Уважаемая редакция! Недавно руководительница 7-го класса Вильнюсской средней школы № 2 имени Саломеи Нерис Лайма Скиркайте попросила меня провести с ребятами беседу о правилах движения автотранспорта. Вы знаете, сказала она, я уже третий год подряд рассказываю им, как переходить улицу. Надоело и им и мне. Может быть, вы что-то скажете новое? Начал я беседу с эпизода из истории Великой Отечественной войны. ...Лето 1944 года. Идут тяжелые бои за освобождение Литвы. По шоссе в сторону фронта движутся колонны советских войск. Тягачи с орудиями, грузовики со снарядами, с пехотой, продовольствием. А навстречу — другой поток машин. Многие из них везут раненых. Дорога запружена до предела. Высоко в небе появились вражеские бомбардировщики. Тревожная команда «Воздух!». Грохнула первая бомба, взметнув к небу столб земли и дыма. В несколько секунд шоссе обезлюдело. Многие машины остались на дороге. Водители укрылись в ямах, в оврагах, под кронами редких деревьев. Еще бомба, еще. Самолеты с черными крестами один за другим ныряли вниз, спеша освободиться от груза — фашисты знали, что с востока вотвот примчатся краснозвездные истребители. И в спешке мазали. Но вот раскаленные осколки ударили по колонне. Над тяжелым трехосным грузовиком со снарядами закрутился дымок. Грозная опасность нависла над колонной. Что будет, когда рванут пять тонн снарядов, когда один взрыв вызовет другой... Плотнее вжались солдаты в землю, ожидая страшной минуты. И вдруг из канавы, неподалеку от дороги, к горящему «студебеккеру» метнулся высокий парень с погонами старшего сержанта. Вскочил в кабину, завел мотор и, круто повернув машину, прямо по полю погнал ее к темнеющему вдали лесу. Самолеты все кружили, стучали зенитки — уже шел бой. Но в эту минуту никто не смотрел в небо. Привстали солдаты, гадая, кто выиграет поединок в горящем автомобиле: смельчак-шофер или смерть?Быстро удалялся грузовик. Вот он уже на краю поля. Дальше кусты, потом лес. Еще десяток метров — и водитель выпрыгнул из кабины, пробежал немного и упал на землю. И в это время дрогнула земля, клуб огня взметнулся над кустами, взрывная волна пронеслась над колонной. А несколько минут спустя, перед тем, как двинуться дальше, командир артиллерийской бригады здесь же, в толпе взволнованных пережитым бойцов, снял со своей груди орден Красной Звезды и вручил его смельчаку. К удивлению многих, старший сержант Геннадий Мадзюк, девятнадцатилетний комсомолец, оказался вовсе не шофером, а командиром отделения артиллерийской разведки. — А где же ты ездить научился, орел? — спросил полковник. — В школе. Когда в девятом классе учился... Эту маленькую историю, героем которой был мой друг и коллега по автомобильному кружку в Ухтинской (Коми АССР) средней школе в 1941 году, ребята слушали затаив дыхание. А потом посыпались вопросы. Да, говорили ребята, мы хотим изучать не только правила движения, но и автомобиль, мотоцикл. И не только теоретически. Хочется и самим поездить, пусть с инструктором, пусть на закрытых трассах. И думается, это не прихоть, не стремление к развлечениям. Из тех тысяч школьников, которые мечтают стать юными водителями, возможно, вырастут шоферы-профессионалы, знатоки автомобильного дела, техники, инженеры-автотранспортники, автомобилестроители. Директора школ, преподаватели, работники отделов народного образования, комсомольские активисты, пионервожатые, с которыми мне довелось беседовать, в один голос заявляют: ребята тянутся к техническим знаниям, им надо помочь. Обеими руками голосуют за создание в школе автомотокружков и работники автоинспекции. Совершенно ясно, говорят они, что в интересах безопасности на дорогах выгоднее с детства обучать людей правилам движения. Другой довод «за» — намного облегчится в будущем подготовка водителейпрофессионалов (а сколько их потребуется в ближайшие годы!). Массовое вовлечение подростков в изучение автомототехники сделает автомобиль и мотоцикл более популярными среди молодежи, да и поднимет уровень советского автомотоспорта. А какое огромное значение это имеет для армии! Ведь в ее ряды будет приходить пополнение, уже знакомое с техникой. И, на-ШКОЛЬНИК ХОЧЕТ СТАТЬ ШОФЕРО•12-конец, довод не менее важный: удастся занять хорошим делом подростков, иной раз болтающихся по улицам в поисках «романтики». Короче говоря, все «за», но... Но как только дело доходит до организации изучения автомобиля и мотоцикла, обнаруживаются десятки препятствий: то нет помещения, то агрегатов, механизмов, плакатов. Возникает множество других вопросов: кто должен стать организатором? В какую форму должно это вылиться — в кружок? Курсы? Юношеский автомотоклуб? Кто будет учить? На каких условиях? Полагаю, что главными опорными пунктами в распространении технических знаний среди учащихся, подростков должны стать внешкольные учреждения — дома пионеров и школьников, комсомольцев и школьников, станции юных техников, дворцы пионеров. Эти учреждения имеют, как правило, добротные помещения, штат работников, денежные средства, материально-техническую базу. Но ив самих средних школах нужно организовывать автомотокружки, спортивные секции. Наша школа — политехническая — и, следовательно, изучение автомотодела, занятия техническими видами спорта должны приобрести организованный характер, быть узаконены приказами и распоряжениями Министерства просвещения СССР, министерств просвещения союзных республик, органов народного образования на местах. Надо, чтобы в их планах, планах школ всегда находилось место для работы кружков, юношеских автомотоклубов, курсов, спортивно-технических соревнований юных автомобилистов и мотоциклистов, многих других мероприятий, где проверяются технические знания и умение ребят управлять техникой. Львиную долю организаторской работы нужно взять на себя комитетам ДОСААФ школ с помощью местных автомотоклубов и спорттехклубов. Это и есть то живое, интересное дело, которым можно и нужно увлечь ребят. Говорю это, основываясь на собственном опыте. Я литовец, но родился и жил до войны в России. Накануне войны учился в средней школе в городе Ухта Коми АССР. Осенью 1940 года 19 ребят и девчат нашего 9-го класса — все комсомольцы — по своей инициативе решили изучать автодело. Осоавиахим пошел навстречу и выделил преподавателя Александра Сучкова, бывшего мастера Московского автозавода. Вместе с ним мы раздобыли списанный ЗИС-5, разобрали его. Раму, двигатель и другие агрегаты притащили в класс и стали заниматься по два вечера в неделю. Когда грянула война, мы проходили стажировку. А затем заменили взрослых шоферов, ушедших на фронт. Немного позднее призвали и нас на фронт. Из числа окончивших наш кружок многим пришлось иметь дело с техникой. Так, Марк Калужский был водителем «катюши», Георгий Панин — командир танка, награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны. После войны он — автомеханик, затем начальник гаража в Ухте. О Геннадии Мадзюке я рассказал в начале письма. Безусловно, найдутся энтузиасты, которые будут работать с ребятами безвозмездно, как это сделал без всяких указаний «сверху» в литовском городе