АВТОБУС Многоместный пассажирский автомобиль — таково энциклопедическое значение этого термина. В зависимости от размеров, а следовательно — вместимости, различают автобусы следующих групп: особо малые (микроавтобусы) и малые — длиной до 7,5 метра; средние, большие, особо большие и сочлененные — более 7,5 метра. Такой градации, придерживаются и Правила движения (ст. 124). По назначению, от которого зависит внутренняя планировка и оборудование кузова, автобусы подразделяются на городские и пригородные, местного сообщения и междугородные, туристские, экскурсионные и общего назначения. Ясно, что в потоке машин установить принадлежность автобуса к той или иной группе трудно, а иногда и невозможно. Поэтому перед Правилами движения они, как говорят, все равны. Под термином «автобус» Правила подразумевают 1все без исключения пассажирские автомобили этого типа, независимо от их принадлежности и характера выполняемых заданий. И не только современные автобусы так называемого вагонного типа, но и автобусы •с кузовом, установленным на шасси грузовика, так как тип автомобиля определяется не конструкцией шасси, ,а устройством кузова. Управлять автобусами могут только водители первого и второго класса. Поэтому пункт «а» статьи 18, обязывающий водителя иметь при себе соответствующее удостовереАние на право управления транспортным средством, для водителей автобусов означает, что, кроме «Удостоверения на право управления автомобилем», они должны иметь на руках свидетельство о сдаче экзамена На шофера второго или первого класса (с указанием номера и даты приказа о присвоении квалификации) или ранее выдававшийся «Квалификационный талон». Разумеется, если само удостоверение {а такие прежде выдавались) не подтверждает этой квалификации. Верхний предел скорости движения автобусов всех групп и любого назначения в городах и других населенных пунктах — 60 км/час (ст. 34). Статья 1i11 запрещает перевозить пассажиров в кузове любого буксируемого или буксирующего автобуса (движение автобусных поездов с прицепами не рассматривается как буксировка). Наряду с общими для всех автобусов требованиями и ограничениями Правила движения допускают и ряд исключений, распространяющихся, правда, лишь на маршрутные автобусы общего пользования. Речь идет не о принадлежности автобуса, а о характере работы, выполняемой в каждом конкретном случае. Например, экскурсионные автобусы, хотя и движутся иногда по заранее разработанному туристскому маршруту, всетаки не пользуются никакими исключениями: это транспорт заказной, а не общего пользования. Даже водитель маршрутного автобуса во время нулевого пробега от гаража до выхода на маршрут и обратно обязан полностью выполнять все без исключения требования Правил. А исключение для маршрутных автобусов общего пользования состоит в том, что на них не распространяется действие запрещающих знаков 2,1—2.3, 2.14, 2.15, а также всех предписывающих знаков.РЕГУЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ Одно из значений слова «регулировать» — управлять. Регулирование движения — это управление пересекающимися потоками транспорта м пешеходов для безопасного разъезда транспортных средств на перекрестках, а также для поочередного пропуска встречных потоков транспорта в местах сужения проезжей части. Движение может регулироваться либо милиционером^регулировщиком, либо при помощи специальных оптических устройств — светофоров. Светофорное регулирование по способу управления разделяется на ручное и автоматическое. Автоматическое работает по заданной программе («жесткий режим») самостоятельно на каждом перекрестке или нескольких с одинаковой характеристикой движения, а также согласованно для всех светофоров, расположенных на одной трассе («зеленая волна» и другие системы), причем часто разрабатывают несколько программ, а включают их в зависимости от интенсивности движения 1 времени суИ ток. Автоматика может использовать и счетно-решающие устройства, учитывающие фактическую интенсивность движения в каждый момент и переключающие сигналы в сочетаниях и интервалах, которые обеспечивают наиболее высокую пропускную способность перекрестка. Светофором могут управлять и приборы «вызывного действия», включаемые пешеходами или проходящими транспортными средствами. Способ регулирования выбирают, исходя из конкретных условий: планировки перекрестка или площади, характера >и величины потоков транспорта и пешеходов.РПроисшествие с выводомТяжело смотреть на этот снимок. Изуродованная-и, видимо, закончившая свою жизнь «Волга», опрокинувшийся тяжелый грузовик... А ведь водитель его, шофер Московского автокомбината № 4 И. Хвостов, вел свой ЗИЛ по улицам столицы спокойно и уверенно. Дорога была сухая, день солнечный, настроение отличное. В кузове машины и прицепа — тяжеловесные контейнеры с грузом. Все шло нормально. Но только грузовик выехал на Ульяновскую улицу и тут... В. Жуков, шофер автобазы № 6 Управления таксомоторного транспорта, за рулем недавно — всего около года. Конечно, многие тонкости водительского ремесла ему еще не известны. Но то, о чем приходится говорить здесь, честное слово, азбучные истины. А дело было так. «Волге» надо было повернуть с Ульяновской улицы в переулок. Перестроившись в левый ряд, она на небольшой скорости приближалась к месту поворота. Перед ней около осевой линии двигался грузовик. Высокий борт его лишал водителя «Волги» обзорности почти полностью. Какая обстановка сложилась на улице, видно из помещаемой нами схемы. Здесь бы Жукову остановиться и, отпустив грузовик вперед, убедиться в безопасности, посмотреть, нет ли встречного транспорта.За несколько мгновений до аварии. Однако водитель почему-то этого не сделал. Выскочив из-за грузовика на поворот, он не только попал под удар встречного ЗИЛа, но и поставил его водителя в крайне тяжелое положение. Пытаясь избежать столкновения, тот круто свернул вправо, и его машина тут же опрокинулась. Так неразумность и легкомыслие одного водителя стали причиной серьезной аварии. В. ПРОДУВАЛОВ, инспектор ОРУД—ГАИ Москвы>ел£*ии} -#6+^*<^j3-e**Jb*uw•24-<-#е*лЖ4