IHAI±IE==>v ГЭКОНОМИЧЕСКИЙ)) 1ЛЕКТОРИЙ!^^ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН И АВТОТРАНСПОРТ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯД евятый пятилетний план развития нар одного хозяйства предусматривает ряд важнейших мер по дальнейшему росту перевозокиулучшению работы автомоб ильного транспорта страны. Имеется в виду, в частности, значительно увеличить парк автомобилей, п режде всего больш ойгрузоподъемности , и автопоездов, у крупнить автохозяйства, расширить сеть дорог с твердым покрытием. В структуре автомобильных перевозок существенная роль принадлежит автотранспорту общего пользования, о бъемгрузооборотакоторогок 1975 годудол ­ ж ен возрасти в 1,6 раза. Д лясрокав пять лет это весьма высокий темп . Надо сказать, что прошедшая , восьмая пятилетка была для автотранспорта общегопользования не совсем обычной . Если проанализировать общийгрузооборотиобщийобъемперевозокгрузов , то выяснится, что и по тому, и по другомупо ­ казателю удельный вес автотранспорта общего пользования снизился. На первый взгляд, этот факт позволяет предположить , что автотранспортные предприятияобщего пользования не оправдали возлагавшихся на них над ежд , оказались недостаточно эффективными. Однако вэкономике , в ее сложных взаимосвязях нельзя ограничи ­ ваться простым сопоставлением двух цифр . Только глубокийи всесторонний анализ позволяет установить истинное положение дел. Такой анализ интересую щих нас итогов восьмой -пятилетки дает другие , п ротивоположные выводы. К акие же? П режде всего отметим , что в течение последних лет по ряду причин основные производственныефонды автотранспортных предприятийобщегопользования — п одвижной состав — обновлялись край ­ не недостаточно. Новых автомобилей поставлялось мало, а старые приходилось списывать. В результате паркгрузовых автомобилей предприятийобщего пользования значительно сократился и «постарел». Так, в системе Главмосавтотранса — о дного из крупнейшихв стране объединений — б ольше 52 процентов машин находится в эксллуатации свыше восьми лет. «Возраст» 38 процентовгрузовых автомобилей перевалил за де ­ сять лет, а пробег — за 300 тысяч кило ­ м етров . П римерно такая же картина вдругих транспортных объединениях об ­ щ его пользования. И все-таки, н есмотря на сокращениепаркаиухудшениеегоструктуры , автотранспорт общего пользования за пятилетие увеличил грузообо ­ рот на 27, а объем перевозок — на 16процентов. В 1970 году он доставил вобщей сложности 3821 миллионвсевоз ­ м ожныхгрузов . Это свидетельствует об эффективности работы автотранспорта общего пользования, его жизненностии народнохозяйственной значимости. За истекшее пятилетие суммарная грузоподъемностьсписочногопарка на предприятиях Министерства автомобильн ого транспорта РСФСР сократилась на 4 процента, а грузообороттем не ме ­ нее вырос на 25 процентов . П риэтом почти 80 процентов всех грузовв 1970 году пришлось на централизованные перевозки , то есть на самую прогрессивную форму транспортного обслуживания. Ц ифры эти вполне объяснимы . Успехи автотранспортных предприятий общего пользования предопределенытемиог ­ ромными принципиальными преимуществами, к оторыми они обладают. М аши ­ ны используются здесь наиболее эффективно, транспортный процесспостоянно совершенствуется, сфера иобъемцен ­ трализованных перевозокгод от года растут. П риведем хотя бы данныеовы ­ р аботке на среднесписочнуютоннугру ­ з оподъемностиподвижного состава. Как известно, это один из важнейшийпока ­ зателей использования основных фондов на транспорте. Так вот, за прошлую пятилетку вцелом по автотранспорту общего пользования выработка возросла на 20 процентовпообъемуперевозок (в тоннах) и на 30 про ­ центов по грузообороту (в тонно - к ило ­ метрах). Д остигнуто это благодаряпо ­ вышению коэффициента выпуска автом обилейи увеличению продолжительности их работы на линии, а такжеза счет сокращения порожних пробегов. Коэффициент использования пробега возрос на 8,5 процента иприблизилсяк 0,60, тогда «ак вцеломпо автотрансп орту страны (без транспорта общего пользования) он составляет 0,50. Эти цифры надо считать весьма красноречи ­ в ыми , если учесть, какими усилиями дается каждыйпроцентповышенияко ­ эффициента использования пробега в условиях, к огда происходит неуклонная специализация подвижного состава. В системе автотранспорта (с учетомпогрузочно - в ыгрузочных работ) занято около девяти миллионов человек — п ри ­ м ерно десятая часть общего числа ра ­ бочих и служащих страны. М еждутем производительность трудав течение ря ­ д а лет повышалась здесь крайне мед пенно. В 1966—1970 гг. п роизводствен ­ но-техническая база автохозяйств обще -РАССКАЖИТЕ О СВОЕМ ПОХОДЕКонкурс на лучший маршрут продолжаетсяЛюбовь к путешествиям, стремление повидать новые, неизведанные еще места — вот что привело группу мототуристов, которую возглавлял В. Апостолов, на дороги далекого Памира. Часть пути от Москвы они, правда, преодолели по железной дороге, но зато больше времени получили для знакомства сТаджикистаном, замечательными успехами, которых достигла республика в братской семье советских народов. На снимке вы видите мототуристовучастников конкурса журнала «За рулем» на Памире, в момент, когда они остановились для того, чтобы уточнить маршрут. Тысячи авто- и мототуристов совершают увлекательные походы по родной стране. С каждым годом людей, которые проводят свой отпуск в путешествиях, становится все больше и больше. Редакция «За рулем» объявила конкурс на лучший маршрут. Он посвящен славному 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик. В конкурсе, как уже сообщалось в журнале (1971, № 1), могут участвовать все авто- и мототуристы,14