ТРАССА В БОЛЬШУЮНа этой странице мы открываем новую рубрику. В качестве первого материала предлагаем корреспонденцию, начало которой положили опубликованные в «Правде» большая фотография и информация о Гулькевичской средней школе в Краснодарском крае. Шофер Гулькевичского сахарного завода Василий Филиппович Голосюк, с .которым я ехал от станции Кавказская, узнав, что меня интересует сахзаводская средняя школа, «вводит в курс». — Замечательная школа! Здесь и учат и специальность дают. Дочь у меня школу заканчивает. За ее будущее спокоен: можно в институт поступать, можно лаборанткой идти или шофером — водить машину. «Волга» приближается к заводскому поселку. Справа — двухэтажная школа и трехэтажное новое здание, куда в нынешнем году перейдут ученики. Большой пришкольный производственный садовый и полевой участок замыкается автотракторным полигоном — тем самым, что на фото в «Правде». На площади в два га — буквально все, что может встретиться и за пределами учебной трассы. Городского типа асфальтированные дороги дополняются косогором, крутым подъемом и спуском, заболоченным участком, железнодорожным переездом. Никаких условностей: грунтовая дорога — так настоящий проселок; на железнодорожном переезде — настоящие рельсы. В будке, напоминающей пункт ГАИ, школьники при помощи пульта управляют движением по полигону. Есть и нерегулируемые перекрестки. Полигон — гордость школы. Основательно оборудованы и учебные кабинеты. В моторном — все современные двигатели, которыми оснащены автомобили и тракторы местных предприятий. Другой кабинет похож на зал политехнического музея — трактор и грузовик здесь действующие. Конечно, создание такой базы было бы не под силу одному лишь шефу школы — сахарному заводу. В то же время и кадры, которые готовят здесь, приходят не только на сахарный завод, но и на автобазу, на спнртоавод, в совхозы. Поэтому понятно внимание к нуждам школы со стороны всех предприятий и хозяйств Кавказского района. Все они внесли немалый вклад в оснащение кабинетов техникой ив оборудование полигона. А строили это сложное хозяйство сами ребята. По такому же пути идут и другие районы края, перестраивая методику и укрепляя базу школ, готовящих механизаторов. Кабинет безопасности движения. Преподаватель проверяет знание правил. За партами — девятиклассники, и Борис Иосифович Мисюков особенно строг. Ведь ребята уже овладели мопедом, мотороллером, мотоциклом, грузовой машиной, трактором и комбайном, успели поработать на угодьях совхозов. Не за горами время, когда они придут в отделы кадров сахарного завода и других предприятий. Воспользовавшись переменой, задаю один вопрос: что собираются ребята делать после десятилетки? Большинство отвечают: хотим быть водителями. Но это — не единственный ответ. Дима Ситников: Буду поступать в автодорожный институт. Сережа Чиров: Собираюсь в автомобильное военное училище. Саша Пласковский: Моя мечта — поступить в авиационный институт. Если план не удастся, Саша решил уехать в город, где есть авиазавод. А Дима и Сережа — работать шоферами. Огорчаться ли тому, что Сашу Пласковского влечет небо? Конечно, нет! Не может быть так, чтобы все стали водителями. Но то, что большинство изучающих автотракторное дело стремятся стать водителями, показывает, что в школе смогли интересно, убедительно и профессионально ориентировать ребят в нужном для района и края направлении.ЖИЗНЬПодсчитаем технику, которой располагает школа. Семь тракторов, два мотоцикла с коляской, три мотороллера, шесть мопедов, «Москвич-408» и «Москвич-426», ГАЗ-51, автобус, самоходный комбайн, самоходные шасси. Да еще 40 сельскохозяйственных орудий — сеялок, культиваторов, опрыскивателей, разбрасывателей, плугов, лущильников... Невольно вспоминаются годы коллективизации. Колхоз имел гораздо меньше машин, чем эта школа. За одним трактором вся деревня шла. Разнообразие транспортной техники не случайно. Оно связано с системой обучения, разработанной коллективом инструкторов под руководством кандидата педагогических наук заслуженного учителя РСФСР Аркадия Гавриловича Щеколдина, вот уже семнадцать лет возглавляющего школу. Как же учат в сахзаводской школе механизаторов? — Работа начинается в пятом классе и затем, год от года, — рассказывает Аркадий Гаврилович, — мы ставим перед школьниками все более сложные ив то же время все более интересные задачи. В пятом классе инструкторы раскрывают общее устройство машин. Накапливаются технические понятия. С удовольствием пятиклассники разбирают и собирают агрегаты. Но ведь хочется поскорее сесть за руль! Учебный год завершается поэтому ездой на мопедах. В шестом классе школьники изучают технику углубленно. Награда — практическая езда на мотороллерах. В седьмом, восьмом и девятом классах они овладевают тяжелым мотоциклом, автомобилем, трактором, самоходными шасси, комбайном, причем не только на полигоне. Уже в седьмом классе ребята работают на пришкольном сельскохозяйственном учебно-опытном участке, а в девятом, в месяцы, когда на селе особая нужда в людях, трактористы-школьники трудятся на полях близлежащих совхозов.Окончаниена стр. 34.2f