Как превратить грузовик во внедорожник – старый добрый рецепт из СССР

Все гениально и просто. Взяли самую массовую модель. Добавили несколько новых узлов и агрегатов. Внесли минимум изменений в конструкцию. Получился ГАЗ-63 – грузовик с отменными эксплуатационными характеристиками и феноменальной проходимостью.

Родом из 51-го

Полноприводный ГАЗ-63 — один из первых послевоенных советских автомобилей. И близкий родственник ГАЗ-51 – самого массового грузовика в истории СССР.

В серию ГАЗ-63 пошел в 1948-м — через два года после начала производства базового заднеприводного грузовика. Полноприводную версию проектировали предельно простой, дешевой и максимально унифицированной с ГАЗ-51.

Даже рама 51-го переделана минимально в основном усилена в районе крепления раздаточной коробки.

Грузоподъемность полноприводного автомобиля – полторы-две тонны в зависимости от дорожного покрытия. Снаряженная масса – 3280 кг. Неплохое соотношение даже и по нынешним временам.


Такой же, только лучше

Двигатель — как и на других газовских машинах. Рядная нижнеклапанная «шестерка» рабочим объемом 3,5 л развивает 70 л.с. Степень сжатия — 6.2. Поэтому мотор легко переваривал самый паршивый бензин.

Задний мост ГАЗ-63 тот же, что и у ГАЗ-51. Только главная пара более «тяговитая» – 7,6 вместо 6,67.

В кабине, опять-таки, как в 51-м. Разве что на полу три дополнительных рычага: включения переднего моста, понижающей передачи (раздатка с низшей передачей 1,96) и управление лебедкой. Версия с таким устройством имела индекс ГАЗ-63А.

Коробка – четырехступенчатая, но прямозубая, без синхронизаторов. Гидроусилителя руля, естественно, нет.

Зато тормоза гидравлические. Впервые на грузовике Горьковского завода гидравлика появилась на ГАЗ-51. На 63-м тормоза — такие же. Усилителя нет и на каждом колесе лишь по одному цилиндру.

На полу рычаги управления трансмиссией и лебедкой.

Везде ход

Максимальная паспортная скорость – 65 км/ч. Но это немного льстиво – крейсерская скорость ГАЗ-63 составляет 40-50 км/ч.

Зато проходимость у 63-го феноменальная! Дорожный просвет 273 мм. Больше, чем у всех ленд-лизовских американских аналогов. А проектируя 63-й, сравнивали именно с ними.

Центр тяжести у машины был высоковат, а колея узкая, как у ГАЗ-51. Из-за этого устойчивость на пересеченной местности получалась посредственной, на что особенно жаловались военные. Ведь в армии за рулем сидели совсем молодые водители.

Зато грузовик просто поражал вездеходными способностями, уверенно двигаясь по снежной целине высотой под полметра.

На ГАЗ-63 часто устанавливали радиостанции. В этой машине она тоже была.

По поведению и маневренности в таких условиях 63-й немного напоминает Ниву. К верткой короткобазной машине легко привыкнуть: прибавил газ в повороте – автомобиль уходит наружу, убрал тягу – с легким заносом сам впрыгивает в поворот.

Правда, на льду такой поведение может сыграть с неопытным водителем злую шутку. Но если найти с 63-м общий язык, его внедорожные возможности почти безграничны.

Версию ГАЗ-63А снабжали лебедкой.

След в истории

ГАЗ-63 поставляли и в армию, и в народное хозяйство Машину ценили за простоту конструкции и прочность. Ее отлично изучили шоферы и ремонтники во всех уголках Союза. Да и максимальная унификация с ГАЗ-51 была существенным достоинством.

Делали ГАЗ-63 два десятилетия — до 1968-го. Но даже в столице, не говоря о периферии, машины работали еще годами и оставили о себе добрую память.

Голосование в Гран-при «За рулем» завершено!

Вы помогли нам выбрать лучшие автомобильные новинки года.


Совсем скоро среди тех, кто проголосовал, мы разыграем три Лады.


Желаем всем удачи!

Подпишитесь на «За рулем» в