Спартакиада! Это слово звучит повсюду14 миллионов участников, 1,5 миллиона спортсменов-разрядников. Эти цифры, характеризующие первый этап соревнований IV Спартакиады народов СССР, посвященной 50-летию Великого Октября, были названы в отчетном докладе съезду ДОСААФ. Они свидетельствуют о зрелости технических видов спорта, о том, что организации оборонного Общества прочно взяли спорт на вооружение в своей работе по подготовке молодежи к труду и обороне. О подъеме автомотоспорта, о юбилейной Спартакиаде, конечно, зашла речь и за «круглым столом».— Я счастлив, что смогод ­ н им из первыхвэтомгодуоз ­ наменовать дорогую для нас всех дату — 50-летие Октября — п обедойв первенстве ми ­ ра по мотогонкам на льду, — начал свое выступление прославленный спортсмен , н еодно ­ кратный чемпион страны Борис САМОРОДОВ. На съезд меня избрала орга ­ низация ДОСААФБашкирии — р еспублики , к оторую называют мотоциклетной , — так многов ней любителейэтого спорта. А ведь япомнювремя , лет 10 назад, к огда на всюБашкирию не набралось быбольше 30 мо ­ т оспортсменов всех специальностей. О гаревых гонкахтог ­ да мыи понятия не имели . Теперь жеу нас около 50 гаре виков — м астеров спорта и перворазрядников, — примерно 500 новичков . Это не считая других видов соревнований . С начала летнего сезона я участвовал вцелойсериисо ­ стязаний. А когдавернулсядо ­ м ой , о собенно отчетливо уви ­ дел, к акойвысокийтемп взяла юбилейная Спартакиада... В дниреспубликанскихи зональных соревнований слово «Спартакиада» звучало повсюду . Везде афиши и плакаты, призывающие друзей спорта на стадионы, мототреки, кроссовые трассы. Д аже для нашей республики , имеющей, можно сказать,прочные мотоциклетные традиц ии , С партакиада собрала не ­ виданное количество участник ов : свыше 100 человек выступало только на первенстве помотокроссу . Что больше всего отрадно : м отоциклетный , да и автомобильный спорт имеет опорныепункты не тольковУфеиеще двух-трех городах , а повсюду , по всей Башкирии , п ричемив сельских районах. К беседе подключается дру ­ г ой известный гонщик , м астер спорта из Кировограда Леонид ЧЕРНЫЙ. — М не хотелось бы подчерк ­ нуть еще одну особенность Спартакиады — р езкое омолож ение отряда ведущих спортсменов. М ногим именитым мас терампришлось уступить пер ­ вые места. Это результат преж ­ д е всего умелойработывюно ­ ш еских секциях. Спартакиада всколыхнула юных любителей мотоспорта.%Ьф*ме-к м$*мею>Фото Н.ДобровольскогоЮбилейная Спартакиада поставила в повестку дня много новых вопросов, связанных с автомотоспортом. Она вызвала к жизни интересные начинания, которые, бесспорно, найдут продолжение.О бодном из них рассказал Е. В. Куров: — В день 45-летия пионерской организации мы , наверно, в первыев стране провелимо ­ токросс «Пионерия». Со Спартакиадой связано у нас рождениепервогоураль ­ с кого ралли, г аревыхгоноки — это уже имеет отношение не столько к спорту — проведение первого автомобильного праздника , по примерумосков ­ ского. В заключение хотел бы сказать отом , что успех нашей ра ­ боты во многомбудет зависеть от заботыкомитетовДОСААФо строительстве учебных поме ­ щений, гаражей, спортивных соо ружений . Капитальное строи ­ тельство, дальнейшее расшире ­ ние иукреплениематериально технической базы Общества — н адежный путь кновымдости ­ ж ениямвподготовке специалистов для народного хозяйства иВооруженных Сил, к раз ­ в итию технических видов спор ­ та.«ВОЛГА» К» 1000000Незадолго перед этим Горьковский автозавод отпраздновал знаменательное событие: он выпустил на дороги страныгру ­ з овикс цифрой «5 000 000». И вот наступило рабочее утро 23 июня — новый большой праздникгорьковских автозавод• цев: на главном конвейере появился еще один автомобильмиллионер. Это наша замечательная «Волга». С какой гордостью глядели на нее ветераны завода. Ведь это онииихсверстники закладывали первые производственные корпуса , монтировали в цехах оборудование. Это они 29 января 1932 года отправили первые автомобили в подарок XVII партийнойконференции . На их глазах первенец советс ких пятилеток, ГАЗ стал одним из ведущих автомобильных предприятийстраны . С момента пуска завод освоил свыше шестидесяти модификаций автомобилей. Среди нихигрузо ­ в ики , и легковые — ГАЗ-А, «Эмки», «Победы», ГАЗ-12, « Ч айки » , «Волги». Теперь на конвейере «Волга» с цифрой «1 000 000». К аки положено юбиляру, собрать его было поручено передовым бригадам, л учшимпроизводственникам . С волнением и гордостью люди выполняли почетное задание. Т утбригадир слесарей кузовного цеха А. П. Павлов, мастер ОТК С. Н. Моисеев, слесарь В. П. Христов, н ачальник цеха Г. К. Х муро , десятки других тружеников. Почетное право вывести юбилейнуюмашинуиз цеха предоставили одному из старейшихработников завода Павлу Иван овичу Марычеву. К ак только автомобиль появился на заводском дворе, раздались горячие овации тысяч людей, собравш ихся встретить с почестями юбиляра. В ыпуск миллионного легкового автомобиля стал большим праздником для всего коллектива-гиганта. Партия и правительство высоко оценили очередную победу горьковчан . «Славный коллектив вашего завода, — г оворитсяв приветствии ЦК КПСС и Совета Министров СССР в связи с выпуск ом миллионной «Волги», — внес огромный вклад в дело развития технического прогресса в отечественном автомобилес троении , является активнымучастникомповышения уровня организации производства иулучшения качества продукции машиностроения». Отвечая на теплые слова приветствия , рабочие, и нже ­ н еры , т ехники — все работники завода единодушно заявили: в ысокие обязательства, взятые в честь 50-летия Октября, будут выполнены ! Сейчас коллектив Горьковского автомобильного завода готовится квыпуску новой модели легкового автомобиля — ГАЗ-24. Он будет отличаться от своего предшественника комфортабельностью, более красивыми формами, л учшимитехни ­ ч ескими данными и высокой скоростью . Первой партией ГАЗ-24 автозаводцы обещают ознаменовать 50-летие Советского государства. Миллионы советских автомобилистов, автолюбителей же ­ лают коллективу Горьновского автозавода новых побед в труде, в успешном выполнении заданий пятилетки .Итак, наш очередной разговор за «круглым столом» окончен. Впереди большие, ответственные дела. Выполнить решения VI съезда ДОСААФ, взять на вооружение все то новое, передовое, что обобщено и рекомендовано съездом, достойно встретить 50-летие Советской власти — в этом сейчас главная задача многомиллионной добровольной организации советских патриотов.Г. И. ГачечиладзеБ. А. СамородовЛ . Н. Ч ерный лк$#ю-к«МОСКВИЧ»-ФУРГОНС главного конвейера МЗМА начали сходить автомобили «Москвич» новой модели — 433.M&^tЛЕНИНСКАЯ ПРЕМИЯ СОЗДАТЕЛЯМ ШИНЫ «Р»По утрам из ворот Научно-исследовательского института шинной промышленности, ревя моторами, выезжают грузовики с табличкой «проба». Шины, рожденные в институте, держат экзамен и на асфальте, и на проселке, и на бездорожье. А шины типа «Р» этот экзамен уже выдержали с самой высокой оценкой — ее создатели удостоены Ленинской премии. Что же принципиально нового внесли ученые и инженеры, сконструировавшие шину? Ответом на этот вопрос служит не только сама «обувь» автомобиля, но и толстые тома научных отчетов: работа началась с больших исследований в области теории. Вкратце смысл новой конструкции заключается в следующем. Для ходимости шины очень важным является расположение нитей корда. В шинах обычной конструкции он укладывается, образуя ромбическую оплетку. При этом в процессе качения область контакта шины с дорогой увеличивается чрезмерно. Поэтому протектор довольно быстро истирается. Приступая к шине типа «Р» — радиальной, ученые прежде всего изменили конструкцию кордного каркаса, уложив нити корда в меридиональном направлении. Кроме того, часть корда пущена под углом, близким к 90 градусам по отношению к радиусу, и рисунок ячейки корда образует треугольник. Эта конструкция ограничивает деформацию шины при качении, т ак что зона контакта с дорогой оказывается строго регулируемой. Именно участок шины, который больше всего «работает», соответственно и укрепляется — в нем вместо восьми (у обычной) одиннадцать слоев того же корда. Зато оказалось, что другую, менее нагруженную часть можно сделать пятислойной. В итоге новая шина типа «Р» пробегает в полтора-два раза больший путь, чем обычные. Есть у нее и другие преимущества: в частности, резко уменьшилось проскальзывание, и благодаря этому выросла на 5 — 8 процентов допустимая скорость, а расход топлива сократился на 5 — 7 процентов — т ак гласят данные государственных испытаний. Советские исследования, начатые в НИИ шинной промышленности десять лет назад, явились фундаментальным вкладом в решение этой очень сложной и важной для автомобилистов проблемы. Второй, и не менее трудной задачей была разработка технологии изготовления новых шин. За эти работы заместитель директора Н ауч но-исследовател ьского и нститута шинной промышленности доктор технических наук Василий Федорович Евстратов, начальники отделов института кандидаты технических наук Владимир Александрович Пинегин и Иван Иванович Селезнев, главный инженер Кировского шинного завода Галина Павловна Голоулина и главный конструктор завода Николай Степанович Голошумов удостоены Ленинской премии 1967 года. В шины типа «Р» уже обуваются ГАЗ-51, ГАЗ-53 и ЗИЛ-130. На очереди семейство минских автомобилей и новый автобус ЛиАЗ-677. А в плане поисковых работ института создание новых шин, пробег которых должен достичь 200 тысяч километров, ш ин , специально рассчитанных для передних и задних колес грузовика, и многие другие новинки, которые улучшат и облегчат эксплуатацию автомобиля. — Наши успехи, — говорит один из лауреатов Иван Иванович Селезнев, — неотделимы от того общего подъема шинной промышленности, который характерен для последнего времени. И нам особенно приятно, что Ленинская премия, являющаяся признанием успешной работы наших шинников — ученых, инженеров, рабочих, — присуждена в славном юбилейном году.неделю с конвейера сошло 13 мотоциклов сверх плана. Большой вклад вносят заводские рационализаторы и изобретатели. Экономический эффект предложений одного только наладчика станков Эдуарда Радкевича превысил 34 тысячи рублей. У же поступила в магазины установочная партия новых мотоциклов М-105. В этом, юбилейном году начнется их серийный выпуск. А в конструкторских черт ежах рождаются новые модели, более мощные, более совершенные.НОВЫЕАВТОМАГИСТРАЛИ АРМЕНИИ«Москвич-433» с кузовом «фургон» — грузовой и предназначен для перевозки одного пассажира, шофера и груза. Грузоподъемность — 400 кг на дорогах с гладким и ровным покрытием и 250 кг на всех остальных дорогах. Кроме кузова, он отличается от модели 408 рессорами и колесами. Рессоры — жестче, диски колес — шире и рассчитаны на шины большего размера.миллионный мотоциклМашины Минского мотовелозавода хорошо знают ив нашей стране и за ее пределами. Завод еще очень молод. В 1947 году здесь был выпущен первый велосипед, а в 1951 году — первый мотоцикл. И вот теперь, в преддверии великого юбилея, со сборочного конвейера сошел мотоцикл 1 * 1 000 000 — трудовой подарок к 50-летию Октября. Его собрала смена мастера М. Г. Ефремкова — ветерана завода. А другой ветеран, заместитель начальника сборочного цеха Г. А. Стриженок на миллионном мотоцикле торжественно, в окружении почетного эскорта объехал вокруг завода. Мотоцикл № 1 000 000 станет самым ценным экспонатом заводского музея. Весь коллектив завода напряженно трудится. За первый квартал этого года было выпущено 498 мотоциклов сверх плана. В апреле завод перешел на пятидневку, и результаты не замедлили сказаться: только за первую пятидневную рабочуюНачалось строительство новой автомобильной дороги Ереван — Севан. Это будет скоростная трасса с двухрядным движением в каждом направлении и зеленой разделительной полосой в 3,5 метра. Хотя она будет лишь на пять километров короче существующей, автомобили пойдут по ней вдвое быстрее, чем теперь. Новая магистраль станет трассой международного туризма. Другое шоссе пройдет вдоль берега Севана до Камо и заменит трудную горную дорогу, построенную много лет назад. У самого берега озера Севан прокладывается дорога, которая откроет движение на Дилижан в объезд города Севана. В недалеком будущем прямее и удобнее станет дорога к Дилижану. Машины не будут взбираться на Севанский (Семеновский) перевал, а пройдут под горой через новый туннель. Точно также сократит дорогу на Степанаван туннель под Пушкинским перевалом, строительство которого намечено закончить в 1969 году. Большие строительные работы ведутся на участке от Эчмиадзина до Октемберяна. Эта магистраль пойдет в обход селений. 20-километровый участок шоссе строители обязались сдать в эксплуатацию к 50-летию Великого Октября.ЕЩЕ ОДИН АВТОВОКЗАЛВ городе Бендеры (Молдавская ССР) недавно сдан в эксплуатацию новый автовокзал. Это подарок автотранспортников 50-летию Великого Октября.Фото А.Молодченко•4-