Все это скоро в обычных авто: очень продвинутые системы безопасности — журнал За рулем

Все это скоро в обычных авто: очень продвинутые системы безопасности

Всего лет двадцать назад подушки безопасности или ABS были признаками премиальности автомобиля, а теперь они есть везде.

Со временем многие передовые и дорогие системы становятся обычным оснащением — «обкатавшись» на премиальных, они появляются и на машинах попроще.

Вот список того, что уже есть во многих дорогих машинах и что появится на Солярисах, Вестах и Дастерах через несколько лет (если уже не).

Адаптивный (или активный) круиз-контроль

Круиз-контроль появился в 1958 году. Его с помпой представили как «автопилот» на Chrysler Imperial. Современная интерпретация адаптивного круиз-контроля (ACC) была установлена на Mercedes-Benz S-Class незадолго до начала тысячелетия. Система получила название Distronic, она поддерживала заданное расстояние до идущего впереди автомобиля с помощью радарного датчика.

Адаптивный круиз-контроль на машинах других марок работает примерно так же, используя радар или лазер для поддержания безопасной дистанции независимо от условий движения.

То есть вы можете выбрать постоянную скорость в 100 км/ч на автомагистрали, но система сама ее снизит, если расстояние до впереди идущего автомобиля окажется меньше нормы. Система может полностью остановить автомобиль, а когда движение возобновится, ваша машина тоже поедет.

Недавно мы проводили опрос среди читателей «За рулем», и выяснилось, что 17% уже используют эту систему.

Система аварийного торможения

Автономное экстренное торможение (AEB), или система аварийного торможения, отслеживает условия дорожного движения впереди и определяет, когда может произойти потенциальная авария. Система визуально или звуком предупредит водителя, а затем активирует торможение, если человек вовремя не отреагирует. 18% проголосовавших указали, что пользуются данной системой.

Система обнаружения слепых зон

Она же известна как индикатор слепых зон. При появлении приближающейся сзади потенциальной опасности загорается светодиодный индикатор на внешнем зеркале заднего вида. Если водитель планирует маневрировать в направлении обнаруженного транспортного средства, светодиодный индикатор начнет мигать, сигнализируя о возможной опасности, и внутри салона раздастся сигнал.

Пока достаточно надежны не все системы обнаружения слепых зон — например, они могут предупреждать о припаркованных автомобилях. Тем не менее, 18% респондентов отметили, что такая в их машинах есть и они ею пользуются.

Активный ассистент удержания в полосе движения

Не следует путать его с системами предупреждения о выезде из полосы движения, которые просто предостерегают водителя, если он выезжает из полосы (и часто водители такие сообщения игнорируют). Активная система удержания полосы движения фактически вмешивается в процесс. При использовании в сочетании с адаптивным круиз-контролем, например, на новых Audi, автомобиль будет стремиться оставаться в пределах белых линий полосы автострады. В некоторых системах при необходимости применяется автоматическое торможение. 8% проголосовавших среди наших читателей указали, что используют эту функцию.

Автопарковщик

Датчики парковки теперь рядовое явление даже в простых автомобилях: штука особо полезная для владельцев кроссоверов и внедорожников. Но автопарковщик выполняет более сложную функцию — он позволяет парковаться там, где не очень умелый водитель сам встать не решился бы.

У нас такой статистики нет, а вот в отчете американской компании INRIX, специализирующейся на транспортной аналитике, говорится, что жители США тратят в среднем 17 часов в год на поиски места для парковки. Время, потраченное впустую, значительно возрастает в густонаселенных районах, таких как Нью-Йорк (107 часов в год) и Лос-Анджелес (85 часов в год).

Помимо потраченного времени большинство респондентов (61%) говорят, что испытывают стресс, пытаясь найти место для парковки; почти половина пропустила важную встречу; треть отказалась от поездки из-за проблем с парковкой; и четверть утверждают, что они в бешенстве из-за проблем, связанных с парковкой. Так что это довольно полезная функция в автомобиле, и 7% наших читателей с ней знакомы не понаслышке.

Согласно нашему опросу, 23% указали, что системы безопасности в их машинах есть, но все же доверяют водители только себе.

Тем не менее человечество стремится к тому, чтобы делегировать многие рутинные функции машинам. Стандартного набора систем безопасности уже недостаточно — производители стремятся сделать автомобили не умнее, но сообразительнее владельцев и, похоже, скоро это станет реальностью. Приведем несколько примеров систем, которые пока есть не у всех.

Центральные подушки безопасности

Никого не удивишь фронтальными, боковыми подушками и шторками безопасности, но постепенно и центральные становятся обязательными для автомобилей, по крайней мере в Европе.

Они срабатывают справа от сиденья водителя и минимизируют травмы шеи и позвоночника. Среди моделей 2021 года этой подушкой оснащены, например, Toyota Yaris, Kia Sorento, Mazda BT-50 и Isuzu D-Max.

Адаптивный круиз-контроль с отслеживанием полосы движения и остановками

Это более продвинутая ступень адаптивного круиз-контроля: система может определять ограничения скорости в реальном времени и соответствующим образом реагировать, а также тормозить на красный свет.

В сочетании с функцией отслеживания полосы движения активный круиз-контроль позволяет автомобилю двигаться полуавтономно, удерживая его в центре полосы движения и ​​соблюдая безопасное расстояние от идущих впереди и замедляющихся транспортных средств.

Предупреждение о безопасном выходе из транспортного средства

Это еще одна сравнительно новая и интересная система безопасности: при обнаружении приближающейся опасности, например велосипедиста или другого автомобиля, система подаст звуковой сигнал, автоматически заблокирует двери пассажира и не даст ему выйти до тех пор, пока опасность не минует.

Такая функция предусмотрена на Kia Carnival 2021 года и Hyundai Palisade 2021 года, есть она и на некоторых автомобилях Audi, хотя система предупреждения о выходе Audi не может автоматически блокировать двери.

Системы удаленной парковки и выезда

Продвинутые автомобили могут парковаться сами под присмотром водителя за рулем, а еще более продвинутым даже не требуется присутствия человека в машине.

Так, на автомобилях Tesla предлагают дополнительную функцию под названием «Умный вызов», которая позволяет машинам автономно покидать парковочное место и проезжать около 60 метров по направлению к владельцу.

Kia устанавливает на новом Sorento версию под названием Remote Smart Parking Assist: водитель, находясь вне салона, может перемещать автомобиль на парковку и выезжать с нее с помощью брелока.

Системы удаленной парковки позволяют безопасно вставать на тесных парковках.

Голосовые помощники

В новом S-классе такой помощник активируется фразой «Привет, Мерседес!». С его помощью можно дать задание навигационной системе, или выбрать любимую песню, или изменить температуру.

Благодаря Google Assistant, Apple Siri или Amazon Alexa некоторыми функциями в автомобиле также можно управлять с помощью голоса. Для всех голосовых помощников требуется подключение к интернету.

В iPhone от Apple, например, есть голосовой помощник Siri, в сотовых телефонах с Android — Google Assistant. Последний также является частью Android Auto на некоторых автомобилях. А через адаптер Bluetooth Echo Auto (обойдется в 60 евро, около 5 тыс. руб.) Amazon подключит своего помощника Alexa в автомобиле к смартфонам.

При чем тут безопасность, спросите вы?

«Они подходят в качестве вспомогательных систем, потому что меньше отвлекают водителя, чем ручное управление, и более удобны. Функциями можно безопасно управлять голосом, не глядя на дисплей и не касаясь кнопок», — говорит Натали Тир из ассоциации ИТ-индустрии Bitkom.

Голосовые помощники становятся все более популярными. В исследовании, проведенном институтом Capgemini, 49% опрошенных заявили, что они уже используют голосового помощника в автомобиле. Однако 77% делают это исключительно для воспроизведения музыки.

Автономное вождение

Усложнение функций — это подготовительный этап к полностью автономному вождению.

Специалисты полагают, что примерно через десять лет автономное вождение станет обычным для грузовиков. Их проще подключить к дорожной инфраструктуре, например, сформировать автопоезд на автомагистралях, составные части которого равномерно и послушно будут катиться по правой полосе трассы. До легковых машин автономность доберется чуть позже.

Фото: Depositphotos

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Оцените материал
5:—1
Загрузка...