Мотор стучит, коробка дергается... — рискнуть доехать своим ходом или вызывать эвакуатор?

В каких случаях все-таки можно добраться до места ремонта на не вполне исправной машине, рассказывают эксперты «За рулем».

Автомобиль всегда должен быть технически исправен – это даже не обсуждается. Но в жизни порой случаются критические ситуации, когда наплевать на всё – лишь бы доехать. В больницу из затерянной глубинки, например. Пусть даже на частично неисправном автомобиле – человеческая жизнь важнее.

Понятно, что без моторного масла двигаться категорически нельзя. Езда без охлаждающей жидкости также невозможна – не проедете и километра, а мотор загубите.

Но с некоторыми неисправностями всё-таки реально добраться своим ходом до места назначения.

Двигатель: механика и электрика

Почти при всех механических неисправностях снаружи мотора движение опасно. Исключение – начавшие разрушаться опоры силового агрегата, которые всегда имеют «невылетающую» конструкцию. Может грохотать металл по металлу, но двигатель на дорогу не упадет – хотя из-за его смещения порой способен, например, выскочить ШРУС.

Не советуем экспериментировать с поездками, если приводной ремень или, тем более, ремень ГРМ обросли лохмотьями. Обрыв первого, как правило, лишит мотор охлаждения и зарядки батареи, а второго – приведет к аварии двигателя вследствие встречи клапанов с поршнями. По этой же причине опасно двигаться с начавшими разрушаться и сильно шумящими подшипниками генератора, насоса охлаждающей жидкости, компрессора кондиционера, гидроусилителя рулевого управления.

Этот ремень поврежден дважды – и зубчатая часть отслоилась, и корд оборвался.

Очень опасен резко возникший стук в двигателе. Ведь только детали, работающие с неправильным, большим, нерасчетным зазором могут начать резко стучать. Это могут быть проблемы с подшипниками коленвала, зазорами в поршневой группе или нарушением работы привода клапанов.

Современные системы управления двигателем очень надежны – они позволяют двигаться даже при выходе из строя некоторых элементов. О выходе из строя датчиков и исполнительных механизмов сообщает сигнализатор Check Engine. Критическими сигналами в комбинации приборов, касающимися двигателя, будут загорание контрольной лампы давления масла и сигнализатор, либо стрелочный прибор, указывающий на превышение температуры двигателя. Они могут указывать на недостаточный уровень моторного масла или охлаждающей жидкости.

Без масла ехать нельзя, надо долить хоть купленного у водителя старенького КАМАЗа. А в систему охлаждения в теплое время года можно добавить воды.

Трансмиссия

Если перестало выключаться сцепление, то на механике добраться можно, включив первую передачу на стоящем с заглушенным двигателем автомобиле и произведя пуск стартером. Затем, подобрав обороты двигателя и скорость движения, можно попытаться доехать, постепенно дойдя до высших передач. А если сцепление начало пробуксовывать, то надо двигаться потихоньку, на низших передачах и почти не нажимая педаль газа. Перед подъемами желательно, по возможности, разогнаться.

С хрустом в коробке передач ехать не советуем. Валы может в любой момент заклинить, а это приведет к блокировке ведущих колес, что на скорости опасно.

Автоматическая коробка при переключении может начать дергаться из-за старой рабочей жидкости и начавшегося износа фрикционов. Долго так ездить не следует, но по трассе можно доехать хоть с моря до дома. А вот металлические посторонние звуки в коробке опасны – они вынуждают остановить двигатель.

Вариатор, у которого начались подергивания на разгоне, позволит добраться до цели. Но помните: чем меньше будет продуктов износа проскальзывающего ремня в рабочей жидкости, тем проще и дешевле последующий ремонт. Ну а скрежет и сильный металлический лязг – повод вызвать эвакуатор.

У роботизированных коробок передач от начала пробуксовки сцепления (или сцеплений, если их два) обычно проходит период, достаточный для того, чтобы вернуться даже из дальней поездки.

Шарниры приводов колес, начавшие шуметь, жалеть уже нет смысла. С такими можно доехать до пункта назначения, но скоростью злоупотреблять не стоит: остается некоторая вероятность заклинивания шарнира на ходу.

Выводы

В критических ситуациях – и только в них! – со многими неисправностями автомобиль способен двигаться «через не могу». Но некоторые из них реально опасны, а потому лучше воспользоваться эвакуатором.

И не забывайте, что залог вашей безопасности и безопасности окружающих – исправный автомобиль.

О том, с какими неисправностями рулевого, ходовой, электрики и кузова ехать можно, а с какими не стоит, мы еще расскажем.Заходите почаще!

  • Провалы при разгоне — откуда они берутся и что с ними делать, рассказано тут.
  • «За рулем» можно читать и в Телеграм

Фото: depoxitphotos.com и фирмы-производители

Подпишитесь на «За рулем» в