В ноябрьском номере за прошлый год наш журнал познакомил читателей с новым «Запорожцем». В № 3 за этот год мы рассказали о его кузове, в № 5 — о шасси, ниже публикуется материал о системе вентиляции и отопления. Но автолюбители с нетерпением ожидали очной встречи. Недавно она состоялась. Машины поступили в продажу. Вы видите на фото первую партию «Запорожцев», прибывших в Южный порт Москвы.Новый «Запорожец»Система вентиляции и отопления«Запорожец» — единственный отечественный автомобиль с двигателем воздушного охлаждения. С наступлением зимних холодов владельцы «Волг» и «Москвичей» с завистью поглядывают в сторону легко, без хлопот заводящихся «Запорожцев». Но, кроме легкого пуска двигателя, зимой требуется многое другое. Надо, чтобы в машине было тепло, чтобы стекла не обмерзали и т. д. Все это заботило конструкторов при разработке новой модели. Система отопления и вентиляции здесь совершеннее, чем установка прежнего «Запорожца». Она воздушная и работает независимо от двигателя автомобиля. Преимущества такого отопителя очевидны — он обогревает салон при неработающем двигателе. Отопительная установка удобно разместилась в багажнике. Такая конструкция позволила, и это главное, избежать потерь тепла при подаче нагретого воздуха в машину. От помещения багажника она отделена специальным щитком, который одновременно оберегает отопитель от случайного удара. Система отопления в автомобиле «Запорожец-966В» сделана по принципу рециркуляции. В отопитель поступает не наружный воздух, а находящийся в салоне, то есть сравнительно теплый. Происходит постоянный обмен — нагретый воздух идет из отопителя в салон, а охладившийся здесь возвращается в отопитель. Такая схема дает возможность наиболее полно использовать тепло от отопителя. А через лючок забора наружного воздуха можно в любой момент «проветрить» салон. Отопитель нового «Запорожца» работает от электродвигателя МЭ-201 с большим, чем у прежнего, числом оборотов. Теплопроизводительность возросла до 1750 килокалорий в час. Отопитель 1 (рис. 1) установлен стационарно. К выпускному патрубку 19 приварен фланец 13. Двумя болтами 12 через уплотнительную металлоасбестовую прокладку отопитель жестко крепится к фланцу газоотвода. А тот, в свою очередь, прикреплен шестью винтами 16 к днищу багажника. В газоотводе две полости, одна из которых (выпускная) заканчивается срезанным на конус патрубком 15. В нее вварена труба 14, которая сообщается со сливной трубкой, идущей из камеры сгорания отопителя. Когда неисправен отопитель, по этой трубке >из камеры сгорания отводится бензин. С салоном отопитель соединяется двумя патрубками. Резиновые прокладки 10 герметизируют соединение. Из правой передней части кузова около брызговика воздух через патрубок поступает в отопитель. Здесь он подогревается и идет в распределитель. В отопителе воздух греется за счет тепла, выделяющегося при сгорании бензина. Полости 21 и 17, по которым воздух подается соответственно для нагревания и горения, а также каналы выхода продуктов сгорания разделены. Это полностью исключает проникновение выпускных газов в салон. Теплообменник 11, сделанный из жаропрочной стали, образует вместе с жаровой трубой камеры сгорания 6и догорания 7. К нему приварены футорка (втулка с внутренней и внешней резьбой) для крепления температурного переключателя 8, бонка (втулка с внутренней резьбой) свечи накаливания и трубка для крепления бензопровода 4. Камера сгорания отопителя ограничена с одной стороны центробежным нагнетателем, с другой — перегородкой, имеющей отверстие в центре для выхода пламени и продуктов сгорания. В нижней части камеры сгорания в небольшой подштамповке — отверстие и трубка 18 для слива топлива, скапливающегося в камере сгорания, когда неисправен регулятор или свеча накаливания. В камеру сгорания равными порциями из дозатора 3 поступает бензин. В момент пуска, когда спираль свечи накаливания раскалена, попадая на нее, он воспламеняется. Центробежный нагнетатель создает завихрения в камере сгорания и перемешивает пары бензина с воздухом. Горение происходит по периметру камеры сгорания, при этом сильно нагреваются стенки жаровой трубы. Когда достигнута нужная температура, температурный переключатель 8 отключает свечу накаливания. На этом заканчивается розжиг, и бензин продолжает гореть под действием температуры стенок камеры сгорания. Раскаленные газы попадают из нее в камеру догорания, а оттуда, через окна — в следующие полости теплообменника и, наконец, в газовод. Раскаленные газы и нагреваемый воздух движутся дальше по принципу противотока. Это повышает к. п. д. отопителя. В передней части жаровой трубы закреплен корпус электродвигателя 20, на концах вала которого посажены две крыльчатки: пластмассовая 2 — осевого вентилятора и металлическая 5 — центробежного нагнетателя. К корпусу отопителя крепится винтами предохранительный щиток, на котором имеется специальный короб, соединенный с одной стороны с всасывающим патрубком отопителя, с другой стороны — с каналом газоотвода, по ко ­ торому подается воздух на горение. В верхней части короба сделано отверстие, через которое поступает дополнительный воздух на горение, оно же исключает образование сажи в газоотводе. Электрический бензонасос, расположенный справа в моторном отсеке, питает отопитель бензином. Из общей бензомагистрали двигателя через тройник, насос и фильтр-отстойник бензин попадает в бензопровод. Сливной шланг регулятора расхода топлива выведен возле правого переднего колеса. Он связывает надпоплавковую полость дозатора с атмосферой и всегда должен быть чистым. Регулятор расхода топлива обеспечивает постоянную равномерную подачу его в камеру сгорания через жиклер и питательную трубку в количестве 350—400 см 3 /чэс. Чтобы бензин не переливался через сливную трубку во время движения автомобиля по неровным дорогам, в нижней части иглы под поплавком установлена демпферная пружина. Как мы уже говорили, расположение отопительной установки в передней части автомобиля позволило сократить потери тепла в трассах разводки, полнее использовать напор воздуха от вентилятора для улучшения обзорности. Теплый воздух поступает в короб развод-•8- №zstftхолодный Зоздух нагретый Зоздух бозаух для горения бшускные газыки 10 (рис. 2). В верхней части короба приварены два наконечника, на которые надевают шланги 6, соединенные вторыми концами с дефростерами 3 обдува лобового стекла. Дефростеры имеют еще по одному дополнительному отводу. На наружной стороне панели под ветровым стеклом установлен короб 4. Он непосредственно связан с этими отводами дефростеров. В коробе есть лючок 2, управляемый механическим приводом 1с панели приборов. Через лючок свежий холодный воздух поступает непосредственно в дефростеры. Здесь он смешивается с тем, который идет от отопителя 5. Летом, когда отопитель не работает, лючок используют для вентиляции салона. Нижний конец короба разводки установлен на туннель пола. С правой и левой стороны в нем сделаны решетки 7с заслонками. Пользуясь ими, можно нагретый воздух подать в сторону водителя, либо пассажира, либо в обе сторону сразу. При желании решетки можно закрыть. Тогда весь нагретый воздух направится на стекла ив туннель пола. К «огам тех, кто сидит сзади, теплый воздух поступает через окна 9. В коробе предусмотрена заслонка 8. Ею перекрывают доступ нагретого воздуха в туннель пола. Л. СПЕКТОРОВ, инженер, общественный корреспондент «За рулем» г. Запорожьехолодный боздух горячий воздух смешанный, боздухР ис 1. Схема устройства отопителя: 1 — отопитель; 2 — крыльчатка осевого вентилятора; 3 — дозатор; 4 — бензопровод; 5 — крыльчатка центробежного нагнетателя: 6 — камера сгорания; 7 — камера догорания; 8 — тем пературнын переключатель; 9 — патрубок подачи теплого воздуха в салон: 10 — резиновая прокладка; 11 —теплообменник; 12 — болт: 13 — фланец; 14 — труба отвода бензина; 15 — патрубок; 16 — винт; 17 — полость подачи воздуха для горения: 18 — сливная трубка; 19 — выпускной патрубок; 20 — электродвигатель; 21 — полость подачи воздуха для нагревания. Р ис . 2. Система разводки воздуха: 1 — механический привод; 2 — лючок; 3 — дефростер; 4 — короб; 5 — отопитель; 6 — шланг; 7 — решетка с за онкой; 8 — заслонка; 9 — окно; 10 — короб разводки. ело вввянн•9-