр тяжести, широкий боковой проем, плоская крыша, на которой можно было стоять при работе... – все это выглядело прогрессивно.

Однако машина получилась тяжелой, маневренность также хромала. Новинка попутешествовала по выставкам, засветилась на Московской Олимпиаде, но до серии не добралась.

Эксперименты в Союзе любили. Как вам, например, 20-метровый вездеход для Севера?


Опытные образцы снегоболотоходов СВГ‑701 «Ямал» построили в середине 80‑х годов прошлого века. Гигантский 20‑метровый вездеход состоял из двух сочлененных платформ на гусеничных тележках. Восьмицилиндровый V‑образный дизель Detroit Diesel развивал 715 л.с. Запас горючего — 2120 литров. Машину проектировали для работы в суровых условиях, а потому в ней применили три раздельные системы отопления. Воздух прогревался от двигателя, автономного дизель-генератора и жидкостного теплогенератора. Болотоход мог перевозить 70 тонн груза. Плавать не умел, однако легко преодолевал броды глубиной до 2,6 м. Испытания проводили в удаленных районах СССР: на полигонах, стройках и таежных трассах. Но уникальная машина так и не пошла в серию.

Необычные факты из истории техники Михаил Колодочкин коллекционирует много лет. Вот, например, вы знали, почему так и не пошел в серию самый крутой отечественный внедорожник, созданный по заказу Министерства обороны СССР?


Есть вопросы? Задавайте! [email protected]



Фото: из открытых источников

Подпишитесь на «За рулем» в