14
15
• 1920 г., 29 ЯНВАРЯ. На общезаводском собрании АМО обсуждался вопрос о ремонте маршрутных поездов. После собрания амовцы взяли со станции Кожухово два неисправных паровоза и 40 вагонов. Отремонтировали их во внеурочное время ив воскресные дни. А вскоре группа заводчан отправилась на восстановленном транспорте в Поволжье и Прикамье для заготовки продовольствия, необходимого фронту и рабочим заводов. ф 1920 г., МАРТ. Центральная автомобильная секция ВСНХ объединила все авторемонтные заводы и мастерские. В ее ведение перешло 23 предприятия со штатом 6300 рабочих и 1900 служащих. ф 1920 г., МАРТ. На заводе АМО организованы курсы автомобильных механиков, на которых обучалось 15 молодых рабочих. Они овладевали теорией, изучали механику, физику, химию, черчение. ф 1920 г., 10 ИЮНЯ. Совет Народных Комиссаров издал декрет, подписанный В. И. Лениным, «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям». В декрете предусмотрены средства, регламентирующие использование автотранспорта: регистрация автомобилей, номерные знаки, путевые листы, меры по предотвращению опасности в связи с движением автомобилей, создание автоинспекции и другие. ф 1920 г., АВГУСТ. На Московском ипподроме впервые разыграно первенство Москвы, а затем РСФСР по мотоциклетному спорту. В дальнейшем эти соревнования стали традиционными. ф 1921 г., АПРЕЛЬ. Коллектив завода АМО приступил к изготовлению автомобильных двигателей. В. И. Ленин высоко оценил достижение амовцев. В телеграмме, посланной на АМО, глава Советского правительства писал: «Завкому и всем рабочим 1-го государственного автомобильного завода. Многоуважаемые товарищи! Я получил от председателя вашего завкома тов. Смирнова сообщение о выпуске двигателей и приглашение на праздник 7.IV. Поздравляю вас, товарищи, с успехом работы ис годовщиной курсов автомобильных механиков. От всей души желаю бодрой работы, которая, несомненно, принесет дальнейшие успехи...» ф 1922 г., 4 МАРТА. Комиссия по восстановлению крупной промышленности под руководством В. В. Куйбышева приняла решение об организации специального объединения заводов автомобилестроения под названием ЦУГАЗ. В решении комиссии указывалось: «... признать принципиально необходимым постановку в России автомобилестроения в массовом масштабе». ф 1922 г., АВГУСТ. На бывшем РусскоБалтийском заводе в Филях (под Москвой), эвакуированном еще в 1915 году из Риги, началось производство легковых автомобилей из частей, привезенных заводом во время эвакуации. Вследствие неналаженности производства выпуск машин был вскоре прекращен. ф 1922 г., СЕНТЯБРЬ. Проведена первая в послереволюционное время автомобильная гонка по маршруту ПетроградПсков — Петроград (573 км). Лучший результат показал Мякииин на автомобиле «Мерседес» (время 11 часов 36 минут). ф 1923 г. ЯНВАРЬ. Вышел первый номер журнала «Мотор» («Журнал механического транспорта на суше, на воде ив воздухе»). Среди других материалов в нем опубликована статья «К динамике автомобиля», написанная выдающимся русским ученым Н. Е. Жуковским — «отцом русской авиации», как его назвал В. И. Ленин. ф 1923 г., МАРТ. Открыт «Московский автомобильный клуб» Союза транспортных рабочих, который объединился с Московским обществом мотоциклистов и велосипедистов. Одновременно открыт автомотоклуб в Петрограде. Ф 1923 г., ИЮНЬ. Дан старт первому Всероссийскому пробегу легковых автомобилей по маршруту Москва — Смоленск — Витебск — Псков — Петроград — Москва (1953,7 км); в путь отправилось 50 человек. ф 1923 г., СЕНТЯБРЬ. Состоялся первый Всероссийский испытательный пробег грузовых автомобилей по маршруту Москва—В. Волочек—Москва (629,5 км); в нем приняло участие 15 человек. ф 1924 г., 8 АВГУСТА. Открылось регулярное автобусное движение в Москве. Ф 1924 г., 1 НОЯБРЯ. Собран первый автомобиль АМО-Ф-15. К 6 ноября сумели собрать уже десять машин. Колонна первых советских автомобилей прошла по Красной площади в день празднования -седьмой годовщины Великого Октября. ф 1924 г., НОЯБРЬ. Для проверки качества АМО-Ф-15 организован испытательный пробег трех автомобилей по маршруту Москва — Ленинград — Смоленск — Москва. ф 1925 г., 21 ИЮНЯ. На улицах Москвы появились первые такси. Газеты сообщали: «Пока крейсирует 15 таксомоторов системы «Рено». В будущем, ввиду симпатий, завоеванных такси среди москвичей, и сравнительной дешевизны стоимости проезда, количество их значительно увеличится». Сейчас в столице курсируют 11 тысяч автомобилей-такси отечественного производства. ф 1925 г., АВГУСТ — С ЕНТЯБРЬ . Организован пробег легковых автомобилей по маршруту: Ленинград — Москва — Тула — Орел — Курск — Харьков — Артемовск — Ростов — Владикавказ — • Тифлис — Москва (4984 км), и грузовых машин по маршруту: Ленинград — Москва — Тула — Орел — Курск — Москва (1724 км). В пробегах приняли участие 124 автомобиля.Многие читатели просят рассказать, что представляет собой бензин той или иной марки, какова роль отдельных входящих в его состав компонентов. Для ответа на эти вопросы мы предоставляем слово начальнику сектора эксплуатационных испытаний отдела топлив и смазочных материалов Государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта Михаилу Ивановичу БОРИСОВУ.Каждый водитель хорошо знает эту легкоиспаряющуюся горючую жидкость. Речь, конечно, идет о бензине. Он имеет резкий специфический запах, легче воды и практически не растворим в ней. Плотность (удельный вес) его 3 0,700—0,770 г/см . Требования, предъявляемые к бензину, многообразны. Он должен обеспечивать легкий и надежный пуск, бесперебойную работу двигателя при любых практически встречающихся условиях эксплуатации автомобиля. Бензин должен обладать качествами, обеспечивающими нормальное горение рабочей смеси, не быть коррозийно-агрессивным, не содержать механических примесей и воды, а также «е изменять своих свойств при длительном хранении. Одно из важнейших его эксплуатационно-технических свойств — антидетонационная стойкость. Оценивается она октановым числом. А оно принимается численно равным процентному содержанию изооктана в такой его смеси с нормальным гептаном, которая равноценна данному бензину по антидетонационной стойкости. Между октановым числом и антидетонационной стойкостью прямо пропорциональная зависимость. Изооктан и нормальный гептан — специальные углеводороды, имеющие близкий физико-химический состав и свойства, но прямо противоположную способность противостоять детонации. Октановое число изооктана условно принято за 100, а нормального гептана — за 0. В нашей стране для большинства марок бензинов приняты моторный (ГОСТ 511-61) и исследовательский (ГОСТ 8226-61) методы оценки октановых чисел. Октановые числа, оцененные по мо ­ торному методу, в большей степени отвечают условиям работы автомобиля на загородных магистралях, а по исследовательскомув крупных городах. Двойной контроль антидетонационной стойкости необходим для более полной оценки бензина по основному показателю качества. Октановое число определяет возможную полноту использования в двигателеАВТОМОБИЛЬНЫЕБЕНЗИНЫ•14- Физико-химические показатели бензинов А-66 Октановое число определяемое моторным методом (не менее) определяемое исследовательским методом (не менее) Содержание ТЭС, г на 1 кг бензина (не более) Упругость насыщенных паров, мм рт. (не более) Содержание серы, проценты (не более) Содержание смол, мг на 100 мл (не более) Индукционный период, мин (не менее) Цвет столбаНормы по маркам бензина ГОСТ 2084-56 ЭТУ 618-60 АЗ-66 А-72 А-76 А-90 А-93 А-98ьЯfejt-roа *wco *666G72 76 — 500 0,15 10 480 —76 80 0.4183 90 0,7385 93 0,7389 98 0,75— 95 — — 0,10 2 600 —не нормируется 0,82 0,82 500 700 0.15 0,15 АО 20 380 360 от красного до оранжевого (этилированный)500 500 0,15 0,10 10 5 480 500 от синего до зеленого (этилированный)500 500 0,05 0.05 22 500 500 от розового до красногоэнергии, содержащейся в топливе. Увеличение его позволяет повысить степень сжатия, а следовательно, мощность и экономичность двигателя. Повышают октановые числа, совершенствуя технологию производства бензина или применяя так называемые антидетонаторы — специальные присадки. Наиболее распространенный антидетонатор — тетраэтилсвинец (ТЭС), который используют в виде этиловой жидкости. Отсюда и термин «этилированный бензин». Эти бензины токсичны. Поэтому при работе с ними необходимо строго соблюдать специальные санитарные правила, утвержденные Главным государственным санитарным инспектором СССР. Чтобы можно было легко отличить их, этилированные бензины окрашивают специальными красителями. Бензин — это продукт переработки нефти, смесь различных углеводородов. Поэтому он не имеет какой-либо определенной температуры кипения. Фракционный состав его определяют, нагревая, а затем и испаряя 100 мл испытуемого топлива. При этом в начале нагревания из бензина выкипают легкие углеводороды (фракции), а затем более тяжелые. Характерными точками являются температура начала кипения, температура, при которой испаряется 10, 50 и 90 процентов топлива, и температура конца кипения. Как правило, они и указываются в ГОСТах и паспортах качества бензина. ГОСТ и паспорт качества — два очень важных документа. Первый показывает, каким требованиям должен отвечать тот или иной продукт, а второй — каков он по результатам лабораторных испытаний. По существующим правилам поставщик обязан снабжать каждую партию нефтепродуктов паспортом качества, копия которого должна быть на каждой АЗС и предъявляться по первому требованию потребителя. Зимой необходим бензин с хорошими пусковыми свойствами, то есть с низкими температурами начала и конца кипения. Летом следует применять бензин более тяжелого фракционного состава. Помимо фракционного состава на испаряемость бензина в значительной мере влияет давление упругих (насыщенных) паров. Упругостью паров называется давление, при котором пары бензина над его поверхностью находятся в состоянии начала конденсации. Чрезмерно высокая упругость паров может статьпричиной нарушения подачи горючей смеси и образования паровых пробок в системе питания двигателя. Особенно часто такое бывает летом. Имеющаяся в бензине сера влияет на износ двигателей (в первую очередь цилиндров и поршневых колец), октановое число и эффективность действия антидетонаторов. Исследованиями было установлено, что повышение ее содержания в топливе с 0,05 до 0,3 процента снижает моторесурс двигателя в 3—3,5 раза. Немаловажное значение при определении качества бензина имеет и то, как много в нем содержится смол. Осмоление карбюратора, бензонасоса, бензопроводов, впускного трубопровода, повышенное нагарообразование в камерах сгорания, на стержнях клапанов и зависание клапанов — все эти «беды» происходят из-за большого содержания смол в бензине. Поэтому нефтеперегонные заводы строят технологию получения бензина так, чтобы в нем было минимальное количество смол. Способность бензинов не окисляться и не осмоляться в течение определенного времени в среде кислорода при температуре 100 градусов называется индукционным периодом, который оценивается в минутах. Чем выше индукционный период, тем более стабильным является бензин. Основные физико-химические показатели качества бензинов приведены в таблице. По действующим в нашей стране стандартам и техническим условиям выпускаются следующие марки автомобильных бензинов: по ГОСТ 2084-56: А-66, А-72, А-76; по ВТУ НП-67-60: «Экстра»; по ЭТУ 618-60: А-90, А-93, А-98. Кроме того, с учетом специфических условий эксплуатации автомобилей в различных климатических условиях, предусмотрен выпуск специальных, так называемых зональных автомобильных бензинов — по ГОСТ 2084-56 — АЗ-66 и по ВТУ НП-190-65 — А-76 «Северный». АЗ-66, А-66 и А-76 выпускаются как этилированными, так и неэтилированными, А-72 и «Экстра» — только неэтилированными, а А-90, А-93 и А-98 — только этилированными. Некоторые виды поршневых двигателей работают на бензинах, октановое число которых составляет 100 и даже выше. Это бензины, в которые добавлены изопропиловый эфир, ацетон и этиловая жидкость. Специальными исследованиями было установлено, что двигатели автомобилей старых моделей — «Москвича-400», «Москвича-401», «Победы», — имеющие степень сжатия 6,2—6,3, могут нормально работать на бензине с октановым числом 66. Поэтому их и рекомендуют эксплуатировать в южных районах всесезонно ив средней полосе СССР в летнее время на А-66, а на АЗ-66 зимой в средней полосе СССР и всесезонно в северной климатической зоне. Автомобили «Запорожец-965», «Москвич-402», «Москвич-403», «Москвич-407», «Волга ГАЗ-21», ГАЗ-12 рекомендуется эксплуатировать на А-72 во всех климатических зонах. Новые машины — «Запорожец-966», «Москвич-408», ГАЗ-21 Д, ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А — и их модификации должны работать в летнее время в средней полосе и всесезонно в южных районах на бензине А-76, а зимой в средней полосе и всесезонно в северных районах на бензине А-76 «Северный». Автомобили высшего класса всегда эксплуатируются на бензине «Экстра». Как правило, заменять бензин какойлибо марки можно только более высокооктановым топливом. Как исключение допускается применение смесей. Например, вместо бензина А-72 применить смесь А-66 и А-76 по объему 1 : 1, а бензин А-76 можно заменить составом из 90—92 процентов бензина А-72 и 8-10 процентов А-98. Некоторые автолюбители считают, что чем выше октановое число бензина, тем лучше. Это ошибочное мнение. Эксплуатация автомобиля на бензине со слишком низким для него октановым числом вызывает детонацию двигателя. Но если, например, заставить работать мотор «Москвича-400» или «Победы» на бензине А-76, то он будет перегреваться, возможен даже прогар клапанов. Поэтому во всех случаях следует пользоваться бензином, который предназначен для данного двигателя. В этом залог его надежной, безотказной работы и повышения моторесурса. М. БОРИСОВ, инженерпнлвЕчагаш читатЕлям•15-