сОИЕТМ ЬМЮаЛЫЖ • с< 1_*BE¥I»IВЫХОД ИЗ ЗАТРУДНИТЕЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯНочью на неосвещенной дороге трудно подавать назад автомобиль, у которого нет фонарей света заднего хода. Под панелью приборов своего «Москвича-403», слева, я укрепил кронштейн и установил на нем двухпарный тумблер (рис. 1), два средних контакта которого перемкнул. Крайние же контакты (рис. 2) соединил с клеммами указателей поворота, которые расположены с левой стороны под резиновым ковриком выше ножного переключателя (по электросхеме автомобиля — желтый икрасный провода). кой пылью. Такой фильтр чистке практически не поддается, а поэтому его при ходится выбрасывать изаменять новым. Я поступаю в таких случаях иначе. Прежде всего воздухоочиститель я сделал разборным. Переделка состоит в следующем. Обрезав острым ножом кромки оснований фильтра, снял верхнюю сетку. После этого обрезал бумагу в месте соединения ее с каркасом. Из листового алюминия толщиной 2 мм вырезал по внутреннему диаметру корпуса глушителя нижнее основание 1каркаса (см. рисунок). В центре его сделал отверстие с меньшим на 10 мм диаметром, чем в каркасе. Затем края загнул и плотно подогнал под это отверстие. Чтобы установить фильтрв корпусе глушителя шума впуска, необходимо фиксирующее устройство. Для этой цели я вырезал из такого же алюминия пластинку 2 шириной 10 мм и изогнул ее, к ак указано на рисунке. Это необходимо для того, чтобы фильтр было удобнее извлек ать из корпуса. Длина готовой пластинки не должна превышатьнаружный диаметр корпуса глушителя. В пластинке ив центре верхнего основания каркасая просверлил отверстия диаметром 3 мм, которые затем скрепил болтом 3. Теперь необходимо изготовить фильт рующий элемент. Он состоит из обычной фильтровальной бумаги, пропитанной 5—7-процентным спиртовым раствором бакелитового лака (подробно о таком фильтре рассказанов журнале «За рулем» № 4 за 1965 год, стр. 14); Бумажную ленту нужно вырезать высотой по размеруфильтраи длиной не менее 1,5 м. После этого складываем ее в гармошку и помещаем вкаркас . Места соединения бумаги с основаниями каркаса проклеиваем клеем БФ-2. Надеваем верхнюю сетку, вставляем нижнее основание — и фильтр готов.KUUJMIКЛЮЧ дляспицЯ давно езжу на мотоциклах различных марок. И хорошо знаю, с колько хлопот доставляют мотоциклистам рвущиеся спицы колес. Особенно часто это происходит с задним колесом утяжелых мотоциклов. Необходимо проверять натяжение спиц и своевременно подтягивать их.too Но подтянуть старую спицу обычным рожковым ключом не так-то просто. В результате усилия часто срезаются грани ниппеля. Я предлагаю конструкцию ключа, который позволяет избежать этой неприятности. Сделал я такой ключ .из стали 45 толщиной 5 мм, обработав ее и закалив. Сторона ключа 6 мм подходит для спиц с резьбой М4,5 мотоцикла М-72, с отметкой 7 — для спиц с резьбой М5 колес К-750 и «Урала». П. СМИРНОВ г. Рига-41, ул. Волгунтес, 15, кв. 1Р ис . 1. Схема выключателя: 1 — перемычка; 2 и4 — провода к клеммам; 3 — провод к сети на предохранитель. Р и с. 2. Электросхема всего устройства: 1 — блок плавких предохранителей; 2 — выключатель; 3 — ч ерный провод (к звуковому сигналу); 4 — к расный провод: 5 — ж елтый провод. Перемычку соединил с первой, ближайшей от кузова клеммой блока плавких предохранителей, пропустив провод под капотом. Теперь при движении задним ходом я включаю тумблер, и на автомобиле одновременно загораются оба задних сигнала поворота. Дорога достаточно хорошо осВ еЩе1ШУДОБНОВДОРОГЕЮ. СТЕПАНОВг. Петрозаводск-5, ул. Правды, 32, кв. 6ПЫЛЬ НЕ СТРАШНАНа «Явах-350» выпуска 1965 года установлен воздухоочиститель с бумажным фильтрующим элементом. В руководстве по обслуживанию мотоцикла замена мик рофильтра рекомендуется через 20 000 километров пробега (очевидно, имеются в виду асфальтированные дороги). Но при езде по пыльным проселкам (а где туристы не бывают?) срок его работы, естественно, с окращается . Он постепенно замасливается, а поры забиваются мелСтандартный фильтр (слева) и видоизмененная конструкция (справа): 1 — нижнее основание каркаса : 2 — алюминиевая пластинка; 3 — болт. В. К ОЛПАКОВ Кемеровская область, г. Осинники, ул. Кирова, 51, кв. 16Госавтоинспекция не разрешает, и справедливо, ездить на грязной машине. Между тем моек у нас еще мало, а способ с ведром и тряпкой трудоемок и неудобен. И здесь может прийти на помощь простое устройство. Состоит оно из стандартных деталей автомобиля — генератора Г-21, масляного насоса от ГАЗ-51, шлангов любой длины и провода с вилкой. К пластине, которой закрывают входной и выходной каналы масляного насоса, следует приварить наконечники для крепления шлангов. Щетку якоряи обмотки возбуждения надо замкнуть проводом. Теперь остается лишь укрепить на деревянной площадке генератор и жестко соединить с его валом масляный насос. Поставив машину возле любой речки, озера или пруда, опускаем шланг в воду. Вилку с идущим от генератора проводом вставляем в гнездо для переносной лампы. Мойка начинает работать сразу же, создавая достаточно большой напор. Если на автомобиле слабый аккумулятор, следует пустить двигатель. После окончания мойки воду из насоса надо удалить. А затем залейте в него немного масла для того, чтобы шестерни не корродировали. В. ЗАГОРСКИЙ Новгородская область, njo колхоз «Ленинский путь» Веретье,Домашнийадресвсем ответить . Вот ипришлосьпроситьпомощиужены — п ишем вдвоем...». С колькодобротыиотзывчивостив сердце этого человена! В третьем письмеИгорьНиколаевичрассказываето себе: «Вероятно, любовь ктехнине , стремление мастерить — все это передалось мне по наследству. После школы без раздумий пошел втехническийвуз . В 1962 году окончил авиационный институт по специальности « п риборостроение » . Ж ена (Галина Павловна) т ожеинженер . В одной группе учились...». К актут не позавидовать сегодняшнеймолодежи ! Я жеокон ­ чил одномесячныекурсытрактористов да полковую школу танкистов. И теперь, спустя тридцать пять годочков, думаю: а не есть ли мой молодой другсын моего однополчанинаФоми ­ чева? А вдруг?.. А покамест большое спасибо Игорю Николаев ичуи Галине Павловне! Право же , ж урнал недаром знакомит читателей сдомашни ­ ми адресами своих корреспондентов ! Наша переписка перерастает вдружбу людей двухпоколений . В. П ЕТРИШИН г. Винница-14, ул. Литвиненко, 110К сожалению , я новичок среди подписчиковжурнала «За рулем». Мне нравитсято , что в «Советах бывалых » у казывает ­ ся точное место проживания автора каждого совета. Это, видимо, делается для того , ч тобычитательмогдополнительнопроконсультироватьсяу более опытноготоварища . Мне хочется сказатьпару слов одвух « б ывалых » . Собственно, и мя мотолюбителя из Томска почему-то нет желанияупо ­ м инать . Для улучшения освещения он предложилприменятьполупроводниковыедиоды . Но на один из « ч астных » вопросов автор совета таки не собрался мне ответить . А вот автор заметки «Такой переключатель удобнее» («За рулем», N9 2, 1967 г.) м осквичИгорьНиколаевичФомичев не только берет вруки перо, но и радует иснателей запчастей пос ылками . В своем письмеон сообщает: «Сегодня послал Вам прерывательуказателя поворотов илампочки . . . Если пригодится , буду рад». «Не удивляйтесь, — г оворится во втором письме , — что письмовотличие от первогонаписанодругимпочерком : в ответ на заметнувжурналеполучилужеоколодвухдесятков писем ссамымиразличными просьбами ивопросами ; с тараюсь•20-