Друг детства

ДРУГ ДЕТСТВА

ВОСПОМИНАНИЯ О "МОСКВИЧЕ-401"

ДРУГ ДЕТСТВА

МИХАИЛ ДАНИЛОВ, ТБИЛИСИ

Настоящий автомобилист отождествляет периоды истории с определенными машинами. Я провел юность с "401-м" "Москвичом" 1953 года, который появился в нашей семье в 1960-м.

На машине стоял неродной мотор "402-го" "Москвича". Нижнеклапанный агрегат отличали неприхотливость и надежность. Но регулировать клапаны было очень неудобно, ведь они располагались сбоку от цилиндров (отсюда и название - SV - side valves - боковые клапаны). Нужно было лечь на крыло, запустить руки под впускной и выпускной коллекторы, снять клапанную крышку и на ощупь крутить регулировочные болты. Бензонасос, находящийся тут же, тоже очень мешал, но освоить эту важную операцию было делом чести каждого настоящего автомобилиста.

Клапаны делали не из такой прочной стали, как ныне, поэтому высокооктановый бензин "Москвичу" был категорически противопоказан. Кстати, седел клапанов у двигателя с чугунным блоком не было. На "Москвиче" можно было разогнаться до 100 км/ч. Правда, ехать так долго не рекомендовали из-за "мягких" баббитовых вкладышей.

Система смазки была двухступенчатой с фильтрами грубой и тонкой очистки. Рукоятку фильтра грубой очистки периодически поворачивали. Заднего сальника на коленвале не ставили, его роль выполнял буртик на конце вала. Тем не менее двигатель почти не расходовал масло.

Электрооборудование -

6-вольтовое. Стартер включали круглой ножной педалью, расположенной над педалью газа. После пуска стартер отключался автоматически. Обмотка реле вторым концом была подключена к якорю 130-ваттного генератора постоянного тока (диодов не было) и замыкалась на "массу" через обмотки. Возбуждаясь, генератор отключал стартер. Болезнями 6-вольтовой сети были слабые фары (указателей поворота в оригинале не ставили!) и хроническая недозарядка аккумулятора.

Наиболее оригинальной была ходовая часть "Москвича". В передней подвеске Дюбонне пружины стояли в цилиндрах, которые одновременно играли роль амортизаторов одностороннего действия - работали лишь на отбой (подробнее см. ЗР, 1999, № 8 - ред.). Задние рычажные амортизаторы тоже были односторонними. Развал передних колес не регулировали, его обеспечивала геометрия трубчатой балки.

Передний тормозной щит не имел жесткой связи с подвеской, а свободно болтался. Реактивное усилие воспринимали специальные рычаги. Каждое торможение сопровождал характерный звук, а в свободном состоянии щит часто бренчал так, что было слышно в салоне.

Тормозные барабаны, цельные со ступицами, имели специальные отверстия для регулировки зазора между колодками. Задние барабаны сидели на полуосях без шлицев, с конусом на конце и шпонкой.

Через прорези напольных педалей и съемный тоннель пола над коробкой передач при езде по лужам в салон попадала вода. Кое-кто, наверное, помнит, что задние двери открывались против движения, а багажник был доступен только из салона.

Вот на таких автомобилях, казавшихся верхом совершенства, ездили наши деды и отцы. Когда семье пришлось расстаться с "401-м", я воспринял это очень обостренно. И сегодня с нежностью и теплотой вспоминаю старого друга - первую автомобильную любовь.

НАША СПРАВКА

"Москвичи" моделей 400 и 401 выпускали с 1946 года на заводе МЗМА (бывший КИМ, позднее - АЗЛК) с 1,1-литровыми моторами мощностью 23 л. с., а с 1949 года - 26 л. с. Автомобиль представлял собой копию довоенного "Опеля-Кадет". До 1956-го построили чуть больше 216 тысяч седанов, фургонов и кабриолетов. С 1956-го выпускали модель 402 с 35-сильным 1,2-литровым двигателем, созданным на базе предыдущего агрегата.

Заботливым хозяевам скромные "москвичи" служат более полувека.

Подпишитесь на «За рулем» в