16
17
ПЛАВНЫЙ ХОД «ВЕТЕРАНАМ»На двадцатом заседании нашего «Клуба» [«За рулем», 196S г., № 8) автолюбитель М. Чернявский выступил с предложением устанавливать телескопические амортизаторы «двойного» действия в переднюю подвеску «Москвичейя-иветеранов» по разработанному им способу. Очередь оставалась за задней подвеской. Эту задачу решили московский инженер В. И. ЕВЛАНОВ и автолюбитель В. П. ВОЛОСТНИКОВ из Хабаровска. Им мы и предоставляем 'слово сегодня. ф СПОСОБ В. ВОЛОСТНИКОВА — более простой. Надо изготовить верхние и нижние кронштейны крепления амортизаторов, просверлить четыре отверстия в основании кузова и закончить монтажом. Нижний кронштейн (рис. 1) делают из шестигранника со стороной S = 22 мм. Правую накладку стремянок задней рессоры надо поставить на левую рессору, а левую — на правую рессору, что дает возможность отодвинуть амортизатор от картера заднего моста. Затем устанавливают (резьбовым концом назад) на нижней поверхности площадок крепления прежних амортизаторов предварительно изготовленные кронштейныпальцы и крепят их двумя болтами М12 X 46. Детали нижнего крепления амортизатора показаны на рис. 2. Для верхнего крепления амортизатора надо изготовить комплект деталей по образцу рычажного амортизатора автомобиля ГАЗ-51: проушину, палец, стальную и резиновую втулки. Проушину приваривают дуговой сваркой к пластине, размеры которой показаны на рис. 3. Теперь нужно определить место установки верхнего кронштейна на наклонной поверхности основания кузова. Для этого амортизатор, собранный с верхним кронштейном, надевают на палец (пока не затягивая) и подводяг верхним концом к основанию кузова с таким расчетом, чтобы при полном ходе сжатия задней подвески, когда стремянки будут касаться основания кузова, амортизатор имел некоторый запас — мог еще немного укоротиться (на тот аварийный случай, если резиновый буфер сжатия будет сбит или сильно поврежден). Поэтому во время «примерки» буфер надо снять, а заднюю часть нагрузить так, чтобы кузов сел на стремянки. Ориентировочно верхний кронштейн должен находиться на линии, отстоящей на 70—80 мм от продольной оси кузова (см. рис. 2) под углом примерно 45 градусов. Затем через отверстия в пластине верхнего кронштейна намечают отверстия, которые нужно просверлить в основании кузова. При сборке необходимо ис внутренней стороны багажника подложить пластину — такую же, как пластина верхнего кронштейна. Верхние кронштейны крепят болтами М12Х25. бенно на поворотах при кренах кузова. На рис. 4 показано (ориентировочно) положение амортизаторов, установленных по первому и второму способам. Кроме того, установка пластины 7 (см. рис. 2) под углом 45 градусов, приводит к непараллельности осей пальцев, что заставляет резино-металлический шарнир верхнего ушка работать в тяжелых условиях и нагружает шток изгибающим моментом. От этих недостатков свободен способ с постановкой усилителя панели пола, приведенный на рис. 5. Здесь амортизаторы реботают с полной эффективностью и без перекосов. Усилитель (рис. 6) надо выколотить из 2—2,5-миллиметровой листовой стали по металлической или деревянной болванке. Перед его установкой необходимо снять бензобак и, конечно, освободить багажник. Форма усилителя подобрана так, что имеющиеся в нем отверстия располагаются над задним мостом на расстоянии 75 мм от его оси (как показано на рис. 5). Сначала его приваривают к панели по контуру детали в местах плотного прилегания, а затем участки неплотного прилегания усилителя подбивают вплотную к металлу панели пола и также приваривают. Перед установкой верхнего кронштейна амортизатора необходимо промять снизу металл панели пола вокруг отверстий в усилителе, предварительно подрубив основание. Размеры этих площадок надо сделать немного большими опорной плоскости кронштейна, показанного на рис. 7. По отверстиям усилителя пробивают панель пола. После снятия старых, рычажных амортизаторов с накладок стремянок на освободившиеся места устанавливают нижние кронштейны амортизаторов. На рис. 8 изображен левый кронштейн, правый — такой же (зеркальное отображение). Нижний кронштейн 8 (см. рис. 5) устанавливают на накладку 13 стремянок снизу и скрепляют с ней двумя болтами 12 (М12 X 30), а верхнюю площадку кронштейна надевают двумя отверстиями на стремянки и также закрепляют гайками. Перед установкой в заднюю подвеску телескопический амортизатор надо подсобрать с его верхним кронштейном и укрепить на панели пола двумя болтами 1. На том же рис. 5 показаны сборка амортизатора с верхним кронштейном, установка на панель пола и соединение нижней проушины с нижним кронштейном. Во всех местах под гайками, где на рисунке показаны пружинные (разрезные) шайбы, их необходимо установить. Детали крепления амортизатора не поставляются в запчасти, поэтому их придется изготовить. Деталей, показанных на рис. 7, 9, 10, 11, нужно по две штуки. ф РЫЧАЖНЫЕ ДВУХСТОРОННЕГО ДЕЙСТВИЯ ВМЕСТО РЫЧАЖНЫХ ОДНОСТОРОННЕГО У многих автолюбителей есть задние рычажные амортизаторы от «старой» «Волги» или «Победы». Опыт установки этих амортизаторов на «Москвичи» моделей 400 и 401 уже имеется. Тов. Волостников, например, сообщил, что у него после установки «волговских» машина стала «жесткой». Инженер Евланов, разработавший для нашего «Клуба» и этот вариант, советует: если заднюю часть кузова будет сильно встряхивать, нужно уменьшить жесткость амортизатора, поставив прокладки между корпусом и торцами пробок обоих его клапанов. Толщину шайб подбирают опытным путем: толще шайба — меньше сжатие пружины, меньше усилие амортизатора. Кстати, у рычажных амортизаторов пробки находятся снаружи, что значительно упрощает эту операцию. М ожно использовать амортизаторы, снятые с «Победы» или «Волги» из-за понизившейся жесткости. О таком опыте сообщил автолюбитель В. Олтаржевский из г. Советска. Что необходимо? Либо амортизатор правый 21-2915006 и левый 21-2915007, либо 20-2915006-Б1 и 20-2915007-Б1 («победовские»). Далее — две стойки 20-2905424, четыре чашки ГАЗ-11-18077 и четыре резиновые подушки ГАЗ-11-18081. Эти детали нетрудно найти или изготовить. На рисунках приведены необходимые данные. Для крепления амортизаторов нужно изготовить левый и правый (зеркальное изображение) кронштейны (рис. 12). Кронштейны крепления стоек старых амортизаторов удаляем. Здесь надо внести ясность: теперь все будет «наоборот», то есть корпуса амортизаторов двухстороннего действия окажутся вверху (на панели пола), а стойки закрепятся в накладках стремянок. Переходим к установке изготовленных кронштейнов. Для этого в панели пола нужно рассверлить по два отверстия с каждой стороны (они остались после удаления заклепок), расположенные ближе к продольной оси кузова, до диаметра 10,5 мм. Через эти отверстия пропускаем болты М10Х25 и прикрепляем кронштейны. Каждый кронштейн надо установить так, чтобы его вертикальная стенка располагалась вдоль продольной оси кузова. После этого, ориентируя сверло по отверстиям в передней части кронштейна, просверливаем в панели пола еще по два отверстия таким же сверлом 10,5 мм, которое, пройдя через нее, должно при этом одновременно пройти через середину фланца (полки) поперечины, расположенной под зад-Ш -Я гШа.ОО шX<Оо_ф СПОСОБ В. ЕВЛАНОВА требует больших затрат труда (надо выколотить усилитель панели пола), но позволяет смонтировать телескопические амортизаторы в лучшем положении. В упрощенном варианте они имеют большой наклон и работают слабее, осош О<со•16- fiO»wSD O 190, l ljevfW">125 Itf/\ зпw —^l$£__\lБО^о.' 2 art •01D.5 ,J™ мУ .»;™CO_...»Ь• \ЯБ Л " ^ \ 1/2niB£ji1D 5Зшш.^_ В линиюмМВ.5 ВНЭТРЕННЯЙм д МИННАЯ4пшдЗгльвМЛ35, 8 4„| \*вСВАРКА ДИГПВАЯи е. 1. Нижний кронштейн. Р ис . 2. Установка амортизатора по предложению В. Волостникова: 1 — основание пола; 2 — пластина в сборе; 3 — резиновая втулка; 4 — стальная втулка; 5 — болт; 6 — гайка; 7 — пластина; 8 — болт; 9 — амортизатор; 10 — внутренняя шайба; 11 — резиновая втулка; 12 — наружная шайба; 13 — гайка: 14 — болт; 15 — палец; 16 — накладка стремянок; а — р азрезная пружинная шайба.Р и с. 3. Верхний кронштейн: 1 проушина; 2 — пластина. Рис. 4. Положение амортизаторов (вид сзади), установленных по способам В. Волостникова (а) и В. Евланова (6). Рис. 5. Установка телескопического амортизатора по способу инженера Евланова: 1 — болт; 2 — резиновая втулка; 3 — болт; 4 — распорная втулка; 5 — верхний кронштейн; 6усилитель панели пола; 7 — амортизатор: 8 — нижний кронштейн; 9 — внутренняя шайба; 10 — наружная шайба; 11 — гайка; 12 — болт; 13 — накладка; а — р азрезная пружинная шайба; б — ось заднего моста. Рис. 6. Усилитель панели пола: а — ось заднего моста. Рис. 7. Верхний кронштейн. Рис. 8. Нижний кронштейн: 1 — кронштейн; 2 — палец. Риг 9. Распорная втулка. Р ис . 10. Палец (сталь 35). Рис. 11. Шайба. Рис. 12. Кронштейн крепления левого амортизатора.