Комментарий с горчинкойУлита едет.«А как же с кольцом?» — под таким названием в первом номере журнала за этот год был помещен репортаж о встрече за «круглым столом» редакции, где ведущие тренеры, конструкторы, гонщики высказали свои соображения о причинах упадка мотоциклетных шоссейнокольцевых гонок. В пятом номере «За рулем» разговор на эту тему продолжил председатель Федерации мотоспорта СССР В. Рогожин. Все участники обсуждения были едины во мнении, что «кольцо» сузилось до предела в основном из-за пренебрежительного отношения промышленности к нуждам мотоспорта. Резюмируя итоги встречи за «круглым столом», журнал писал: «Жизнь, как говорят, настоятельно требует, чтобы Главмотовелопром и ведущие мотозаводы — Ижевский и Ковровский — по-настоящему взялись за выпуск добротных спортивных машин для основной массы гонщиков и создание гоночных мотоциклов для сборных команд страны. Необходимо уже сейчас наладить производство малыми сериями спортивных машин для шоссейно-кольцевых гонок на базе выпускаемых заводами серийных дорожных мотоциклов. Такая модернизированная модель стала бы для молодежи основной спортивной машиной». Несколько месяцев понадобилось Главмотовелопрому, чтобы ответить редакции. Приводим этот ответ полностью. «Главное управление по производству мотоциклов и велосипедов рассмотрело статью «А как же с «кольцом»?», помещенную в первом номере журнала «За рулем» за 1967 год. Затронутые в ней вопросы, касающиеся судьбы шоссейно-кольцевых гонок, к ак массового вида спорта, действительно требуют безотлагательного принятия мер какснашей стороны, так и со стороны Федерации мотоспорта СССР и ЦК ДОСААФ СССР. В Главном управлении вопрос разработки шоссейно-кольцевых мотоциклов не раз обсуждался с заводами. Результатом этого было включение в план новой техники на 1967 год заводам Управления тем, п редусматривающих создание таких машин. Минский мотовелозавод, Р ижский мотозавод «Саркана Звайгзне», Ирбитский мотозавод уже приступили к составлению проектного задания на шоссейные мотоциклы; в этом году начнут разработку технической документации ис 1968—1969 года смогут приступить к выпуску партийтаких мотоциклов. Не совсем благополучно обстоит дело с количественным выпуском спортивных мотоциклов, и в частности шоссейных, на заводах. Заводы Главного управления в настоящее время находятся в состоянии реконструкции. Экспериментальные базы, цехи мелких серий, т ак необходимые для массового выпуска спортивных мотоциклов, очень слабы или вообще отсутствуют. В связи с создавшимся положением заводы смогут выпускать мотоциклы для шоссейно-кольцевых гонок лишь в ограниченных количествах. Р асширение выпуска возможно только после окончания реконструкции заводов. В проектах реконструкции заводов предусматривается создание цехов мелких серий для выпуска спортивных мотоциклов, удовлетворяющего заявки ЦК ДОСААФ СССР. Главный инженер Главного управления А. Клюквачев». При беглом ознакомлении с письмом может показаться, будто в Главмотовелопроме принимаются оперативные, действенные меры по выступлению журнала. Но если вчитаться, то нетрудно установить, что Главк по сути дела отодвигает решение вопроса на неопределенное время. Судите сами: в этом году в план новой техники включены лишь темы по созданию кольцевых машин, а само создание их, то есть промышленный выпуск, отодвигается на 1968—1969 (читай 1969) годы. В письме приводится одна оговорка за другой, заранее оправдывающие невыполнение или задержку даже тех, прямо скажем, куцых мероприятий, которые наметил Главк. Где же здесь безотлагательные меры для положительного решения судьбы шоссейно-кольцевых гонок, как массового вида спорта, о которых говорит в начале письма главный инженер? Да, у наших мотозаводов много нерешенных задач, много трудностей. И все же нельзя поверить, что они не в состоянии набазесерийных мотоц иклов выпустить несколько десятков спортивных машин для «кольца». Журнал как раз и предлагал в качестве первоочередного шага организовать выпуск простейших спортивных машин, рассчитанных на молодежь. Главк ушел от ответа на это предложение, как, впрочем, и на другое. За «круглым столом» шла речь о том, что ВНИИМотопрому необходимо оказать срочную помощь в создании уникальных гоночных мотоциклов для сборной команды страны, которая могла бы достойно представлять за рубежом нашу великую индустриальную державу. Главмотовелопром, которому непосредственно подчинен этот институт, ни словом не обмолвился о том, чтб предполагается сделать в этом направлении. Таким образом, весь ответ, несмотря на наличие хороших слов в защиту «кольца», воспринимается как желание отложить в долгий ящик решение неотложных дел. Интересы советского спортивного движения требуют, чтобы мотоциклетная промышленность повернулась лицом к мотоспорту, завоевавшему в нашей стране невиданную популярность среди молодежи. Спортивная общественность рассчитывает на то, что Главмотовелопром найдет возможным еще раз рассмотреть высказанные в журнале предложения с тем вниманием, которого заслуживает наш мотоспорт.0)ц шXтZTJ«Для новых моделей машин требуется бензин А-72 и А-76. Но для автолюбителей Киселевска это несбыточная мечта. На нашей АЗС даже бензин А-66 в прошлом году был большой редкостью». И. ЮНЕВИЧ « У нас на АЗС не бывает ни • нигрола, ни гипоидной смазки, а рессорную смазку здесь никто и не видел. Чтобы приобрести ее, приходится отправляться в тысячекилометровое путешествие в Красноярск или в Минусинск». Л. ПЕТРУШЕВ г. Киселевск Кемеровской областил оXсОсIО Iшл с; О)еч^РКак заправский домосед, Путешествий не любил я. Но решил: увижу свет — Из окна автомобиля! И купил автомобиль... Мне сперва казалось: «Сказка!» Но потом я понял: «Быль!» — Не достав бензин и смазку. Подсказал один сосед (У него давно машина): — В Инск езжайте — мой совет — Изобилье там бензина. За свой счет И на свой риск — Расстоянье не помеха! — За горючим в город Инск Я НА ПОЕЗДЕ ПОЕХАЛ. Есть бензин! Но смазки нет... И, заботой новой полон, В город Анск — не ближний свет!ПОЛЕТЕЛ я за автолом.Испытывается журналом «За рулем»Прежде чем решить вопрос о выпуске той или иной новой модели автомобиля, мотоцикла, ее подвергают самым различным испытаниям. В ходе их и определяется работоспособность агрегатов и механизмов, их технический уровень, надежность и прочее. Испытания проводят заводы, институты. Но последнее слово все-тани за потребителями, за теми, кому предстоит водить эти машины. С началом серийного производства испытания не заканчиваются, а лишь вступают в новую фазу. Письма и предложения автомобилистов и мотоциклистов, адресованные конструкторским бюро, заводам, редакции — это и есть итог самых массовых испытаний, которые проводят самые заинтересованные экзаменаторы. С этого года редакция журнала «За рулем» будет проводить свои испытания новых моделей, поступающих в продажу для авто- и мотолюбителей. Первое из них посвящено чехословацкому мотоциклу «Ява-350» выпуска 1967 года, который для этих целей был любезно предоставлен редакции внешнеторговым объединением «Мотоков». В конце года мы расскажем нашим читателям об итогах этих испытаний.Есть бензин. И масло есть. Нет колец — опять несчастье... ТЕПЛОХОДОМ в город Енск Я ПОПЛЫЛ — купить запчасти. Так изъездил тыщи миль. Впечатления обильны! Хоть стоит автомобиль, Сам зато я стал мобильным. И сбылась мечта моя. На судьбу мне быть в обиде ль: Жизнь всю в Энске прожил я, А теперь — весь свет увидел! Михаил ВЛАДИМОВ•25-