26
27
НАДЕЖНОСТЬ ТОРМОЗОВБолее трех четвертей выпускаемых в настоящее время автомобилей оборудуются тормозами с гидравлическим приводом. Такая система получила наибольшее распространение благодаря тому, что она проста, постоянно готова к работе, имеет высокий коэффициент полезного действия. Но у гидравлического привода и свои недостатки — он отказывает в работе, если нарушается герметичность, попадает воздух в систему или в ней образуются паровые пробки; к.п.д. гидропривода при низких температурах окружающего воздуха уменьшается. Однако наиболее опасно нарушение герметичности системы. В этом случае, как правило, гидропривод сразу же выходит из строя. Недавно был проведен анкетный опрос 50 водителей автомобилей наиболее распространенных моделей («Москвич-402, 407, 403», «Победа», «Волга», «Запорожец», ГАЗ-51 и ГАЗ-69). Стаж работы их колебался от одного года до 25—30 лет. Установлено, что из 50 машин у 29 (58 процентов) по целому ряду причин 38 раз отказывал гидропривод тормозов. Опыт водителям не помогал — тормоза не слушались одинаково и новичков, и точно так же водителей, с большим стажем. Восемь причин вызывали неисправности, которые могли привести к аварии. Данные об их частоте приводятся в таблице. Неисправности гидропривода Разрыв манжеты главного тормозного цилиндра Заклинивание поршней колесных цилиндров Течь в тормозных цилиндрах Течь в главном тормозном цилиндре Набухание манжет Течь в соединениях Разрыв трубок (шлангов) высокого давления Засорение отверстия клапана главного тормозного цилиндра Количество случаев 16 21 33211 38 Проценты 2,63 15,78 55,29 7,89 7,89 5,26 2,63 2,63 100Вам, молодые мотоциклистыВодитель едет, но настораживается: машина как-будто стала плохо слушаться руля. Неудобство нарастает. Догадываясь, в чем дело, и теперь уже спеша остановиться, водитель все же удерживает себя — замедляет движение только ручным тормозом и, наконец, съезжает на обочину. Так и есть: спустила задняя шина. — Долго ли я так ехал? — беспокоится водитель. Поддайся он первой реакции и нажми на педаль тормоза, покрышка провернулась бы в ободе и вырвала вентиль из камеры. Подвеска эластична, и именно поэтому малоопытные водители слишком поздно обнаруживают недостаток воздуха в шине, а потом удивляются, увидев вдруг, что корд боковины покрышки стал как мочало. В подобной ситуации лучше остановиться и проверить давление в шине. Парадоксально, но старые мотоциклы в этом отношении были лучше: при-жестком креплении колеса сильного толчка не прозеваешь. Для бывалого мотоциклиста все очень просто. Снять колесо, размонтировать шину, сменить или заклеить камеру и т. д. Максимум полчаса возни — и можно продолжать путь. «Зеленому» водителю этот небольшой ремонт подчас доставляет крупную неприятность. Дело в том, что многие из покрышек монтируются на обод и снимаются очень туго. Главным образом по этой причине мо ­ лодые, да и не только молодые водители, вынужденные применять силу, дырявят монтажными лопатками камеру и обрывают ими бортовую проволоку. Наш мотоциклист не был простакомКак видим, наиболее часто дает о себе знать течь в тормозных цилиндрах. Для выяснения причины, приводящей к ее появлению, необходимо кратко рассмотреть условия работы тормозных цилиндров. При интенсивном торможении часть тепла, выделяющегося от трения тормозных колодок о барабан, расходуется на нагревание тормозных цилиндров. Установлено, что температура жидкости и деталей цилиндров может возрасти до 100 градусов и выше. Давление жидкости в системе гидропривода в отдельных случаях достигает 80—100 атмосфер. Понятно, что резиновые манжеты, уплотняющие тормозные цилиндры, работают в тяжелых условиях. Бывает, что от длительного нагрева резиновые манжеты теряют эластичность, становятся жесткими и, естественно, разрушаются. Причина — в неправильной регулировке («затяжке») тормозов. Манжеты теряют эластичность и при низких температурах окружающего воздуха. Обычно это случается при длительном безгаражном хранении автомобилей в зимнее время. По мере нагрева тормозов течь чаще всего прекращается. Подтекание жидкости в тормозных цилиндрах вследствие износа зеркала цилиндра и уплотняющих кромок манжет обычно возникает, когда применяется жидкость низкого качества. Гидротормозные жидкости БСК и ЭСК (спирто-касторовые) имеют хорошие смазывающие свойства и, как правило, не вызывают значительного износа, приводящего к появлению течи. Нередки случаи, когда грязь, продукты износа и коррозии, попав под уплотняющие кромки манжет, вызывают течь в тормозных цилиндрах. Она возникает и после замены изношенных накладок тормозных колодок, если при этом не очистить систему гидропривода от грязи и продуктов износа. Это явление несложно объяснить. По мере износа тормозных накладок поршни и манжеты смещаются к наружным сторонам цилиндров, а на освободившихся поверхностях оседают продукты износа и коррозии. После установки колодок с новыми накладками, большей толщины по сравнению со старыми, поршни с манжетами займут первоначальное исходное положение, а частицы износа и коррозии при этом могут попасть под уплотняющие кромки манжет. Поэтому-то при смене тормозных накладок и надо тщательно промывать систему гидропривода. Применяемые в гидроприводе резиновые детали изготовляются из натурального каучука, и любая нефтяная жидкость, даже в небольшом количестве попавшая в систему гидропривода, может вызвать серьезные их повреждения. Ошибочное же заполнение системы нефтяной жидкостью, например, амортизаторнои, выведет гидропривод из строя в течение нескольких часов. Даже масляные отпечатки пальцев на резиновых деталях могут стать причиной их набухания с теми же последствиями. Поэтому во время ремонта гидропривода необходимо следить за чистотой рук, пользоваться чистыми обтирочными материалами, а детали складывать на чистую бумагу. Вода, попавшая в систему, также может вызвать течь жидкости. Ведь растворенные в ней соли ускоряют коррозию и износ трущихся деталей. А попасть в систему вода может из-за небрежности при заливке жидкости. Тормозные жидкости ЭСК и БСК вода расслаивает. Это видно даже невооруженным глазом. А вот «обводнение» тормозной жидкости ГТЖ-22 в обычных условиях установить трудно, так как вода и эта жидкость взаимно растворимы. Зная причины выхода из строя гидропривода тормозов, предупреждая их; можно эксплуатировать автомобиль, не опасаясь, что тормоза подведут. С. КЛЮШНЕВ, П. ФИЛАТОВ, инженеры•26- и, подняв мотоцикл на подставку, принялся внимательно осматривать каждый сантиметр покрышки. Удача! Сверкнула шляпка гвоздя. По крайней мере, не надо будет канителиться, мазать слюной подозрительные места камеры или искать лужу. Теперь важно только, не повредив ее, снять и надеть покрышку. Предстоящая работа в общих чертах известна всякому (по аналогии с велосипедом), и поэтому многие считают совершенно напрасной тратой времени заглянуть в книгу и поинтересоваться, что там сказано о монтаже мотоциклетных шин. «Потерпевший» будет главным образом стараться засунуть понадежней под борт монтажную лопатку и, придерживая ногой колесо, изо всех сил перетягивать борт через закраину обода. Правда, его может озадачить, что монтажные лопатки гнутся, а борт не поддается. Но в конце концов усилия увенчались успехом, шина размонтирована, а прокол быстро заклеен. При монтаже затруднения возобновились; сначала в борту покрышки даже как будто хрустнуло, но затем дело пошло легче. Наконец неприятная работа окончена. Но накачать шину не удалось, несмотря на энергичные действия насосом. Теперь надо вторично вытаскивать камеру. И тогда, обнаружив в ней вдобавок к маленькому, заклеенному проколу еще две рваные дыры, сделанные монтажной лопаткой, водитель убеждается, как часто торжество бывает преждевременным. Приходится пускать в дело запасную камеру и набраться терпения. С исправной камерой шина быстро наполнилась воздухом, но как заколдованная стала сваливаться с обода, хотя водитель заталкивал ее обратно монтажными лопатками и даже в отчаянии защемлял ногой. Трудно сразу поверить, что произошло непоправимое: лопнула бортовая проволока. Повреждение камеры и покрышки собственными руками большая неприятность. Поэтому позволительно еще раз напомнить о приемах монтажа. Основное правило состоит в том, чтобы борт, за исключением небольшой, поддетой монтажными лопатками части, мог беспрепятственно входить в углубление обода. Перед тем, как снять покрышку, необходимо выпустить из камеры оставшийся воздух и втолкнуть вентиль внутрь обода. Затем обжать покрышку с боков ногами, чтобы снимаемый борт отстал от полок обода и входил в его углубление (если между бортом и ободом защемлена камера, ее осторожно заталкивают внутрь покрышки). Поддевая монтажной лопаткой борт около вентиля, одновременно вдавливают его противолежащую полуокружность в углубление обода. Затем, выводя второй монтажной лопаткой небольшие участки борта наружу, удерживают еще не снятую его часть в углублении обода. Желательно пользоваться монтажными лопатками с хромированными или полированными концами, а очень тугие покрышки смачивать (включая борт) мыльной водой или слегка смазывать консистентной смазкой. Снятую покрышку необходимо осмотреть и ощупать внутри: нет ли в ней гвоздя, осколка стекла и т. п. Не успокаивайте себя тем, что один гвоздь уже извлечен. Изнутри покрышки может торчать еще одно острие, которое только и ждет, чтобы продырявить камеру. Проверьте, не отслоились ли нити корда — они протирают в камере дыры не хуже гвоздя. Дочиста удалите при помощи тряпки и насоса попавший в покрышку сор. Придирчиво осмотрите камеру, потому что гвоздь нередко прокалывает сразу две дыры, а если покрышка перед остановкой провернется, то прострочит камеру, как швейная машина; подозрительные места в порядке профилактики целесообразно заклеить. Попудрите слегка накачанную камеру и покрышку изнутри. Монтируя шину на траве, подложите что-нибудь, а то захватите бортом траву. Укладывая в покрышку камеру, прежде вставляют в отверстие обода вентиль и следят, чтобы она расположилась без складок. Слегка поддутая камера реже защемляется бортом и монтажной лопаткой. Об этом надо помнить. Начинают заправлять полуокружность борта, противолежащую вентилю, и заканчивают около вентиля. Чтобы последний участок около вентиля было легче перетянуть через закраину борта, надо надавить на борт ногой или ударить по нему деревянным молотком, продолжая удерживать надетую часть в углублении обода. Некоторые обода имеют в углублении поперечные ребра, которые предотвращают соскакивание покрышки на ходу при разрывах камеры, но мешают при монтажных работах. В этом случае начинают монтаж около вентиля и заканчивают на середине участка с ребрами; демонтаж начинают на участке ребер, предварительно втолкнув в обод вентиль. Монтажную лопатку можно всовывать под борт только неглубоко, чтобы конец ее не доходил до флепа, а надавливая, необходимо ощущать, упирается ли она в металл обода или в камеру. При этом, пока возможно, место упора конца лопатки под покрышкой контролируют пальцем. Если на боковине покрышки нанесена балансировочная метка красного цвета (самое легкое место), то покрышку располагают меткой около вентиля. В отверстии вентиль должен установиться прямо. Выравнивают его, повертывая покрышку на ободе вправо и влево при ненакачанной камере. Накачивая камеру, следят, чтобы расстояние от центрирующего круга на боковине покрышки до края обода везде было одинаковым: если надо, выравнивают его, ударяя боком полунакачанной шины о землю. Лучше накачать шину дважды. Конечно, мало кому охота долго работать насосом, но благодаря этому приему в первом случае камера, расправляясь, посадит борта покрышки на полки обода, а во втором (после того, как вы выпустите часть воздуха), накачанная вторично, наверняка уляжется без складок и не защемится бортом покрышки. Заклеивание камеры менее надежно, чем вулканизация. Это известно всем, кто пользуется пневматическими шинами. Правда, у «холодного» способа есть свое преимущество: многим он знаком еще с детских лет Напомним только, что прочнее держится заплата, обстуканная молотком и присыпанная тальком. Методов вулканизации в пути много, и любой из них хорош, если освоенводителем. Лучше других — с применением свежих горючих брикетов (старые подведут — слабо греют) и струбцины. Но нередко пытаются прогреть заплату, прикладывая ее к выпускной трубе, и перегревают при этом резину или делают из маленького прокола дыру с пятачок. Те, кто умеет вулканизировать «без промаха», не нуждаются в наших советах. А вот тем, кто собирается осваивать это тонкое искусство на обочине, советуем не рисковать единственной камерой, а, не мудрствуя, наклеить временную заплату и при первой возможности воспользоваться вулканизацией. Пороха тут не изобретешь, а камеры можешь лишиться. Правда, о некоторых выдумках по этой части уместно напомнить. В прошлом проколотое место эластичной камеры из натурального каучука защемляли согнутой пополам мелкой монетой. Покрышку с размочаленным кордом теперь спасают, намазывая внутри восковой пастой для полировки автомобилей. Не очень «научно», но возразить трудно, потому что, например, бросовая покрышка, намазанная пастой, третий год исправно работает на заднем колесе мотороллера, не причиняя беспокойства водителю. Если пробьет покрышку, внутрь устанавливают манжету из прорезиненной ткани со срезанными наискось краями, стянутую веревкой так, чтобы накачанная камера умеренно распирала покрышку. Хотя, надо заметить, такой ремонт оправдан только тем, чтобы не «пустить корни» на обочине. М. ГИНЦБУРГ•27-