тах» до 15 л. с. на мотоциклах «Пух» (Австрия) и «Геркулесах». При этом максимальное число оборотов удерживается на уровне 8000—8300 об/мин. Коробки передач встречаются и четырехступенчатые («Пух») и шестиступенчатые («Геркулес», ДКВ). Некоторые машины этого класса весят 85—90 кг («Пух», «Цюндапп»), а вес ДКВ и чехословацкого «Чезет» доходит до 100 кг.портивныиСреди лидеровсоветский гонщикЧемпионат мира по мотокроссу в клас3 се 500 см открылся соревнованиями в австрийском городе Зиттендорфе. Советский гонщик Гуннар Драугс на мотоцикле «Чезет-360» выиграл оба заезда и стал победителем первого этапа. В тройку призеров вошли также два шведа — Б. Нильссон («Хускварна») и Я. Юханссон («Линдштром»). Четвертым был Р. Хикмэн (БСА), а пятым наш спортсмен — В. Погребняк. Фаворит соревнований Д. Смит, впервые стартовавший на новом БСА (41 л. с , 105 кг), сошел из-за обрыва цепи. Драматические события развернулись на втором этапе, в Италии. Гуннар Драугс с большим преимуществом выиграл в первом заезде у прошлогоднего чемпиона мира П. Фридрихса (ГДР). Однако во втором заезде наш гонщик попал в завал на старте. Несмотря на это, он мужественно боролся и смог с двадцатого Места переместиться на третье. По итогам двух заездов три спортсмена — Драугс, Фридрихе и англичанин В. Иствуд — набрали одинаковое количество очков. Судьбу призовых мест решила сумма времени. Первым оказался Фридрихе, вторым — Иствуд. В Швеции проходил третий этап. В очень острой борьбе победу завоевал соя!&иКласс 175 см3Эти мотоциклы нельзя назвать самостоятельными конструкциями. Все они — «переродившиеся» машины 3 либо класса 125. либо 250 см . К лучшим образцам относятся чехословацкие «Явы» (20 л. с , пять передач, 115 кг), «Чезет» (19 л. с , пять передач, 112 кг), «МЦет» (18 л. с , пять передач, 115 кг) и шведские «Хускварны» (18 л. с , ч етыре передачи, 100 кг).о.о иS • К »Класс 250 см*Наиболее многочислен. Здесь ведущую роль играют три марки почти равноценных мотоциклов («МЦет», «Ява», «Хускварна»). Моторы «ведущей тройки» отличаются развитым оребрением цилиндра, однотрубной выпускной системой, двойным зажиганием и степенью сжатия порядка 11,0. Мощность их лежит в пределах 2627 л. с. при 6500—6700 об/мин. Полагая, что такая мощность достаточна, конструкторы этих машин основное внимание уделили теперь расширению диапазона числа оборотов. В этом отношении особенно примечателен «МЦет». Тем не менее и на «МЦет» и на «Явах» сохранены пятиступенчатые коробки передач; у «Хускварны», «Майко» (ФРГ) и «Бультако» (Испания) — четыре передачи. Особенностью «Явы» является крепление двигателя на резиновых подушках. Интересное новшество ввел и завод «Хускварна» — установку рядом двух цепных звездочек задней передачи (одна для кроссовых, другая — для скоростных участков). «Хускварна», к аки «Бультако», весит 100 кг; «МЦет» и «Ява» — соответственно 115 и 120 кг._ оКяо О.я&англичанин Д. Биккерс. Он шел на модернизированном «Чезет-400» с 39-сильным двигателем. Швед Г. Хаммаргрен («Хускварна») вышел на второе место, Д. Смит на БСА был третьим и П. Фридрихе («Чезет») — четвертым. Драугс, хотя изанял восьмое место, продолжает лидировать в чемпионате. У него — 12 очков. Столько же набрал Биккерс. На очко от них отстает Фридрихе.После шести этаповМестом действия очередного, четвертого, этапа первенства 3 мира по мотокроссу в классе 250 см была песчаная трасса в Гехтеле (Бельгия). Прекрасно знакомый с ней бельгиец Ж. Робер смог одержать уверенную победу, оттеснив Т. Халльмана. Сюрпризом этих соревнований явилось третье место финского гонщика И. Сторма, выступавшего на «Хускварне». Снова не повезло Арбекову, который попал в завал и не показал высокого результата. Неудачно сложился для Арбекова и пятый этап. Здесь, в ФРГ, он выиграл первый заезд. Но во втором с ним столкнулся местный гонщик, и наш спортсмен из-за поломки машины выбыл из борьбы. Победил швед Т. Халльман, опередивший своего соотечественника О. Петерссона (оба на «Хускварнах»). Третьим был 3. Стрнад (ЧССР) и четвертым — советский гонщик Ю. Яковлев (оба выступали на мотоциклах «Чезет»). Шестой этап (Голландия) выиграл Ж. Робер. В. Арбеков занял второе место, оставив позади И. Сторма, Ф. Сигманса и Л. Шинкаренко. После шести этапов лучшая сумма очков у Робера (32), далее идут Халльман (28) и Арбеков (19).250 см 3 : 1. Р. Брайане («Хонда») — 172,7 км/час; 2. Ф. Рийд («Ямаха»); 3. Г. Роснер (МЦет). 350 см 3 : 1. М. Хэйлвуд («Хонда») — 179,0 км/час; 2. Д. Агостини («MB Агуста»); 3. Р. Пазолини («Бенелли»). 500 см 3 : 1. Д. Агостини («МБ Агуста») — 180,8 км/час; 2. П. Уильяме; 3. Д. Финдлей (оба — «Матчлесс»). 500 см 3с коляской: 1. К. Эндерс и Р. Энгельгард — 155,9 км/час; 2. Г. Ауэрбахер и Э. Дайн; 3. Э. Уэйкфилд и Г. Мильтон (все БМВ).Борьба разгораетсяБорьба за звание чемпиона Европы по авторалли продолжается. Четвертый этап проходил в ФРГ. Дистанцию 2210 км завершили 35 экипажей из 101 стартовавшего. Победили англичане В. Эльфорд и Д. Стоун. Прошлогодний чемпион поляк С. Засада и его напарник Е. Пах были третьими. Следующий этап, ралли «Пневмант» (1780 км), состоялся в ГДР. Здесь местные гонщики на отечественных машина «Вартбург-353» показали свое полное превосходство. Они заняли первые три места в абсолютном зачете. Победил экипаж Г. Рюттингер и Г. Борк. На !Ралли тюльпанов» в Голландии убедительную победу одержал экипаж В. Эльфорд и Д. Стоун на 2-литровом «Порше-911С» (160 л. с , 236 км/час). Выступавшие на машинах «Мини-Купер-С» экипажи Т. Мякинен я П. Истер, Р. Ааллюнен и Г. Лиддон вышли соответственно на второе и третье места. Седьмым этапом являлось «Альпийское ралли» в Австрии. Победителем в абсолютном зачете стал польский экипаж С. Засада и Е. Добжанский на «Порше-911С». По сумме очков в чемпионате лидирует В. Эльфорд (48), С. Засада — на втором месте (23).Класс 350 см3Мотоциклы по экипажной части существенно не отличаются от своих 250-кубовых собратьев. Здесь доминируют те же марки: «МЦет», «Ява» и «Хускварна» с двигателями мощностью 28—30 л. с. Это позволяет им при оптимально подобранной для многодневок передаче развивать скорость около 135 км/час (у 250-кубовых машин — 130 км/час). На «Явах» и «МЦет» цепь задней подвески — в герметичном кожухе. Машины «МЦет» имеют меньший рабочий объем — 300 см 3 , но, несмотря на это, они зарекомендовали себя самыми быстроходными и, главное, надежными.„Хонда" уступаетЕще до начала первенства мира по кольцевым мотогонкам японская фирма «Хонда» объявила, что больше не намерена официально выступать в классах 50 и 125 см 3 . Первые два этапа чемпионата показали, что отныне лишь две марки — «Сузуки» и «Ямаха» — будут господствовать в этих кубатурах. Приводим технические результаты соревнований. Большой приз Испании в Барселоне: 50 см 3 : 1. Г. Аншайдт — средняя скорость 107,7 км/час; 2. И. Катаяма (оба «Сузуки»); 3. Б. Грау («Дерби»), 125 см 3 : 1. У. Айви — 116,6 км/час; 2. Ф. Рийд (оба «Ямаха»); 3. И. Катаяма («Сузуки»), 250 см 3 : 1. Ф. Рийд («Ямаха») — 118,0 км/час; 2. Р. Брайане («Хонда»); 3. X. Медрано («Бультако»). 500 смЗ с коляской: 1. Г. Ауэрбахер и Э. Дайн — 109,6 км/час; 2. К. Эндерс и Р. Энгельгард; 3. 3. Шауцу и Г. Шнайдер (все БМВ). Большой приз ФРГ в Хокенхайме: 50 см 3 : 1. Г. Аншайдт («Сузуки») — 143,6 км/час; 2. Р. Шмальцле («Крайдлер»); 3. X. Бускэ («Дерби»). 125 см 3 : 1. И. Катаяма — 164,0 км/час; 2. Г. Аншайдт (оба «Сузуки»); 3. Л. Сабо (МЦет).Класс 500 см3Как уже указывалось, на современных многодневных трассах мотоциклы этой кубатуры бесперспективны. Зато .прекрасные результаты показывают «расточенные» 350-кубовые «Чезет», «Ява» и «Хускварна». Имея рабочий объем 360 см 3 , они развивают 30—32 л. с. при 6200—6500 об/мин, а весят всего 105—125 кг. Все это вместе взятое обеспечивает им полное превосходство над тяжелыми четырехтактными английскими БСА, «Триумфами», АЖС и западногерманским БМВ мощностью 3745 л. с. Как мы уже говорили, многодневные мотоциклетные соревнования вносят ощутимый вклад в развитие конструкции дорожных мотоциклов. Благодаря поддержке мотоциклетной. промышленности этот вид соревнований приобрел широкий размах.Финишировало шестероАвтомобильные гонки на «Большой приз Монако» (второй этап чемпионата мира) в этом году отличались тем, что их закончили лишь шесть участников из 16 стартовавших. У одних вышли из строя машины (в том числе у Д. Брэбхэма и Д. Сертисса), другие (среди них Л. Бандини) попали в аварию. Таким образом победителем неожиданно оказался австралиец Деннис Хьюлм на машине «Брэбхэм—Репко». Показав среднюю ско рость 122,14 км/час, он на целый Kpvt (3,14 км) оторвался от финишировавшего вторым Г. Хилла, который выступал на «Лотосе». Третье место занял К. Эймом на «Феррари».29-