В правительстве изыскивают средства для строительства дорог

Согласно поручению президента, к 1 июля правительство должно представить предложения по удвоению темпов дорожного строительства в России. До 2022 года нужно построить и реконструировать около 50 тыс. км магистралей. Для строительства федеральных дорог уже выделено 4,2 трлн руб., регионам не хватает 100 млрд руб. в год. В правительстве думают, откуда взять необходимые средства.

О том, что объемы строительства и реконструкции автодорог необходимо увеличить вдвое, глава государства заявил в федеральном послании 2012 года. В 2013-2022 годах должно быть построено около 50 тыс. км дорог: 7,6 тыс. км — федеральных, 42 тыс. км — региональных и муниципальных, пишет «Коммерсантъ».

У регионов есть проблемы с выполнением поручения. По данным Росавтодора, в 2013 году было введено 2,3 тыс. км региональных дорог, что на 40% меньше, чем планировалось. Многим регионам просто не хватает средств, по оценкам Росавтодора, дефицит составляет примерно 100 млрд руб. в год. Недостаток денег вызван новым Техрегламентом Таможенного союза, согласно которому в 2013 году был запрещен оборот в РФ бензина и дизельного топлива класса ниже Евро-3, а к 2016 году запрет коснется топлива Евро-4 и Евро-5. Акцизы на низкомарочное топливо гораздо выше, чем на высокомарочное, что уже привело к сокращению доходов дорожных фондов, откуда регионы берут деньги на строительство. Поэтому в министерствах прорабатывается вопрос о компенсации объемов дорожных фондов.

Пока в регионы направлены рекомендации по увеличению объемов строительства и реконструкции дорог, разработанные Росавтодором и Минтрансом. Для крупных проектов рекомендуется привлекать внебюджетные средства. Строительство дорогостоящих дорог, средств на которые нет в бюджетах, предлагают переносить на более поздние сроки. Местные трассы с небольшой протяженностью, не предназначенные для транзита и проезда автобусов, Минтранс рекомендует делать узкими — шириной 4,5 метра с регулярными уширениями для разъезда. А при строительстве дорог с низкой загрузкой рекомендуется уменьшать толщину дорожного покрытия и применять отходы производства, при необходимости предусматривая их обработку различными добавками.

«Дорожное строительство – это всегда огромные деньги, как для федерального, так и для регионального бюджетов. При этом с каждым годом оно становится все дороже и дороже. Предложения по сужению дорог уже звучали от московского правительства в марте 2014 г., но пока дальше разговоров дело не пошло. Я считаю, что сужение региональных дорог совершенно точно создаст проблемы на многих участках – например, там, где движется негабаритный транспорт и сельхозтехника. С другой стороны, рост темпа строительства дорог может дать существенный импульс для производителей спецтехники и строительных компаний, которые будут получать подряды на строительство. Также полагаю, что не стоит экономить на материалах. Лучше построить хорошую и надежную дорогу, чтобы впоследствии не приходилось каждый год ее ремонтировать. Строить дороги из так называемых «отходов производства» — и подавно неверно! Это может привести только к ухудшению качества материалов и потребует новых денег для будущей реконструкции. Лучше сделать один раз, но на совесть», — полагает Владислав Батовалкин, бизнес-консультант по уплотнительному и компактному оборудованию JCB Russia.

Подпишитесь на «За рулем» в